Роль партии Арменакан в освободительной борьбе армянского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.11.2018

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Дубовская, Н. П. Роль партии Арменакан в освободительной борьбе армянского народа / Н. П. Дубовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53940/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается роль партии Арменакан в борьбе армян против Османской империи, приведено краткое изложение событий, предшествовавших геноциду армян, и основных этапов геноцида, выделены особенности партии Арменакан, отличающие её от партий — сподвижников.

Ключевые слова: Армения, Арменакан, Османизм, младотурки, оборона Сасуна, Дашнакцутюн, Гнчак, геноцид армян.

Партии Арменакан выпала роль стать первой из освободительных партий армянского народа. В отличии от своих «братьев по оружию» — партий Дашнакцутюн (1890) и Гнчак (1887) она была основана в 1885 году.

Общий фон для создания подобных политических объединений был тревожным: несмотря на политику османизма в Турции усиливались гонения на христиан. Дело в том, что армяне не были мусульманами, а потому автоматически становились гражданами второго сорта: с них могли требовать более высокие налоги, они не имели права выступать в суде в качестве свидетелей, им запрещалось ношение оружия и многое другое. Всё это усиливало распространение национальной идеи среди армянского населения Турции: всё больше начинала прослеживаться самоидентификация армян как единой нации. К тому же некоторые области Турции имели в своём составе населения подавляющее большинство немусульман.

В результате очаги политического сопротивления начали создаваться в кругах образованной молодёжи, многие представители которой имели образование, полученное за границей: партия Гнчак была создана в Женеве (Швейцария), партия Дашнакцутюн — в Тифлисе (Грузия). Партия Арменакан была единственной из трёх партий, образованной непосредственно в Армении, городе Ване. Зачатки же партии появились ещё раньше — Мкртич Хримян, Мкртич Португалян и Константин Камсаракан создали в 1879 году организацию «Чёрный Крест».

Мкртич Португалян был уроженцем города Константинополя и там же получил образование учителя. После создания организации «Чёрный крест» турецкие власти закрыли Центральный лицей города Вана, где преподавал Португалян, так как многие выпускники стали активными деятелями партии. Затем его вынудили эмигрировать в Марсель, где тот стал издавать газету «Армения», на базе которой и возникла партия Арменакан, в которую входили многие участники «Чёрного креста» и бывшие ученики Португаляна. Национальный вопрос продолжает подниматься на страницах газеты, затрагиваются темы защиты христианского населения и создания собственного независимого государства.

Далее отношения между армянами и турками продолжали накаливаться. Первое крупное восстание против османского режима произошло в 1862 году в Зейтуне. Начинаются массовые убийства армян, — первой стала резня в Сасуне. Власти провели слушание по этому делу и в результате пришли к выводу, что армяне участвовали в мятеже, хотя представители европейской дипломатии не были с этим согласны.

В мае 1895 султану направили меморандум и проект реформ, предусматривающий объединение армянских областей империи, участие европейских держав в назначении губернаторов. Лев Троцкий в своей книге «Перед историческим рубежом. Балканы и Балканская война» даёт такую оценку этому документу: «Воспользовавшись событиями в Армении и желая поставить Турцию под свой фактический контроль, «великие державы» через своих послов в Константинополе представили Порте 11 мая 1895 г. «Меморандум по армянскому вопросу». Этот меморандум, основываясь на ст. 61 Берлинского трактата, требовал проведения следующих реформ: выбор вали (губернаторов) должен контролироваться державами; налоги должны определяться точно; кадры жандармерии должны черпаться из всех слоев населения; курды должны быть ограничены определенными пределами в своих кочевьях и их переходы с места на место должны контролироваться» [1].

Однако армяне не всегда были безмолвной жертвой в этой ситуации — следует отметить, что в политической программе партии Дашнакцутюн было чётко прописано, что террористические действия это основной инструмент борьбы за свои права: пункты 8 и 11 раздела «Средства» предусматривали применять террор в отношении «представителей власти, изменников, предателей, ростовщиков и всякого рода эксплуататоров», «разорять и разрушать правительственные учреждения» [2]. Из известных акций такого рода — захват Оттоманского банка и покушение на султана. Однако насилие порождало ещё большее насилие в ответ — после захвата банка жертвами разъяренных турок стали больше шести тысяч человек. Партия Арменакан также не была против насилия — в программе партии содержатся следующие строки: «Революционно донести до армянского народа право управлять собой свободно, только так он сможет иметь средства жить нормальной жизнью, и осуществлять их с требованиями времени».

2 августа 1914 года Турция подписала секретный договор с Германией, одним из условий было изменение восточных границ Османской империи для создания коридора к мусульманским народам России. Это подразумевало отсутствие армян на этих территориях. После заключения договора начались депортации и массовая резня, которая вошла в историю как геноцид армян. Отступавшие турецкие войска безжалостно вырезали армянское население. Как пишет в своей книге геноцидовед Раймон Кеворкян: «депортации и локализованные истребления — это, совершенно очевидно, первая фаза уничтожения армян. Я установил вторую фазу: ликвидация «остатков» депортированных — тех выживших, которые смогли дойти до Сирии и Месопотамии. Я называю это второй фазой, она имела место практически через год после начала ликвидаций, с весны-лета 1916 года, и коснулась около 500 000 человек, что нельзя назвать незначительным числом» [3].

Партия Арменакан занимала промежуточное положение среди армянских освободительных партий — они признавали террористическую деятельность как оружие политической борьбы, как и партия Дашнакцутюн, но были также и сторонниками изменений через пропаганду среди населения и последующий государственный переворот — методы партии Гнчак. Как бы то ни было, создание подобных объединений было естественным ходом в ответ на национализм и дискриминацию.

Литература:

  1. Л. Троцкий, «Перед историческим рубежом. Балканы и балканская война», Москва-Ленинград, 1926
  2. Программа Армянской революционной и социалистической партии «Дашнакцутюн»: утверждена съездом партии в 1907 г., электронный источник — [elib.shpl.ru/ru/nodes/27399-dashnaktsutyun-armyanskaya-politicheskaya-partiya-programma-armyanskoy-revolyutsionnoy-i-sotsialisticheskoy-partii-dashnak-tsutyun-utverzhdena-sezdom-partii-v-1907-g]
  3. Раймон Кеворкян «Геноцид армян. Полная история» (Центр арменоведческих исследований «АНИВ», «Яуза-Каталог», Москва, 2015
  4. Сурен Саргсян. «Армянское национально-освободительное движение и партия Арменакан», Регион и мир, Москва, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): партия, Армения, геноцид армян, Турция, армянский народ, Дашнакцутюн, Османская империя.


Ключевые слова

Армения, Арменакан, Османизм, младотурки, оборона Сасуна, Дашнакцутюн, Гнчак, геноцид армян

Похожие статьи

Международно-правовые проблемы обеспечения ответственности...

В преддверии 100-летия Геноцида армян наиболее важную роль играет проблема обеспечения ответственности за совершённый геноцид. Турция уделяет большое внимание борьбе против международного признания факта Геноцида армян, добавляя новые методы борьбы как в...

Армянский народ не исключение: наши далекие предки...

История армянского народа складывалась таким образом, что его представители были вынуждены покидать свою Родину и переселяться за тысячи километров от нее. В Новое время (15–18 веках) массовая миграция армян была связана с тяжелым гнетом со стороны Персии и...

Ирано-турецкие конфликты в XVI–XVIII веках | Статья в журнале...

Закавказье всегда интересовало многие страны, особенно Великую Османскую Империю и Иран. Политика этих стран в районе Каспийского

29 мая 1555 года в Амасье между Турцией и Ираном был подписан мирный договор, по которому к Турции переходила Западня Армения и...

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа.

Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над...

Турецко-иранское противостояние неоднократно завершалось военными столкновениями. Основная причина конфликта была завуалирована под разными лозунгами. Первоначальным стал конфликт двух течений ислама: шиизма и суннизма и борьба за стратегические и торговые...

Армянские традиции воспитания детей | Статья в журнале...

Ключевые слова: армянские традиции, воспитание, дети. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых

Армяне-отцы с любовью и терпением готовят своих сыновей к жизни, учат их трудится.

Армянская национальная борьба «кох» как спортивно-культурное...

Система физического воспитания армянского народа включала национальные виды спорта такие как, борьба, конный спорт, стрельба и атлетические упражнения. В идейной основе народной системы лежит опыт, мудрость и философия армянского народа о физическом...

Основатель Азербайджанской эмиграционной печати

М. Расулзаде очень сильно сожалеет о невозможности продолжения деятельности в Турции, остаётся не довольным тем, что идея свободы подавляется и отмечает, что это делается руками братской страны Турции. Но несмотря на это, он не меняет отношения к Ататюрку и понимает...

Обычное право и правовой обычай как источник армянской...

Данный феномен, как аспект армянской культуры, и является предметом нашего внимания.

Раз армяне входят в наше государство… то и женщины у них не должны быть изъяты из

Вот почему правовые обычаи армянского народа как по форме, так и по содержанию во многом...

Похожие статьи

Международно-правовые проблемы обеспечения ответственности...

В преддверии 100-летия Геноцида армян наиболее важную роль играет проблема обеспечения ответственности за совершённый геноцид. Турция уделяет большое внимание борьбе против международного признания факта Геноцида армян, добавляя новые методы борьбы как в...

Армянский народ не исключение: наши далекие предки...

История армянского народа складывалась таким образом, что его представители были вынуждены покидать свою Родину и переселяться за тысячи километров от нее. В Новое время (15–18 веках) массовая миграция армян была связана с тяжелым гнетом со стороны Персии и...

Ирано-турецкие конфликты в XVI–XVIII веках | Статья в журнале...

Закавказье всегда интересовало многие страны, особенно Великую Османскую Империю и Иран. Политика этих стран в районе Каспийского

29 мая 1555 года в Амасье между Турцией и Ираном был подписан мирный договор, по которому к Турции переходила Западня Армения и...

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа.

Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над...

Турецко-иранское противостояние неоднократно завершалось военными столкновениями. Основная причина конфликта была завуалирована под разными лозунгами. Первоначальным стал конфликт двух течений ислама: шиизма и суннизма и борьба за стратегические и торговые...

Армянские традиции воспитания детей | Статья в журнале...

Ключевые слова: армянские традиции, воспитание, дети. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых

Армяне-отцы с любовью и терпением готовят своих сыновей к жизни, учат их трудится.

Армянская национальная борьба «кох» как спортивно-культурное...

Система физического воспитания армянского народа включала национальные виды спорта такие как, борьба, конный спорт, стрельба и атлетические упражнения. В идейной основе народной системы лежит опыт, мудрость и философия армянского народа о физическом...

Основатель Азербайджанской эмиграционной печати

М. Расулзаде очень сильно сожалеет о невозможности продолжения деятельности в Турции, остаётся не довольным тем, что идея свободы подавляется и отмечает, что это делается руками братской страны Турции. Но несмотря на это, он не меняет отношения к Ататюрку и понимает...

Обычное право и правовой обычай как источник армянской...

Данный феномен, как аспект армянской культуры, и является предметом нашего внимания.

Раз армяне входят в наше государство… то и женщины у них не должны быть изъяты из

Вот почему правовые обычаи армянского народа как по форме, так и по содержанию во многом...

Задать вопрос