Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Максимова Т. В., Старосветская Н. А. Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 367-370. — URL https://moluch.ru/archive/233/54102/ (дата обращения: 10.12.2019).



Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образовательной организации, анализируются выявленные проблемы организации взаимодействия, делаются выводы о причинах выявленных проблем.

Ключевые слова: взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы образования. Во многом это вызвано сменой образовательных стандартов и подходов к воспитанию детей в дошкольной образовательной организации, а также изменением позиции большинства родителей в отношении воспитания детей, ориентированной на пассивное участие либо вовсе отказ от взаимодействия со специалистами. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольная образовательная организация обязана строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка. При этом есть ряд важным проблем, нуждающихся в решении: 1) проблема понимания педагогами путей наиболее эффективной организации процесса взаимодействия родителей и детского сада; 2) проверенные формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями недостаточно отражают современные запросы семьи к этой деятельности; 3) отсутствуют конкретные критерии определения качества взаимодействия дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания ребенка; 4) несогласованность взаимодействия субъектов образовательного процесса, вызванная неподготовленностью семьи к активному участию во взаимодействии с дошкольным образовательным учреждением в вопросах воспитания ребенка.

Исходя из указанных проблем, мы видим противоречия:

– между социальной потребностью в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем реализации данной проблемы в практике управления;

– между теоретической разработанностью данной проблемы в науке и недостаточным количеством исследований по организации успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в аспекте современного образования;

– между требованиями, предъявляемыми к руководителям, педагогам, и их недостаточной компетентностью по эффективной организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.

Очевидно, что необходимо изучение оптимальных условий для эффективной организации взаимодействия детского сада и семьи. Для этого требуется, прежде всего, выяснить характер взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Решению данной задачи было посвящено наше исследование.

Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации в период 2017–2018 гг. в г. Красноярске. В исследовании участвовали 12 педагогов, а также 21 родитель, дети которых посещают подготовительную группу данной дошкольной образовательной организации.

Для проведения исследования нами специально были разработаны две «зеркальные» анкеты для родителей и педагогов, основанные на субъективной оценке характера взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Вопросы анкет были закрытого типа с вариантами ответов — «всегда», «часто», «иногда», «никогда». Анкеты включали в себя три блока вопросов: 1) используемые в детском саду формы организации взаимодействия педагогов и родителей; 2) используемые каналы обмена информацией; 3) востребованность различных форм взаимодействия. При обработке и анализе результатов исследования нами был сделан акцент на выявление сильных и слабых сторон взаимодействия педагогов и семей воспитанников.

В первом блоке анкет о формах организации взаимодействия используемых в дошкольной образовательной организации, нами было выявлено, что инновационные формы деятельности в данной дошкольной образовательной организации присутствуют в малой степени. 66,7 % педагогов ответили, что «иногда» они используют инновации во взаимодействии с родителями, что подтверждают 57,2 % родителей.

При этом вариант «никогда» не был выбран ни одним педагогом, тогда как родителей избрали 19 %. Значит некоторые родители совсем не чувствуют использование новых интересных для них форм взаимодействия. Вполне возможно, что причина кроется в неправильном или неэффективном использовании инновационных форм, рассматриваемая нами как слабая сторона во взаимодействии педагогов и родителей.

Далее, на вопрос о том, интересуются ли педагоги удовлетворенностью родителей воспитательно-образовательной работой, большинство педагогов (58,3 %), оценили как «часто», а родители — всего 19 %. Очевидно, родители нуждаются в том, чтобы педагоги больше интересовались их мнением.

В оценке вопросов, касающихся «педагогической помощи родителям по вопросам развития ребенка», и их «информировании о целях и задачах воспитания и обучения детей», родители и педагоги оказались солидарны. Такие формы работы проводятся часто, и это можно выделить сильной стороной взаимодействия родителей и педагогов.

Во втором блоке анкет на вопросы о способах получения информации большинство родителей, а это 61,9 %, сказало, что получают основную информацию в непосредственных беседах с воспитателями, что подтвердили и 83,3 % педагогов. Использование информационного стенда 91,7 % педагогов отметили как «иногда», и почти половина родителей (42,8 %). Мы выделим эти два вопроса как сильные стороны во взаимодействии, мнения по которым у педагогов и родителей совпадают.

Также 47,6 % родителей отметили, что никогда не получают информацию через сайт ДОО, и 58,3 % педагогов согласны с этим. Это свидетельствует о том, что сайт ДОО либо не расположен к правильной подаче информации, либо не выполняет функцию подачи информации в реальном времени. Данный вопрос можно выделить слабой стороной во взаимодействии родителей и педагогов.

Традиционные родительские собрания как форма взаимодействия, проводятся «иногда»: отметило 57,2 % родителей и 66,7 % педагогов. Значит, они присутствуют в дошкольной образовательной организации настолько, сколько это удовлетворяет.

Анализируя этот блок вопросов, становится ясно, что формы и методы работы с родителями, применяемые в детском саду (беседы, наглядная агитация и др.) недостаточно эффективны, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

В третьем блоке вопросов анкет выявлялись формы взаимодействия, востребованные для общения между педагогами и родителями. Больше половины родителей, 66,7 %, в графе «иногда» отметили о желании посещать открытые занятия в дошкольной образовательной организации, и 83,3 % педагогов готовы «иногда» их проводить. Можно предположить, что такой вариант ответа объясняется нехваткой времени у тех и у других на более частое проведение и посещение открытых занятий.

Очень удивил тот факт, что 47,6 % родителей не заинтересованы в посещении тренингов, мастер-классов, семинаров, так же, как и 16,7 % педагогов. Вероятно, причина в том, что большинство родителей просто не имеют полного представления об этой форме взаимодействия, так как никогда не участвовали в подобного рода мероприятиях. 83,3 % педагогов готовы «иногда» организовывать такую форму взаимодействия с родителями. Можно предположить недостаточную готовность педагогов к проведению мероприятий интерактивного характера, требующих более серьезной подготовки и уровня профессионализма.

Подобная ситуация обстоит и с клубами по интересам: 52,4 % родителей и 16,7 % педагогов утверждают, что «никогда» не хотели бы участвовать в них. При этом 75 % педагогов «иногда» все-таки готовы реализовать такую форму взаимодействия с родителями, что свидетельствует об их неуверенности в этом вопросе. Все это подтверждает наши предположения, что данные формы взаимодействия, такие как тренинги, мастер-классы, семинары и клубы по интересам совсем не проводятся в дошкольной образовательной организации. У педагогов и у родителей просто нет опыта в участии и проведении таких мероприятий. Поэтому данные вопросы третьего блока, мы можем отметить как слабую сторону во взаимодействии родителей и педагогов.

Обработка всех вопросов анкет позволила получить сведения о противоречиях в некоторых вопросах, например, педагоги считают, что постоянно учитывают желания и интересы родителей воспитанников, а родители считают, что очень редко. Отметим, что при этом большая часть родителей и педагогов «открыты» для общения, желание взаимодействовать друг с другом есть.

Также мы выделили, что в некоторых вопросах присутствует солидарность родителей и педагогов, например по обмену опытом между родителями мероприятий не проводится, желания участвовать на минимальной отметке.

Полученные результаты констатирующего этапа нашего исследования показывают, что у родителей и педагогов существуют различия в понимании взаимодействия относительно вопросов воспитания детей с позиции взаимодействия в рамках дошкольной образовательной организации. В частности, родители и педагоги придерживаются преимущественно традиционных взглядов на взаимодействие по вопросам воспитания детей. В тоже время педагоги указывают на свои усилия в несколько других областях, чем родители детей, что указывает также на различие в понимании вопросов воспитания детей, и эти различия выражаются в несогласованном подходе к взаимодействию у всех участников воспитания детей. При этом желание активно взаимодействовать друг с другом у педагогов и родителей существует, но подтверждаются проблемы, указанные в начале нашей статьи. Это и несогласованность взаимодействия по некоторым вопросам, и отсутствие у педагогов и родителей необходимых навыков взаимодействия, и отсутствие таких форм и методов взаимодействия, которые будут достаточно отражать современные запросы семьи.

Литература:

  1. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова. // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 10. — С. 23–29.
  2. Бабинина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М.: ТЦ Сфера, 2016.- 128 с.
  3. Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 28–31.
  4. Богославец, А. Г. Взаимодействие ДОО и семьи в условиях малого города / А. Г. Богославец, А. А. Майер. // Управление ДОО. — 2014. № 5. — С. 8–16.
  5. Куланина, Л. А. О формах взаимодействия с семьей / Л. А. Куланина. — Детский сад от А до Я. — 2014. — № 10. — С. 8–16.
  6. Леонтьева, А. Родители являются первыми педагогами своих детей / А. Леонтьева, Т. Лушпарь // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 8. — С. 57–59.
  7. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: [Текст]: пособие / О. В. Солодянкина. — М.: Аркти, 2014. — 80 с.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, родитель, педагог, форма взаимодействия, воспитание детей, детский сад, взаимодействие родителей, семья воспитанников, образовательный процесс, слабая сторона.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации...

Целью взаимодействия ДОО и семьи является установление партнерских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь дошкольной образовательной организации. Из цели вытекают следующие задачи

Современные подходы к организации взаимодействия...

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.

Идея современной концепции взаимодействия семьи и детского сада: воспитание детей – совместная ответственность, как семьи, так и...

Детский сад и семьявзаимодействие и сотрудничество

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личного роста.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей...

Взаимодействие или сотрудничество дошкольного...

Взаимодействие или сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном этапе

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание...

Создание системы взаимодействия с родителями...

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников как средство обновления образовательного процесса в дошкольной

Сертакова, Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое...

Методика взаимодействия с семьей | Статья в журнале...

Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи позволил нам выделить в нашем

Результаты апробации методики взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный...

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации...

Целью взаимодействия ДОО и семьи является установление партнерских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь дошкольной образовательной организации. Из цели вытекают следующие задачи

Современные подходы к организации взаимодействия...

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.

Идея современной концепции взаимодействия семьи и детского сада: воспитание детей – совместная ответственность, как семьи, так и...

Детский сад и семьявзаимодействие и сотрудничество

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личного роста.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей...

Взаимодействие или сотрудничество дошкольного...

Взаимодействие или сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном этапе

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание...

Создание системы взаимодействия с родителями...

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников как средство обновления образовательного процесса в дошкольной

Сертакова, Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое...

Методика взаимодействия с семьей | Статья в журнале...

Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи позволил нам выделить в нашем

Результаты апробации методики взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный...

Задать вопрос