Служебно-прикладные виды спорта — это виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), которые связанны с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти, своих служебных обязанностей.
Перечень данных видов спорта определён постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта» [1].
Так к данным видам спорта относятся:
— служебное двоеборье;
— служебный биатлон;
— стрельба из боевого ручного стрелкового оружия;
— комплексное единоборство;
— многоборье кинологов;
Резервы для повышения уровня физической подготовленности будущих сотрудников УИС следует искать в организации внеучебной физкультурной деятельности и самоподготовке обучающихся.
Речь идет о развитии в вузах ФСИН рекреационно-оздоровительной физической культуры, которая решает следующие задачи:
— укрепление организма и повышение его адаптационных возможностей к условиям существования в окружающей среде и выполнения задач в процессе профессиональной деятельности;
— комплексное развитие физических качеств;
— освоение широкого арсенала двигательных умений и формирование двигательных навыков;
— увеличение объема двигательной активности;
— повышение уровня физической подготовленности;
— удовлетворение потребностей в занятиях физическими упражнениями и спортом в соответствии с интересами индивидуума;
— вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями и спортом;
— приобретение компетенций по основам физической культуры и спорта.
Кроме того, рекреационно-оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции: коммуникативную, гедонистическую, организации активного досуга, отдыха, релаксации и отвлечения.
Рекреационно-оздоровительная физическая культура предусматривает два направления: физкультурно-оздоровительные занятия и массовый спорт.
Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях обеспечивает у будущих сотрудников органов внутренних дел формирование психофизической готовности к профессиональной деятельности, выполнению служебных обязанностей [2].
В настоящее время одним из видов рекреационно-оздоровительной физической культуры являются спортивные игры, которые преподаются в учебных заведениях ФСИН России. На данных занятиях курсанты активно проявляют себя, показывая свои лучшие качества и характеристики.
Однако, в тематическом плане прикладной физической подготовке, данные темы со спортивными играми занимают очень малое количество, и за один учебный семестр возможно лишь одно или два занятия, позволяющим курсантам поиграть в такие игры как футбол, волейбол или баскетбол.
Спортивные игры реализуют коммуникативные и рекреативные функции, способствуют гуманизации воспитательного процесса, в котором обучающийся из объекта социально-педагогического воздействия переходит в субъект активной творческой деятельности с формированием мотивов к самообучению, самосовершенствованию и развитию. Обеспечение результативности процесса физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, включает в себя следующие требования:
— систематичность занятий физическими упражнениями;
— увеличение объема физических нагрузок в соответствии с повышением уровня физической подготовленности занимающихся;
— соблюдение порогового уровня физических нагрузок каждого тренировочного занятия [3].
Для подтверждения нашей теории о необходимости выделения большего количество учебных часов, содержащих темы со спортивными занятиями, нами был проведен опрос курсантов Кузбасского института ФСИН России. В опросе участвовало 50 человек, по 10 представителей каждого курса, половина курсанты женского пола, половина мужского. Вопросы анкеты были направлены на выявления недостатков в проведении занятий по физической подготовке. Результаты опроса следующие:
— более 74 % опрошенных выделили недостатком малое количество спортивных игр в образовательном процессе;
— около 12,5 % опрошенных отметили, что физические нагрузки им даются тяжело;
— 13,5 % опрошенных не отметили существенных недостатков.
Таким образом, из результатов проведенного исследования мы можем сделать вывод, что для улучшения процесса обучения курсантов, повышениях их заинтересованности в процессе физического воспитания, а также укрепления здоровья, необходимо выделять большее количество тематических занятий, посвященных спортивным играм.
Еще одной формой физической подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России является самоподготовка, в процессе которой у обучающихся развивается самостоятельность в познавательной деятельности, формируются ключевые образовательные компетенции по физической культуре и спорту, обеспечивающие осознанное применение знаний, двигательных умений и навыков в профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка сотрудников УИС — это целенаправленный процесс, ориентированный на овладение и постоянное совершенствование сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на УИС.
Система профессиональной подготовки сотрудников УИС представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных и информационно-воспитательных форм распространения и приобретения профессиональных знаний, умений и навыков сотрудниками в период прохождения службы, а также сеть учебных заведений, обеспечивающих, реализацию соответствующих форм (элементов, направлений) процесса профессиональной подготовки.
Физическая подготовка представляет собой составную часть системы ведомственного профессионального образования, неразрывно связанную с процессами, происходящими в общественно-политической и социально-экономической жизни государства.
Таким образом, в заключении считаем необходимым отметить, что физическая подготовка является неотъемлемым элементом обучения в ведомственном образовательном учреждении. От качества проведения и заинтересованности курсантов будет зависеть результат, который необходимо достичь, для реализации цели физической подготовки. Поэтому, считаем целесообразным придавать большее значение рекреационно-оздоровительной физической культуре, которая в рамках учебного заведения ФСИН России может быть реализована в виде спортивных игр и массовых спортивных мероприятиях.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 695 (ред. от 25.10.2019) «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта»// Собрание законодательства РФ.2009. N 35. — Ст. 4246.
- Панов Е. В. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа как один из факторов совершенствования физической подготовки курсантов вузов правоохранительных органов // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сборник статей. — 2016. — C. 260–263
- Тумасян Л. Л. Развитие физических качеств курсантов МВД / Л. Л. Тумасян // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 9. — № 3/2. — 2017. — С. 191–196.