Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 25.11.2018

Статья просмотрена: 1989 раз

Библиографическое описание:

Власова, В. С. Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России / В. С. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54100/ (дата обращения: 26.04.2024).



Авторитет Российской Федерации на международной арене определяется не только успехами в политической и экономической сферах, но и достижениями в культуре и искусстве. Культурный обмен с другими государствами, наряду с политическими и экономическими отношениями, является важным вектором внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Однозначно можно утверждать, культура играет свою особую роль в реализации внешнеполитической стратегии Российского государства и обеспечивает благоприятные внешние условия для развития страны и ее граждан.

Огромное значение для международного культурного сотрудничества играют музеи, которые выполняют репрезентативные, исследовательские, просветительские, образовательные и иные функции. Их деятельность отражает особенности процессов глобализации, культурной и научной интеграции. Знаменитые музеи мира являются одним из основных компонентов индустрии современного туризма. Также, важной функцией музеев является формирование позитивного имиджа страны в мире.

Одним из главных музеев мира является Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Он, по праву, занимает первое место среди музеев России. В стенах Эрмитажа хранятся исторические и художественные памятники Востока и Запада от эпохи палеолита до нашего времени. Коллекции Государственного Эрмитажа насчитывают около трех миллионов памятников истории и культуры [1, с.10].

Эрмитаж можно назвать исключительным явлением русской культуры и великим памятником российской государственности. Именно поэтому ему отводится ключевое место в культурном сотрудничестве России с другими странами, с культурными центрами других государств. Так, музей имеет представительства в зарубежных странах. Самый первый центр Эрмитажа за рубежом был открыт в 2000 году в Лондоне посредством реализации совместного проекта музея с Институтом искусства Курто, входящим в состав Лондонского университета. Институт искусства Курто является одним из самых знаменитых в мире учреждений по исследованию и преподаванию истории искусств. Отведенные под эрмитажные экспозиции пять залов в дворцовом комплексе «Сомерсет Хауз», где размещается Институт Курто, были превращены в своего рода реплики залов Зимнего дворца. Представительство было открыто с целью взаимного культурного обмена.

В следующем году было открыто представительство в США, а именно в Лас-Вегасе. Там проводились выставки по истории искусств и истории коллекционирования. Но также, выставлялись экспонаты и с других российских музеев, например, музеев московского Кремля.

Стоит отметить, что оба центра были закрыты в 2007 и 2008 гг. соответственно в связи с финансовыми трудностями.

В 2004 году был открыт филиал Эрмитажа в Амстердаме.

Италия — страна великого искусства, имеющая масштабное культурное наследие. Именно Италия наиболее тесно сотрудничает с Государственным Эрмитажем в сфере культурного и научного обмена. В Италии на сегодняшний день функционируют две организации, связанные с деятельностью Эрмитажа в этой стране. Это ассоциация итальянских друзей Эрмитажа во Флоренции, которая организует поездки из Италии в Эрмитаж и создает хорошую «витрину» музея. А вторая организация — Фонд «Эрмитаж-Италия», штаб-квартира которого раньше располагалась в Ферраре, а теперь переехала в Венецию, на площадь Сан-Марко. Этот фонд организует стажировки эрмитажных сотрудников в Италии и помогает итальянцам писать статьи и исследовательские работы по истории русско-итальянских отношений в сфере искусства. Фонд издает каталоги итальянских эрмитажных коллекций и является организатором различных выставок Эрмитажа в Италии и Италии в Эрмитаже. В рамках совместной деятельности в декабре 2018 года в Венеции откроется большая выставка «Руины будущего», посвященная тематике руин в мировом искусстве. А в Местре, трудовом районе Венеции, откроется выставка «Санкт-Петербург: художники, коммерсанты, меценаты». В конце ноября 2018 в Кальяри, на Сардинии, откроется выставка «Цивилизация Средиземноморья», в которой мы будем участвовать наряду с музеями Сардинии. Благодаря центру осуществляется совместная научная работа по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей.

Одной из главных задач центра «Эрмитаж-Италия» является стимулирование научной деятельности с целью более подробной каталогизации коллекций итальянского искусства. В Эрмитаже хранится прекрасная итальянская коллекция, и одна из главных задач музея сделать ее всю доступной. Таким образом, были изданы каталоги по-русски, по-итальянски — том за томом. По-итальянски вышло уже пять томов, представляющих итальянские живопись, скульптуру и разные музейные вещи. Также, в центре организуются конференции и семинары по соответствующей тематике.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский на вопрос журналиста о роли центра «Эрмитаж — Италия» заявил: «Италия важна для нас, прежде всего потому, что общество наших друзей (такое же есть и в Нидерландах, а во Франции, например, нет) и фонд «Эрмитаж-Италия» все время что-то организуют — издаются книги, делаются выставки, устраиваются «круглые столы» и научные конференции, проходят реставрационные мастер-классы и стажировки. Я думаю, это своего рода образец целой самостоятельной и системной культурной политики» [2].

Государственный Эрмитаж в 2016 году подписал соглашение о сотрудничестве с Национальным археологическим музеем Неаполя и Дирекцией музея Помпеи, в рамках которого совместно проводятся выставки, лекции, научные конференции и исследования.

Государственный Эрмитаж не раз становился площадкой для проведения Санкт- Петербургского международного культурного форума. Это уникальное культурное событие мирового уровня, дискуссионная площадка, ежегодно притягивающая несколько тысяч экспертов в области культуры со всего мира. Цели и задачи форума — поддержка различных инициатив, культурного обмена и сотрудничества, помощь в продвижении российской культуры за рубежом. Мероприятие призвано укрепить статус Санкт-Петербурга как российской культурной столицы и одного из мировых центров культуры [3].

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум проходил с 15 по 17 ноября 2018 года. Его главной площадкой традиционно являлось эрмитажное здание Главного штаба. В рамках форума 16 ноября 2018 года в Главном Штабе Эрмитажа прошёл круглый стол «Музеи и доступность коллекций», на котором обсуждалось создание и развитие филиалов и музеев-спутников [4]. В дни VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Римском дворике Эрмитажа также представлен ряд знаменитых экспонатов из Археологического парка Помпеи и Национального археологического музея Неаполя [5]. Все эти события свидетельствуют о том, что Эрмитаж играет огромную роль в популяризации мирового культурного наследия.

Таким образом, Государственный Эрмитаж успешно и многогранно осуществляет работу, которая имеет большое значение для внутренней и внешней политики России. Особый статус музея, его возможности, авторитет, безусловно, придают проектам действительно международное значение. В мире глобализм стимулирует разнообразие, в частности развитие самых разных видов музейной деятельности, музейной доступности и музейных спутников, различных способов составления музейных коллекций — с тем, чтобы они принадлежали всем, ведь искусство принадлежит всему миру

Международное сотрудничество, проекты, новые исследования в музее, следует рассматривать как события не только государственного, но и международного характера. Они действительно играют важнейшую роль в формировании позитивного образа нашей страны и популяризации нашей истории и нашей культуры за рубежом.

Литература:

  1. Добровольский В. И. Эрмитаж. Путеводитель.: Издательство «Альфа Колор», Санкт-Петербург, 2009. — 179с.
  2. Яковлева Е. Время большого присутствия// Российская газета — Спецвыпуск № 7719 (256).URL: https://rg.ru/2018/11/14/direktor-ermitazha-rasskazal-o-tvorcheskih-sviaziah-s-italiej.html (дата обращения 16.11.2018)
  3. Санкт-Петербургский международный культурный форум. История, цели, участники//Информационное агентство «ТАСС».URL: https://tass.ru/info/5792101(дата обращения 16.11.2018)
  4. В Эрмитаже покажут древности Помпеи в рамках Петербургского культурного форума//Информационное агентство «ТАСС».URL: https://tass.ru/kultura/5406088 (дата обращения 16.11.2018)
  5. Круглый стол «Музеи и доступность коллекций». VII Санкт-Петербургский международный культурный форум//Сайт Государственного Эрмитажа.URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2018/news_325_18_1/?lng= (дата обращения 16.11.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): Италия, Государственный Эрмитаж, VII, Венеция, итальянское искусство, культурный обмен, Национальный археологический музей, Неаполь, Российская Федерация, Санкт-Петербургский международный культурный форум.


Похожие статьи

Отражение социально-культурных функций игральных карт...

Отражение социально-культурных функций игральных карт в европейском и российском искусстве. Кожухарь Андрей Игоревич, преподаватель. Иркутский государственный университет путей сообщения.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Культурно-исторический ландшафт воплощает множество культурных, исторических и

Культурные ландшафты олицетворяют национальный дух народов, их аутентичный образ жизни

Указом Президента Российской Федерации он был включен в Перечень объектов...

Международно-правовая защита объектов материального...

Международно-правовые обязательства Таджикистана перед ЮНЕСКО можно разделить на уставные и конвенционные, а также те, которые вытекают из деклараций, рекомендаций ЮНЕСКО, двусторонних и многосторонних региональных подписанных соглашений с ЮНЕСКО.

Вклад международных археологических экспедиций в изучение...

Культурное наследие Туркменистана представляет собой уникальные ценности, и является неотъемлемой частью мировой культуры. Археологические памятники Древнего Мерва, Нисы, Куняургенча, как бесценные сокровищницы мировой культуры...

Художественный музей и виртуальная художественная реальность

Так, российские музеи предлагают своим посетителям посетить не только целые залы (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей), но и специальные проекты, существующие только в виртуальной среде (Государственная Третьяковская галерея).

К вопросу о развитии туркмено-российских гуманитарных связей...

В 2007 году туркмено-российская школа отметила свое пятилетие. За эти пять лет выпускниками школы стало более 300 учащихся, многие из которых продолжили обучение в различных государственных вузах Российской Федерации. В год пятилетия основания...

Г. Ф. Вааген — знаток и эксперт изобразительного искусства

Г.Ф.Вааген— знаток иэксперт изобразительного искусства. Вревская Наталия Александровна, студент. Санкт-Петербургский государственный университет. В предыдущей статье [1] были рассмотрены основные этапы жизни и деятельности Г. Ф. Вааагена — немецкого искусствоведа...

Музей как средство ориентации личности на...

Важнейшим из учреждений, формирующих культурно- исторические ценности, является музей, с его огромным образовательным и воспитательным потенциалом. «Музей это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества...

Существующая система поддержки культуры в США

«Отсутствие прямых субсидий в культурную сферу компенсируется поддержке в виде щедро выделяемых грантов. Важно отметить, что львиная доля государственной поддержки достается музеям и библиотекам и лишь незначительная ее часть — исполнительским искусствам.

К вопросу периодизации искусства китайского фарфора эпохи...

Несмотря на продолжительную историю исследования искусства китайского фарфора и обилие научной литературы, посвященной различным аспектам его развития, в данной области искусствознания остается множество неразрешенных вопросов, в частности...

Похожие статьи

Отражение социально-культурных функций игральных карт...

Отражение социально-культурных функций игральных карт в европейском и российском искусстве. Кожухарь Андрей Игоревич, преподаватель. Иркутский государственный университет путей сообщения.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Культурно-исторический ландшафт воплощает множество культурных, исторических и

Культурные ландшафты олицетворяют национальный дух народов, их аутентичный образ жизни

Указом Президента Российской Федерации он был включен в Перечень объектов...

Международно-правовая защита объектов материального...

Международно-правовые обязательства Таджикистана перед ЮНЕСКО можно разделить на уставные и конвенционные, а также те, которые вытекают из деклараций, рекомендаций ЮНЕСКО, двусторонних и многосторонних региональных подписанных соглашений с ЮНЕСКО.

Вклад международных археологических экспедиций в изучение...

Культурное наследие Туркменистана представляет собой уникальные ценности, и является неотъемлемой частью мировой культуры. Археологические памятники Древнего Мерва, Нисы, Куняургенча, как бесценные сокровищницы мировой культуры...

Художественный музей и виртуальная художественная реальность

Так, российские музеи предлагают своим посетителям посетить не только целые залы (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей), но и специальные проекты, существующие только в виртуальной среде (Государственная Третьяковская галерея).

К вопросу о развитии туркмено-российских гуманитарных связей...

В 2007 году туркмено-российская школа отметила свое пятилетие. За эти пять лет выпускниками школы стало более 300 учащихся, многие из которых продолжили обучение в различных государственных вузах Российской Федерации. В год пятилетия основания...

Г. Ф. Вааген — знаток и эксперт изобразительного искусства

Г.Ф.Вааген— знаток иэксперт изобразительного искусства. Вревская Наталия Александровна, студент. Санкт-Петербургский государственный университет. В предыдущей статье [1] были рассмотрены основные этапы жизни и деятельности Г. Ф. Вааагена — немецкого искусствоведа...

Музей как средство ориентации личности на...

Важнейшим из учреждений, формирующих культурно- исторические ценности, является музей, с его огромным образовательным и воспитательным потенциалом. «Музей это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества...

Существующая система поддержки культуры в США

«Отсутствие прямых субсидий в культурную сферу компенсируется поддержке в виде щедро выделяемых грантов. Важно отметить, что львиная доля государственной поддержки достается музеям и библиотекам и лишь незначительная ее часть — исполнительским искусствам.

К вопросу периодизации искусства китайского фарфора эпохи...

Несмотря на продолжительную историю исследования искусства китайского фарфора и обилие научной литературы, посвященной различным аспектам его развития, в данной области искусствознания остается множество неразрешенных вопросов, в частности...

Задать вопрос