Одним из оснований прекращений права на владение земельными участками нормы земельного и гражданского законодательства предусматривают изъятие их для государственных или муниципальных нужд. Данное основание является болезненных для правообладателей и вызывает большой общественный резонанс, стоит вспомнить Олимпиаду 2014, проходящую в городе Сочи, и многочисленные споры, возникающие при строительстве олимпийских объектов.
Основные положения, регулирующие изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, закреплены в ГК РФ в ст. 279–282 и ЗК РФ глава VII.1. Со временем законодательство совершенствуется, ярким примером как раз и служит глава VII.1 ЗК РФ, которая введена, можно сказать совсем недавно, а именно 31.12.2014.
Законодатель создал единое понятие «правообладатели земельных участков», включим в него собственником, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Это необходимо прежде всего для наиболее полной и общей регламентации конфискации земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Так, например, за изымаемый земельный участок предоставляется возмещение не только собственникам, но и правообладателям, которым участки принадлежат на правах безвозмездного пользования, аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения. В размер возмещения включаются рыночная стоимость участка или иных прав на него, подлежащих в связи с изъятием; убытки, причиненные изъятием, и упущенная выгода. Необходимо заметить, что при определении возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом участке, и неотделимые участки данных объектов. В качестве возмещения также возможно предоставление другой земли. Как обычно, юридический факт должен закрепиться правовым актом, в данном случае изъятие оформляется соглашением. Размер возмещения должен быть определен не позднее чем за 60 дней до направления владельцу земельного участка данного соглашения. На изучение размера владельцу дается 90 дней. Изъятие же допустимо только по истечению 3 месяцев со дня уведомления и согласия правообладателя.
Достаточно специфичным является то, что право на изъятие земельного участка закреплено не только за органами власти, но и за юридическими лицами (в данном случае необходимо соответствующее ходатайство). Подать данное ходатайство могут только определенные компании, чётко указанные в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд». Например. Компания «Газпром» может изымать земельные участки. Всегда ли это необходимо для публичных интересов непонятно.
Что же происходит, когда правообладатель отказывается подписывать соглашение об изъятии? Все достаточно просто, изъятие происходит в принудительном порядке на основе решения суда.
Свое внимание хотелось бы заострить не на процедуре изъятия, а на проблемном вопросе — что же такое государственные или муниципальные нужды? Пример с городом Сочи ярко отражает публичный интерес, но есть и множество примеров, сигнализирующих о коммерческом характере изъятия земельных участков. Ситуация, произошедшая в городе Краснодар, где распоряжением главы администрации Краснодарского края были зарезервированы земельные участки, на которых размещались жилые дома. Участки предоставлялись «негосударственному инвестору», не было необходимых документов планирования, а именно, правил застройки и землепользования, схем территориального планирования. Данное резервирование не преследовало цель удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
Дабы избежать подобных ситуаций, необходимо на законодательном уровне устранить пробел в праве и дать определение «государственным и муниципальным нуждам». Данное определение устранит возможную халатность, злоупотребление правом и даже возможно коррумпированные схемы. В основе государственных и муниципальных нужд прежде всего должны лежать общественные интересы, которые можно оценивать как публичные нужды, направленные на удовлетворение нужд всего общества либо жителей отдельного региона, муниципального образования.
Необходимо заметить, что также и выделил случаи, когда изъятие запрещено, например, по отношению к федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление за особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренными федеральными законами.
Таким образом, мы наметили проблемный вопрос, который нуждается в незамедлительном решении, так как изъятие земельного участка является ограничение конституционных прав, и данных вопрос не должен содержать каких-либо пробелов и недосказанности.
Литература:
- Земельное право: учебник для бакалавров / под ред. Н. Г. Жаворонковой, И. О. Красновой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 580 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
- Земельное право: курс лекций для бакалавров / Г. В. Романова. — М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. — 190 с.