Использование аутентичных художественных фильмов для развития коммуникативной компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.12.2018

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Налётова, А. А. Использование аутентичных художественных фильмов для развития коммуникативной компетенции / А. А. Налётова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54217/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена использованию аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку в школе. Рассматривается значение аутентичного художественного фильма как одного из эффективных и привлекательных средств обучения иностранному языку. Использование аутентичного художественного фильма помогает расширить межкультурные взгляды, сформировать коммуникативную компетенцию.

Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, языковая среда, аутентичный видеофильм, коммуникативная компетенция, видеофильм.

The article is devoted to the use of audiovisual means in teaching a foreign language at school. The article considers the importance of an authentic feature film as one of the effective and attractive means of teaching a foreign language. The use of an authentic feature film helps to expand intercultural views, to form a communicative competence.

Key words: foreign language, English language, language environment, authentic video, communicative competence, video.

В настоящее время изучение иностранных языков становится необходимым компонентом интеллектуальной и практической деятельности большинства людей. Главную цель обучения составляет формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя не только умение общаться на иностранном языке в устной и письменной форме, но и способность к ведению диалога культур — знание собственной культуры и культуры стран изучаемого языка.

Коммуникативная компетентность, по мнению О. В. Михайловой, — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [4., с.184].

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность представляет собой синтез социально-перцептивной, рефлексивной, психолого-педагогической компетенций и связанных с ними умений

Успех в овладении английским языком во многом зависит от методики работы учителя, его умения использовать различные современные технологии в контексте решения образовательных задач.

Сформировать коммуникативную компетенцию вне языковой среды довольно сложная задача.

Наиболее эффективная методика изучения иностранного языка — это погружение обучаемого в языковую среду в стране изучаемого языка. [5, с. 46] Хорошим вариантом так же является непосредственное общение с носителем языка. Но как правило, все это невозможно. Существует альтернативный вариант погружения в языковую среду — использование аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка. Они помогают преодолеть возможную пространственную дистанцию и, тем самым, обеспечивают доступ к реальности вне аудитории. Видеоматериалы не только знакомят учащихся с культурой и повседневной жизнью людей страны изучаемого языка, но и позволяют им самим окунуться в культуру страны.

Несмотря на то, что использование различных аудиовизуальных средств и просмотр видеофильмов являются частью повседневной жизни современного человека, в сегодняшней школе доминирует преимущественное использование печатных учебных материалов при обучении иностранным языкам при полном или почти полном игнорировании видеоматериалов. Потенциал использования видеоматериалов при обучении иностранным языкам до сих пор полностью не исчерпан. Это касается не только недостаточного использования таких средств на уроках иностранного языка, но и методической составляющей их использования.

Современный урок требует от преподавателя большой мобильности, умения создавать яркие дополнения к традиционным учебным комплексам. Эффективное использование аутентичного видеофильма требует от преподавателя определенных методических знаний и тщательной подготовки заданий. [3, с. 268.]

Использование аутентичных видеофильмов в процессе обучения создает большие возможности для развития умений и навыков во всех видах речевой деятельности и наделяет учебный процесс максимальной коммуникативной направленностью. Видеофильмы обладают эмоциональным и воспитательным воздействием, являются источником культурологической информации.

Одно из множества достоинств просмотра аутентичных видеофильмов — это настоящий живой разговорный английский язык, в котором присутствует сленговые выражения и обороты, которых может не быть в словарях. Художественные фильмы создаются носителями языка для носителей языка, поэтому в них говорят так же, как в реальной жизни [2, с.100]. Понимание живого английского языка является одной из основных целей его изучения.

Фильмы являются источником информации, обладающей средствами эмоционального, интеллектуального и воспитывающего воздействия. Благодаря сочетанию аудио- и видеоряда они является источниками аутентичных образцов речи, иллюстрирующих норму изучаемого языка. Способствуют созданию ситуаций общения, близких к естественным, стимулируют мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивают их умения к творческому высказыванию.

В силу своей динамичности аутентичные видеофильмы являются важным средством для беспереводного овладения иностранным языком как средством коммуникации. Как одно из важнейших эмоциональных средств воздействия, они способствуют повышению уровня мотивации на занятиях по английскому языку. Обеспечивают соблюдения принципа устного опережения, что позволяет вычленить произносительную сторону и сосредоточить усилия учащихся на целостном восприятии и воспроизведении речевого материала. А также способствуют непроизвольному запоминанию материала, обусловленному эмоциональным сопереживанием происходящему на экране.

Видеофильм содержит внешне выраженный компонент речи (мимика, жесты), сопровождающий ее вербальное выражение, т. е. предъявляет диалогическую речь и зрительно. Игнорирование в процессе обучения внешнего компонента речи предопределяет неполноценные результаты, как с точки зрения понимания, так и продуцирования речи. Зрительный ряд фильма позволяет включить в высказывание внешние элементы ситуации, что обуславливает возникновение реплик, представленных ситуативными неполными предложениями.

Являясь аудиовизуальным средством обучения, фильм сообщает учащимся за единицу времени больше информации, чем другие средства обучения, содержащие лишь вербальную информацию [1, с. 26]. Воздействие аудитивной и визуальной информации на различные органы чувств и интеллектуальную сферу учащихся способствует наибольшему эффекту восприятия, переработки и запоминания этой информации. Чем больше анализаторов участвуют в приеме информации, тем успешнее выполняется деятельность, в том числе и речевая.

Аутентичные видеофильмы являются универсальным средством для формирования и совершенствования всех возможных навыков и умений: произносительных, лексических, грамматических, как в диалогической, так и в монологической речи. При выборе определенной цели в работе над фильмом лексические и произносительные навыки и умения непроизвольно также совершенствуются в результате их естественного слияния в речи персонажей фильма.

Работа над фильмом вносит разнообразие в привычную часто однообразную работу на уроке, заставляет учащихся задействовать новые каналы получения информации и менять привычный ритм работы на уроке английского языка.

Кроме того, это один из самых приятных способов изучения английского языка и тренировки восприятия речи на слух.

Аутентичный видеофильм является одним из наиболее эффективных способов развития языковой компетенции у изучающих иностранный язык и обладает большим потенциалом для развития методики преподавания иностранных языков.

Литература:

  1. Воробьева М. В. К вопросу о методическом подходе к работе над аутентичным художественным фильмом на занятиях по иностранному языку // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков / [отв. ред. М. В. Пименова]. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГЭУ, 2017. — С. 24–30.
  2. Заостровская И. А. Использование аутентичного аудиовизуального материала на занятиях по иностранному языку в нелингвистических вузах // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования. — Кемерово: КузГТУ, 2017. — С. 99–107.
  3. Кузнецова И. В. Дидактические свойства и функциональные возможности видеоматериалов в модульном курсе обучения английскому языку на первом этапе морского образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2017. — № 2. — С. 267–274.
  4. Михайлова О. В. Проблема коммуникативной компетенции // Вестник Хакасского государственного университета им Н. Ф. Катанова / О.В. михайлова. — Абакан: Издательство Хакаского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2005. — с. 183–186.
  5. Никитина С. Е. Использование аутентичного художественного фильма на занятиях по иностранному языку // Иностранные языки в современном мире: сборник материалов IX международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 45–51.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, коммуникативная компетенция, языковая среда, аутентичный видеофильм, коммуникативная компетентность, носитель языка, умение, аутентичный художественный фильм, процесс обучения.


Похожие статьи

Просмотр аутентичных художественных фильмов, как способ...

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в областипреподавания иностранных языков восходят к определению американскогоученого Д. Хаймза, согласно которому, «коммуникативная компетенция – это то...

Использование аутентичных видеоматериалов для развития...

Главной целью изучения иностранного языка, заложенной во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих образовательный процесс по иностранному языку, является достижение обучающимися иноязычной коммуникативной компетенции во всех видах...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку позволяет создать ситуацию подлинного общения в классе, наполнить смыслом высказывания учащихся, научить их использовать в речи аутентичные реплики, свойственные носителям языка.

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении...

Ключевые слова: аутентичные видеоматериалы, использование видео, иностранный язык, коммуникативная компетенция. Согласно современным образовательным стандартам «Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной...

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

Развитие коммуникативной компетенции, подразумевающей способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, лежит в основе преподавания иностранного языка в современном техническом вузе.

К вопросу использования аутентичного видео (английский язык...)

Целью обучения иностранным языкам в вузе является формирование коммуникативной компетенции.

Использование аутентичных видеоматериалов способствует повышению мотивации обучающихся, активизирует сам процесс обучения иностранным языкам, вносит...

Интернет-ресурсы в обучении испанскому языку

Ключевые слова: Интернет-ресурсы, аутентичные материалы, языковая компетенция, коммуникативная компетенция, межкультурная

Грамотный подбор материала при обучении иностранному языку способствует развитию необходимых компетенций, повышению...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

К формированию социокультурных компетенций через...

Ключевые слова: иностранный язык, аутентичный видеоматериал, мотивация, диалог культур, коммуникативные и культурные компетенции. В настоящее время в глобальном мире изучение и знание иностранного языка обретает новый статус, поскольку язык представляет особую...

Использование видеоматериалов для формирования...

Видео урок овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.

аутентичные видеоматериалы, использование видео, иностранный язык, коммуникативная компетенция.

Похожие статьи

Просмотр аутентичных художественных фильмов, как способ...

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в областипреподавания иностранных языков восходят к определению американскогоученого Д. Хаймза, согласно которому, «коммуникативная компетенция – это то...

Использование аутентичных видеоматериалов для развития...

Главной целью изучения иностранного языка, заложенной во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих образовательный процесс по иностранному языку, является достижение обучающимися иноязычной коммуникативной компетенции во всех видах...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку позволяет создать ситуацию подлинного общения в классе, наполнить смыслом высказывания учащихся, научить их использовать в речи аутентичные реплики, свойственные носителям языка.

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении...

Ключевые слова: аутентичные видеоматериалы, использование видео, иностранный язык, коммуникативная компетенция. Согласно современным образовательным стандартам «Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной...

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

Развитие коммуникативной компетенции, подразумевающей способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, лежит в основе преподавания иностранного языка в современном техническом вузе.

К вопросу использования аутентичного видео (английский язык...)

Целью обучения иностранным языкам в вузе является формирование коммуникативной компетенции.

Использование аутентичных видеоматериалов способствует повышению мотивации обучающихся, активизирует сам процесс обучения иностранным языкам, вносит...

Интернет-ресурсы в обучении испанскому языку

Ключевые слова: Интернет-ресурсы, аутентичные материалы, языковая компетенция, коммуникативная компетенция, межкультурная

Грамотный подбор материала при обучении иностранному языку способствует развитию необходимых компетенций, повышению...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

К формированию социокультурных компетенций через...

Ключевые слова: иностранный язык, аутентичный видеоматериал, мотивация, диалог культур, коммуникативные и культурные компетенции. В настоящее время в глобальном мире изучение и знание иностранного языка обретает новый статус, поскольку язык представляет особую...

Использование видеоматериалов для формирования...

Видео урок овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.

аутентичные видеоматериалы, использование видео, иностранный язык, коммуникативная компетенция.

Задать вопрос