Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сунцова, Н. Ю. Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста / Н. Ю. Сунцова, О. К. Жигалко, О. В. Юнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54307/ (дата обращения: 26.04.2024).



Предметно-пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка. Она воспитывает и развивает его, поэтому имеет свои основные характеристики.

Для детей раннего возраста это:

1) Разнообразие, которое предполагает наличие всевозможного игрового, дидактического материала для сенсорного развития, организации двигательной активности, продуктивной деятельности, развития мелкой моторики и т. д.

2) Оптимальная насыщенность, т. е. материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия или недостатка) целостную среду. Не допускайте перенасыщения среды, как и скудности — это вредно для ребёнка.

3) Стабильность. Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки. Поэтому материалы пособия, игровое пространство и т. д. должно иметь своё постоянное место.

4) Доступность. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка.

5) Эмоциональность. Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка, вызывающей у него положительные эмоции).

6) Зонирование. Построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, они играют не вместе, а рядом).

При организации предметно — развивающей среды в группе нужно создать условия для реализации одной из основных потребностей ребёнка — потребности в движении. Зона «Двигательной активности» должна занимать место, которое позволяло бы детям свободно двигаться. Она должна быть оснащена различными мечами для прокатов, резиновыми кольцами, ковриками, дорожкой здоровья и т. п., которые помогают организовать подвижные и самостоятельные игры детей. Например, игра «Курица и цыплятки», цель которой развивать внимание, умение повторять действия взрослого, " Собери мячики в корзинку», " По мостику через ручеёк» и т. д. Все занятия с оборудованием должны проходить под наблюдением и непосредственном участии взрослого. Взрослый должен видеть, как ребёнок выполняет упражнение, насколько его действия верны и полезны.

В зоне развивающих игр все игры и пособия должны быть направлены на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики воображения, речи.

Например, в зоне могут быть матрёшки с четярьмя-пятью вкладышами, стаканчики, игрушки-шнуровки, панно с липучками, пуговицами, кубики, пирамидки, лото, конструкторы.

Замечено, что ребёнок 2–3 лет иногда нуждается в некотором уединении. Поэтому малышу необходимы «домики», позволяющие отдохнуть от взрослого и других детей. Уголок отдыха (релаксации) может включать элементы «сенсорной комнаты», содержать элементы визуального воздействия и звукового эффектов, например, «бегущие» огоньки, журчащий фонтанчик.

Ряженье малышей 3-го года жизни так же имеет свои особенности. Развивающееся воображение, знакомство со сказками, потешками побуждают детей побыть в образе кого-то. Например, пробежать как мышка, пройти как медведь, поскакать как лягушка. В уголке ряженья должны присутствовать разные аксессуары: шапочки, маски, фрагменты костюмов разных персонажей (фуражки, пилотки, ленты, платочки, воротники, колпачки). Уголок «Ряженье» желательно пополнять в течение всего года. Этот вид деятельности может сочетаться с ролевыми играми и быть частью «Салона красоты», «Парикмахерской».

Ребята в свободное от режимных процессов время отдают предпочтение рисованию и лепке. Для этой деятельности должен быть отведён специальный столик. Ребёнок может порисовать за столом и в другой части комнаты, но главное, после рисования следует убрать всё на место. Для рисования детям 3–го года жизни можно предложить специальное самостирающееся устройство, восковые карандаши, доски с палочкой для рисования и т. п. Эти материалы заманчивы тем, что, способствуя развитию первых изобразительных умений, не создают проблем, не пачкают рук, не требуют частой смены бумаги, восковые карандаши не крошатся на пол. Изобразительная деятельность детей должна проходить под контролем педагога. Он не только способствует организации и делает развивающим этот вид деятельности. В процессе диалога с малышом педагог побуждает его рассказать о своих замыслах, поддерживает интересные начинания, в случае необходимости помогает. Если на рисунке появляется «незапланированное» пятно, то воспитатель не огорчает ребёнка, а придаёт ему образность, чуть — чуть дорисовав детали, например «хвостик», «ушки», «глазки» и т. п. Это полезно для развития воображения детей и поддержания интереса к творчеству.

Для малышей 3-го года жизни необходим уголок книги. Книжные иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги любимое место у ребят. Этот уголок оформляется красочно, может сочетаться с театром. В библиотеке находятся новые и хорошо знакомые книги, особое место среди которых занимают любимые книги. Таких книг должно быть не менее 2–3 экземпляров (на случай, если такую книгу захочет взять 2–3 ребёнка одновременно). Уголок книги может быть выполнен в виде стоечки с полками, можно использовать столик и стулья с хохломской росписью, расписной шкафчик с полочками. Над столом может опускаться с настенного кронштейна красиво оформленный абажур, придавая особую прелесть месту, где живут сказки. Любовь и уважение к книге закладывается именно в раннем возрасте. Поэтому, создавая красочный, содержательный уголок книги, взрослый формирует внутренний мир ребёнка, расширяет видимое и не видимое пространство и обогащает окружающую среду.

Таким образом, можно сделать вывод что целью предметно — пространственной среды является расширение представления детей о назначении предметов, обучение действовать с ними, вносить полученные знания и навыки в самостоятельные игры и повседневную жизнь.

Литература:

  1. Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№ 8.
  2. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.
  3. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -http://goo.gl/VhpiUr
  4. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№ 8.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, уголок книги, вид деятельности, дидактический материал, игра, книга, ребенок.


Похожие статьи

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством...

 систематизация материала о дидактических играх доступных для усвоения детьми

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать.

Ознакомление детей с дидактическими играми у детей раннего возраста может быть...

Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста

Эффективность дидактических игр с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

‒ Разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию эталонов у

В ходе проведения дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а

Таким образом, включение дидактических игр и упражнений, включение их во все виды...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего...

- Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Издание книг.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

В работе с детьми воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через...

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста.

С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей... игра, ребенок, ход игры, создание игры...

Построение предметно-развивающей среды для организации...

Изготавливая учебно-дидактический материал, дети учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Также организация данного вида деятельности воспитывает у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее

Особенно ценны игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на...

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве...

Весь собранный материал использовался в различных видах деятельности и применялся в

Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами

Сенсорное воспитание ребёнка в раннем возрасте нельзя переоценить, приходя в группу...

Похожие статьи

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством...

 систематизация материала о дидактических играх доступных для усвоения детьми

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать.

Ознакомление детей с дидактическими играми у детей раннего возраста может быть...

Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста

Эффективность дидактических игр с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

‒ Разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию эталонов у

В ходе проведения дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а

Таким образом, включение дидактических игр и упражнений, включение их во все виды...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего...

- Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Издание книг.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

В работе с детьми воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через...

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста.

С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей... игра, ребенок, ход игры, создание игры...

Построение предметно-развивающей среды для организации...

Изготавливая учебно-дидактический материал, дети учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Также организация данного вида деятельности воспитывает у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее

Особенно ценны игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на...

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве...

Весь собранный материал использовался в различных видах деятельности и применялся в

Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами

Сенсорное воспитание ребёнка в раннем возрасте нельзя переоценить, приходя в группу...

Задать вопрос