Политико-правовое регулирование противодействия коррупции в Финляндии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.11.2018

Статья просмотрена: 2383 раза

Библиографическое описание:

Волкова, Я. С. Политико-правовое регулирование противодействия коррупции в Финляндии / Я. С. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 245-249. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54210/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются основные политические и правовые основы борьбы с коррупцией в Финляндии. Основываясь на достаточно успешном опыте, автор говорит о целесообразности применения модели противодействия коррупции в Финляндской республике в других странах мира.

Ключевые слова: политико-правовое регулирование, противодействие коррупции, Финляндия, опыт.

Экономическая защищенность и финансовая стабильность совместно с социально-политическим спокойствием любого государства зависят от многих внешних и внутренних факторов. Одним из наиболее важных из них является коррупция и ее проявления в сфере государственно-частных отношений. Проанализировав степень коррупционной обстановки в органах власти того или иного государства, можно сделать вывод не только об эффективности и надежности политических и социально-экономических институтов, но и об уровне развития демократических основ правового государства и структур гражданского общества, степени соблюдения основных прав и свобод человека в стране.

Коррупционные отношения представляет достаточно серьезную угрозу для государства, демократии, прав и свобод человека, равноправия и социальной справедливости. Коррупция существенно замедляет экономическое развитие государства, что, в свою очередь, является социально опасным феноменом, т. к. создаются политические предпосылки для снижения устойчивости демократических институтов и подрыва нравственных устоев общества. Феномен коррупции постепенно приобретает характер международной проблемы, требующей участия всех заинтересованных стран мира, перенимание опыта государств, успешно справляющихся с коррупционными проявлениями.

В указанном контексте Финляндия многими политологами и правоведами относится к самостоятельной правовой системе, где наряду с ней выделяют также другие скандинавские страны, такие как Исландия, Швеция, Норвегия, Дания и др. Другая часть ученых склонна считать, что так называемая «скандинавская правовая система» является разновидностью романо-германской правовой семьи. Исходя из этого, Финляндию можно охарактеризовать как государство, которому свойственен прагматизм в праве, максимальный учет и соблюдение правовых норм, что выливается в жесткий контроль и пресечение нарушений, в том числе и в сфере коррупционных отношений. Указанные обстоятельства обуславливают специфику политико-правового регулирования противодействия проявлениям коррупции в финском варианте.

Основным принципом антикоррупционной политики в Финляндской республике является включенность коррупции в общую правовую канву преступности, без изучения коррупционных проявлений изолированно, в особом порядке. В стране нет специальных законов, направленных на противодействие коррупции, отдельно взятых антикоррупционных государственных структур. Руководство Финляндии считает, что проявления коррупции, в первую очередь говорят о низкой эффективности государственного управления, слабой мотивированности чиновников работать в рамках закона. Расследуют преступления коррупционной направленности в Финляндии полицейские структуры, обычно на местах, однако резонансные коррупционные преступление расследует уже Национальное бюро по расследованию [1, c. 24].

Финское законодательство не содержит определения понятия «коррупция», однако основные положения, касающиеся коррупционных проявлений, представлены в Уголовном кодексе страны. В указанном нормативно-правовом акте содержаться нормы, касающиеся проявлений коррупции в государственном или частном секторах Финляндской республики. В 1989 году в указанные нормы было внесено несколько поправок и дополнений, т. к. в тот момент проходила реформа системы уголовного законодательства Финляндии. Последующие изменения были связаны с ратификацией Финляндией ряда международных соглашений, касающихся коррупции и ее проявлений. Ряд правовых норм касается легализации незаконно полученных доходов и фальсификации отчетности, которые также были включены в уголовное законодательство Финляндии в середине 1990-х годов, после вступления страны в число государств-членов Европейского союза.

Коррупционные проявления в государственном секторе Финляндии находят правовое регулирование в активной и пассивной форме в Уголовном кодексе страны. Нормы ответственности за так называемую «активную» (или явную) коррупцию регулируются Уголовным Кодексом Финляндии в главе 16, а за «пассивную» (или скрытую) коррупцию в главе 40.

Глава 16 Уголовного кодекса Финляндии содержит явные факты коррупции, которые представлены следующим образом:

1) раздел 13 — дача взятки:

– лицо, которое обещает, предлагает или дает должностному лицу в обмен на его или ее действия подарок или иное благо, предназначенное для него или для другого лица, влияя тем самым на принятие решения путем подкупа, наказывается штрафом или лишением свободы на срок до двух лет.

– также лицо, которое в обмен на действия по службе государственного должностного лица, получает соответствующее предложение или в дар подарок, а также иные выгоды, должно быть осуждено за взяточничество;

2) раздел 14 — взятка в особо крупном размере:

– если при даче взятки: подарок или выгода предназначены для того, чтобы заставить человека действовать вопреки своим обязанностям с результатом значительной выгоды для взяткодателя или другого лица, а также значительной потери или ущерба другому лицу; стоимость подарка или выгоды значительна и взяточничество усугубляется также, когда оценивается в крупном размере, подозреваемый должен быть осужден за дачу взятки при отягчающих обстоятельствах к лишению свободы на срок от четырех месяцев до четырех лет [2].

Отягчающими обстоятельствами является то, что дача взятки члену Парламента происходит в виде подарка или безвозмездной оплаты, предназначенной для того, чтобы лицо действовало в своем парламенте, принося нужный результат взяткодателю или другому лицу, сопряженный с убытками и ущербом, а также, когда стоимость подарка и выгоды значительны. Наказание за это предусмотрено на срок до четырех лет лишения свободы.

Глава 40 Уголовного кодекса Финляндии характеризует должностные преступления. Разделы 1–4 указанной главы посвящены латентным проявлениям коррупции.

В частности, в разделе 1 Главы 40 Уголовного кодекса Финляндии говорится: если публичное должностное лицо за свои действия во время службы, за себя или кого-то еще просит подарок или другую незаконную выгоду или иным образом выступает с инициативой для получения такой выгоды; принимает подарок или другую выгоду, которая влияет, либо предназначена для влияния, а также соглашается с подарком или другим преимуществом, — все это наказывается штрафом или лишением свободы до двух лет [2]. Примечательно, что публичное должностное лицо наказывается также за получение взятки, если в период действия во время службы он или она соглашаются на предоставление подарка или другой выгоды.

Аналогичные нормы содержатся и в разделах 2–4 Главы 49 Уголовного кодекса Финляндии, а также в Законе Финляндии о государственных служащих, который подобным же образом налагает запрет на получение любого типа взяток со стороны служащих государственных учреждений. Наказание последует даже независимо от того, насколько сильно оказал влияние факт подарка и т. д. на профессиональное выполнение возложенных на чиновника обязанностей и оказал ли влияние вообще. Отметим также, что отдельно в Главе 16, в разделе 14(а) и главе 40, разделе 4 Уголовного кодекса Финляндии выделяются активные и пассивные формы коррупционных отношений парламентариев. В 40 главе есть нормы, которые применяются ко всем государственным служащим, а также представителям иностранных государств, и членам парламентов других стран [2].

Коррупционная деятельность в сфере бизнеса находит свое регулирование в Главе 30 Уголовного кодекса Финляндии (разделы 7 и 8). Частная организация может признаться виновной в факте взятки, и обязана, после вступления в силу приговора суда, выплатить штраф, размер которого может доходить до 850 тыс. евро (глава 9 Уголовного кодекса Финляндии). Лицо, которое признали виновным в даче взятки или покушении на дачу взятки, может лишиться официальной возможности вести бизнес в Финляндии (Закон о запрете операций в бизнесе 1059/1985) [2]. Учитывая тот факт, что число дел, которые связаны с коррупцией в предпринимательской среде небольшое, серьезных объемов юридической практики по указанному направлению еще нет.

В опубликованной в сентябре 2016 г. «Национальной стратегии борьбы с теневой экономикой и экономической преступностью на 2016–2020 годы» (Антикоррупционная стратегия) борьба с коррупцией указывается как один из принципиальных приоритетов деятельности в Финляндии. В тексте документа отмечается, что новая стратегия является продолжением предыдущих планов действий по борьбе с теневой экономикой и экономическими преступлениями, последних из которых (планов действий) закончилось в 2015 году. В соответствии с требованиями парламента Финляндии Комитет по аудиту страны при проработке Антикоррупционной стратегии принял во внимание следующие моменты (аспекты):

– тот факт, что стратегия должна быть всеобъемлющей, и тот факт, что действия должны быть последовательными, а процесс борьбы с коррупцией можно планировать на долгосрочную перспективу;

– стратегия направлена на фокусирование внимания, касающегося международного потока денег и товаров, а также на вопросах, связанных с мобильностью гражданских служащих [3].

Цель Антикоррупционной стратегии заключается в сокращении как национальной, так и международной экономической преступности и теневой экономической деятельности в Финляндской республике. Ставится также задача предотвратить и уменьшить коррупционные действия в бизнесе, а также снизить тот ущерб, которые противоправные действия оказывают на государство и общество [3].

Антикоррупционная стратегия продвигает проекты, которые улучшают возможности различных производственных компаний для здоровой конкуренции, что, в свою очередь, облегчает указанным фирмам выполнение своих обязательств в рамках публичных правоотношений. Особое внимание в рамках Антикоррупционной стратегии уделяется финансированию мер по предупреждению теневой экономики и экономической преступности. В документе отмечается, что для успешной борьбы с теневой экономикой и экономическими преступлениями власти Финляндии должны сотрудничать с предпринимательскими структурами и гражданским обществом. Частный сектор (малый, средний и крупный бизнес) призван играть ключевую роль в предотвращении конфликтов, снижению коррупционных проявлений, снижение теневого фактора экономических отношений. Эффективная борьба с теневой экономикой и экономическими преступлениями требует отлаженного взаимодействия общественности и предпринимательских структур в рамках правового государства и гражданского общества.

Антикоррупционная стратегия направлена:

– на уточнение и укрепление структур антикоррупционной деятельности;

– повышение степени осведомленности населения о коррупции и изменение отношения к ней;

– повышение прозрачности секторов и ситуаций, для содействия выявлению коррупции, а также для содействия исследованиям и сбору информация о коррупции [3].

Планируется, что Антикоррупционные действия будут усилены за счет большего внимания к законности и прозрачности общественных процедур закупок в муниципалитетах, в частности, путем повышения эффективности надзора за государственными закупками. Важно также усиление защиты лиц, сообщивших о подозрении в коррупции. Должно получить развитие межведомственное взаимодействие, которое нередко сопровождается низкой эффективностью по обмену информацией.

Таким образом, политико-правовое регулирование противодействия коррупции в Финляндии представлено следующим образом:

– на законодательном, судебном и исполнительном уровнях страны есть четкий план политических мер и правового закрепления реальной борьбы с коррупционными проявлениями;

– закономерным итогом эффективной политики по противодействию коррупции является тот факт, что Финляндия заслуженно обрела репутацию государства, в котором один из самых низких уровней коррупции в мире;

– из множества факторов, которые позволяют вести борьбу с коррупцией, можно отметить эффективное управление («рациональное управление»), доступ к образованию, развитые институты гражданского общества, не политизированный доступ к основным должностным вакансиям по линии гражданской службы, открытый и максимально прозрачный процесс управления. При этом нельзя не учитывать, что в финском обществе существует установка, которая предусматривает высокий уровень неприятия и отторжения взяточничества;

– на законодательном уровне достаточно четко прописаны формы коррупции и определение должностного взяточничества. Цель Антикоррупционной стратегии заключается в сокращении как национальной, так и международной экономической преступности и теневой экономической деятельности в Финляндской республике.

Литература:

  1. Аблаев Ю. М. Начальный этап борьбы с коррупцией в Финляндии / Ю. М. Аблаев // Научное мнение. — 2011. — № 4. — С. 23–28.
  2. Уголовный кодекс Финляндии [Электронный ресурс]. — М., [2019]. — Режим доступа: http://www.finlex.fi/pdf/saadkaan/E8890039.pdf. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.04.2019).
  3. Национальная стратегия борьбы с теневой экономикой и экономической преступностью на 2016–2020 годы (Финляндия, 28 апреля 2016 г.) [Электронный ресурс]. — М., [2019]. — Режим доступа: https://www.vero.fi/ globalassets/harmaa-talous-ja-talousrikollisuus/torjunta/kuvat-videot-ja-tiedostot/a-national-strategy-for-tackling-the-shadow-economy-and-economic-crime-for-20162020.pdf. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Финляндия, Уголовный кодекс Финляндии, Антикоррупционная стратегия, дача взятки, теневая экономика, Финляндская республика, глава, гражданское общество, коррупция, лишение свободы.


Ключевые слова

опыт, противодействие коррупции, политико-правовое регулирование, Финляндия

Похожие статьи

Антикоррупционная политика Королевства Швеция

Цель статьи — это поиск путей совершенствования российской антикоррупционной политики на примере опыта Королевства Швеция. Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Королевстве Швеция. Автор описывает особенности антикоррупц...

Правовые средства защиты и укрепления семьи по законодательству Туркменистана

Статья посвящена исследованию правовых норм, направленных на защиту и укрепление института семьи в Туркменистане. В статье авторы анализируют нормы законодательства Туркменистана, регулирующие правовые меры, направленные на укрепление семьи, опираясь...

Еще раз к вопросу об особенностях зарубежного опыта борьбы с коррупцией (на примере Азербайджанской Республики)

Автор рассматривает особенности понимания коррупции и коррупционных преступлений в Азербайджане, анализирует положительные стороны подходов к борьбе с коррупцией в этой республике и предлагает учесть позитивный опыт этой страны и предусмотреть ответс...

Формирование правового государства на примере Украины и Беларуси

В статье автор рассматривает опыт Украины и Республики Беларусь в области создания правового государства, рассматриваются некоторые достижения и существующие недоработки в данной сфере.

Североевропейский опыт борьбы с коррупцией

В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Противодействие коррупции: анализ положительного опыта зарубежных стран

В статье рассматривается современное зарубежное антикоррупционное законодательство (на примере Великобритании, Нидерландов, Канады, Германии, Австралии, Сингапура, Китая). Автором акцентируется внимание на положительных сторонах зарубежного антикорру...

Юридические аспекты в образовании Республики Беларусь

В статье рассматривается позиция руководства Республики Беларуси по отношению к правовому развитию и о роли юриспруденции в образовании, о поддержке Президентом молодых специалистов. Профессия юриста востребована в Республике Беларусь. Проведен анали...

Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в современной России

В статье приведены основные проблемы, препятствующие формированию полноценной антикоррупционной системы в современной России. Проведен сравнительный анализ статистических данных между странами для наглядного представления стадии готовности борьбы с к...

Институциональная основа противодействия коррупции

Для многих стран мира противодействие коррупции превратилось в институциональное явление, поэтому и Россия на основе изучения успешного опыта зарубежных стран, которым удается минимизировать коррупцию, должна стремиться использовать их опыт.

Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в Казахстане

В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного раве...

Похожие статьи

Антикоррупционная политика Королевства Швеция

Цель статьи — это поиск путей совершенствования российской антикоррупционной политики на примере опыта Королевства Швеция. Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Королевстве Швеция. Автор описывает особенности антикоррупц...

Правовые средства защиты и укрепления семьи по законодательству Туркменистана

Статья посвящена исследованию правовых норм, направленных на защиту и укрепление института семьи в Туркменистане. В статье авторы анализируют нормы законодательства Туркменистана, регулирующие правовые меры, направленные на укрепление семьи, опираясь...

Еще раз к вопросу об особенностях зарубежного опыта борьбы с коррупцией (на примере Азербайджанской Республики)

Автор рассматривает особенности понимания коррупции и коррупционных преступлений в Азербайджане, анализирует положительные стороны подходов к борьбе с коррупцией в этой республике и предлагает учесть позитивный опыт этой страны и предусмотреть ответс...

Формирование правового государства на примере Украины и Беларуси

В статье автор рассматривает опыт Украины и Республики Беларусь в области создания правового государства, рассматриваются некоторые достижения и существующие недоработки в данной сфере.

Североевропейский опыт борьбы с коррупцией

В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Противодействие коррупции: анализ положительного опыта зарубежных стран

В статье рассматривается современное зарубежное антикоррупционное законодательство (на примере Великобритании, Нидерландов, Канады, Германии, Австралии, Сингапура, Китая). Автором акцентируется внимание на положительных сторонах зарубежного антикорру...

Юридические аспекты в образовании Республики Беларусь

В статье рассматривается позиция руководства Республики Беларуси по отношению к правовому развитию и о роли юриспруденции в образовании, о поддержке Президентом молодых специалистов. Профессия юриста востребована в Республике Беларусь. Проведен анали...

Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в современной России

В статье приведены основные проблемы, препятствующие формированию полноценной антикоррупционной системы в современной России. Проведен сравнительный анализ статистических данных между странами для наглядного представления стадии готовности борьбы с к...

Институциональная основа противодействия коррупции

Для многих стран мира противодействие коррупции превратилось в институциональное явление, поэтому и Россия на основе изучения успешного опыта зарубежных стран, которым удается минимизировать коррупцию, должна стремиться использовать их опыт.

Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в Казахстане

В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного раве...

Задать вопрос