Армянская национальная борьба «кох» как спортивно-культурное явление и эффективное средство формирования личности (на примере Джавахского региона) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Юзбашян Х. Г. Армянская национальная борьба «кох» как спортивно-культурное явление и эффективное средство формирования личности (на примере Джавахского региона) // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 219-223. — URL https://moluch.ru/archive/182/46865/ (дата обращения: 19.10.2019).



В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогики танцоров-борцов во взаимосвязи с особенностями танцевально-борцовской деятельности. Задачей данного исследования обоснование определенных педагогических, психологических, исторических аспектов национального спорта для эффективного спортивного процесса и выступлений на турнирах. В статье показана специфика борцовского спорта, в частности, армянской борьбы «Кох» как эффективного вида спорта.

Ключевые слова: «Кох», борьба, подготовка, танцы, культура, педагогическая, национальная, армянская.

The actual issues of the dancer-wrestlers pedagogy correlated with peculiarities of dancing-wrestling activity are considered in the article. The grounding of certain pedagogical, psychological, historical aspects of the national wrestling sport for effective sporting process and competition performance has become the task of the present study. Specific nature of the wrestling sport, particularly of “Kokh” Armenian Wrestling, as an effective type of sport, is shown in the article. The results of fundamental studies of history and ethnic pedagogy of cultural-sport activity are presented.

Keywords: “Kokh”, wrestling, training, dances, culture, pedagogical, national, Armenian.

Введение. Мы считаем, что в настоящий период в условиях фактических внешних и внутренних вызовов более, чем актуальны проблемы нравственно-психологического, физического и интеллектуального воспитания населения. Все это в концентрированном виде представлено в армянской борьбе “Kох” [8].

Достижения педагогической науки имеют несомненную практическую ценность для различных видов спортивной деятельности. Педагогика спорта изучает национальную борьбу «Кох», педагогико-психологические закономерности деятельности танцоров-борцов и тренеров для достижения результативности соревнований и оптимизации подготовки к ним. Другие, не менее важные задачи педагогики спорта — профессиональная ориентация детей и молодежи, поддержка танцоров-борцов в кризисные периоды жизни, формирование способности самоорганизации жизнедеятельности и т. д.

Педагогическая наука, таким образом усиливает развивающий эффект физической культуры в целом и армянской борьбы «Кох» в частности.

Согласно закону РА от 2003 года «О физической культуре и спорте в центре внимания — воспитание личности, формирование всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. Армянская борьба «Кох» на уровне массового спорта и спорта высших достижений выполняет эту важную социальную задачу.

Национальная борьба «Кох» в регионе Джавахети в настоящее время пользуется большой популярностью среди всех возрастных категорий. Армянская борьба «Кох» является очень зрелищным, ярким и красивым. Это взаимосвязь спорта и искусства. Однако за видимой легкостью скрываются годы упорных тренировок, нескольких пар стертых до дыр борцовской обуви, огромное умственное, физическое, педагогико-психологическое напряжение. Армянская борьба «Кох» относится к сложновыносливым видам спорта, что означает постоянное усложнение поединков борцов. К примеру, международных видов борьбы. Это сравнение сложности, точности, качества и эстетичности действий борьбы борцами. От борцов требуется не только подготовленность в моторике борьбы, но и знание о физической подготовке и психологии соперника. Как известно, существуют две основные разновидности армянской борьбы «Кох», это Восточно-армянская и Западно-армянская борьба, которые существенно отличаются по правилам, характеру, требованиям к борцовской форме-одежде. Борцы проходят через танец-разминку до состязания. Своеобразная флейта — «Циранапох» и небольшой барабан «копал-доли» под темпераментную мелодию, под звуки которой в старину ходили в бой армянские воины. Армянские борцы, показавшие темпераментную национальную борьбу «Кох», где победитель в случае красивого «чистого» выигрыша по требованию зрителей и судей должен исполнить специальный трехминутный танец почета [5]. Финалист чемпионата в среднем за десять поединков выполняет 33 приема. Для успешного состязания борцы должны демонстрировать высокий уровень физической, психологической и технико-тактической подготовки.

Цель исследования. Задача данного исследования — обозначить основные педагогические, психологические, исторические аспекты национальной борьбы «Кох» для эффективного решения задач культурно-спортивной деятельности, связанных с тренировочным процессом и выступлением на соревнованиях.

В работах Б. А. Вяткина, Р. М. Загайнова, П. А. Рудика и других, обоснованы фундаментальные положения о психологической структуре и содержании различных видов спортивной деятельности, о методах психологической подготовки с учетом специфики спортивных соревнований. Однако система психологического обеспечения для армянской национальной борьбы «Кох» ещё полностью не сложилась.

Исходя из психологической структуры спортивной деятельности по А. В. Родионову [6], её существенными элементами являются объективные и субъективные условия. Объективные условия спортивной деятельности — это особенности тренировки, внешней среды и соревнования. К субъективным условиям относятся: особенности мотивации, особенности свойств личности и психических процессов. Рассмотрим субъективные и объективные условия культурно-спортивной деятельности.

Особенности тренировки армянской национальной борьбы «Кох» заключается в значительном разнообразии ее видов и форм: физической; хореографической; акробатической; психофизиологической, например, на тренировку вестибулярного аппарата (без хорошо натренированного вестибулярного аппарата почти невозможно); психомоторной (отработка всех элементов и их связок в ритме определенного танца); психологической. Танцоры-борцы проводят тренировку, в том числе самостоятельно (индивидуально или в паре), под руководством тренера (специалистов — хореографа, борца, спортивного психолога, спортивного врача), а также в группе.

Особенности внешней среды — это целостная ситуация на разных соревнованиях, куда входят состояние место (размер, качество борцовского ковра), санитарно-гигиенические нормы (зачастую соревнования проходят в помещениях, не оснащенных современной системой вентиляции воздуха, с высокими показателями громкости звука); дистанция, отделяющая борцов от болельщиков и судей (в большинстве залов это небольшая дистанция); специфическая система судейства. Особенности соревнований состоят в факторе неопределенности, т. е. музыкального сопровождения в состязании, соотношении «сильных» — «слабых» соперников. Складываются уникальные соревновательные ситуации в каждом поединке и на соревнованиях в целом. Таким образом, в армянской национальной борьбе «Кох» существуют объективные условия для формирования у танцоров-борцов психологических качеств, необходимых для успешности именно в данном виде спорта. Важной характеристикой культурно-спортивной деятельности является потребность в достижении цели, в мотивации достижения. Мотивация в состязание связана с психическим напряжением, которого танцор-борец не стремится избежать (по сравнению с большинством других видов деятельности) а наоборот, видит в нем положительную сторону соревновательной борьбы. В целом спортивная деятельность постоянно протекает на фоне выраженной соревновательной установки активного состояния, проявляющегося в желании и готовности танцора-борца соревноваться, в стремлении не только самому процессу соревнования, но и достижению победы [2,3,4].

В структуре мотивации танцоров-борцов имеют место все перечисленные виды мотивов: нравственные, достижения успеха, ответственности, престижа. Есть и специфические, эстетические самовыражения, художественного воплощения демонстрируемых в танце — состязательных образов.

Особую роль в деятельности и поведении танцора-борца играют нравственные мотивы, характеризующие направленность его личности. Благодаря нравственной направленности личности, отношение спортсмена к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях формируется как отношение к деятельности общественного характера. Такое отношение вызывает у танцора-борца чувство ответственности и долга перед спортивным коллективом. Общественную заинтересованность результатами деятельности, способствует реализации его творческо-умственных возможностей. Для армянской национальной борьбы «Кох» немало важно интенсивность и стабильность значимой мотивации, оптимальность уровня притязаний и адекватность его изменения по отношению к успехам и неуспехам, серьезное отношение к тренировке и повышению спортивного мастерства, высокий уровень коллективной и личной ответственности танцоров-борцов.

По мнению А. В. Родионова [6], для спортсменов характерны, кроме отдельных свойств личности, соотношения личностных свойств. Наиболее существенным из них являются:

1. Преобладание волевых качеств, мобилизующих спортсмена на преодоление возникающих препятствий и трудностей, над тревожностью и неуверенностью в себе;

2. Преобладание психической устойчивости самоконтроля над эмоциональной возбудимостью.

Личностные качества танцоров-борцов — решительность, смелость, ответственность, уверенность в себе, в завтрашнем дне, тренере, дисциплинированность, стремление к успеху. Для достижения успеха, танцор-борец должен обладать такими психологическими качествами, как «чувство ритма», хорошая двигательная память, развитое переключение внимания, сформированный социальный интеллект, точная пространственно-временная ориентировка, оперативное мышление, высокая психофизиологическая готовность перед выходом на ковер и так далее.

В армянской национальной борьбе «Кох» эффективность деятельности непосредственно зависит от уровня развития психомоторных, сенсомоторных качеств, психической (эмоциональной) устойчивости, способности к саморегуляции на непроизвольном и произвольном уровнях. Для танцоров-борцов важна способность сохранять отчетливое восприятие различных компонентов движения при высоких нагрузках. Способность танцоров-борцов к саморегуляции на непроизвольном и произвольном уровнях непосредственно перед состязанием — необходимое условие успешного выступления.

Непроизвольная регуляция предстартового состояния осуществляется путем реализации определенных программ, в процессе подготовки. Сознательная регуляция предстартового состояния основана на выработанном умении танцора-борца контролировать его проявления и причины, целенаправленно создавать образы — представления, концентрировать и переключать внимание на любые объекты, отвлекаться от воздействия отрицательных психогенных факторов и раздражителей, использовать словесные формулировки и специальные приемы для воздействия на состояние мышц, вегетативные функции и эмоциональное возбуждение. Дифференцированы роли и функциональные обязанности танцоров-борцов в тренировке и соревнованиях. Чем больше интеллектуальная согласованность в спортивном коллективе, тем более он надежен.

Интерпретация фактов результаты исследования. Детальное исследование приводит к выводу, что эстетические отношения к различным моментам и сторонам физической культуры (творчества; духовный облик спортсмена; спортивная борьба; техника и тактика; общение с природой; красота телосложения; выразительность движений; здоровье и т. д.) очень специфичны [9, с.12].

Атлетические виды спорта (футбол, хоккей, бокс, борьба, штанга и т. д.) — неотъемлемая сторона физического и эстетического воспитания юношества [9, с.15].

Участие человека в спортивных состязаниях неразрывно связано с активным проявлением всех черт его характера [7, с.10].

Начиная с 2008г. по настоящее время, мы проводим разные виды исследований, в том числе в национальном архиве, в национальной библиотеке, в фундаментальной библиотеке академии наук Республики Армении, в институте Древней рукописи хранилище Армении (Матенадаран).

В 2015 году было проведено исследование в РФ в Ростовской области, в частности Мясникянском районе, где, начиная 1779 года, обосновались, и до сих пор проживает 90 % армянского населения, которые приехали из Крымского полуострова.

Мы провели социологический опрос в Джавахском регионе, где каким-то образом сохранилось выше сказанное спортивно-культурное национальное явление. Нашей главной целью до сегодняшнего дня было восстановление коллективной памяти армянского народа по теме данного исследования.

Приведем один ключевой факт: 416 респондентов на прямой вопрос, в чём причина забвений армянской национальной борьбы «Кох» ответили следующим образом.

40 % — безразличие вышестоящего руководства Республики Армении;

15,9 % — отсутствие внимания меценатов;

13,7 % — отсутствие пропагандистской работы;

12,4 % — социально-экономическая ситуация;

8,3 % — затруднялись ответить на поставленный вопрос;

6,8 % — свидетельствует об отсутствии потребности национальной борьбы у армянского народа;

2,9 % — об отсутствии соответствующих специалистов.

Проведенные многолетние исследования позволяют сформулировать следующие концептуальные положения, обеспечивающие формирование личности танцора-борца средством армянской национальной борьбы «Кох»:

  1. Потенциал армянской национальной борьбы «Кох», в процессе воспитания и самовоспитания учебно-тренировочных занятий складывается из комплекса интеллектуальных, нравственных, психологических и физических качеств, способностей и свойств молодого человека, приобретенных им посредством регулярного освоения ценностей непрофессионального образования, состязательной деятельности, физической рекреации и двигательной реабилитации.
  2. Разработка альтернативных программ различных видов состязаний, ориентированных на создание наиболее благоприятных возможностей для успешного достижения личностных целей и мотивов, потребностей и интересов становления и дальнейшего развития потенциала танцоров-борцов армянской национальной борьбы «Кох».
  3. Приоритетным фактором танцоров-борцов должна стать сформированная потребностно-мотивационная сфера личности в освоении ценностей избранного вида единоборств.
  4. Потребности танцоров-борцов в освоении ценностей должны стимулироваться чувством удовлетворения от избранной методики, успехами в росте своих физических возможностей, повышением уровня общей и умственной работоспособности. В этих условиях вырабатываются умения управлять своим физическим и эмоциональным состоянием в условиях учебно-тренировочной и других общественно значимых видах жизнедеятельности.
  5. В альтернативных учебно-тренировочных программах по различным видам методики должен быть заложен принцип разнообразной тренировки — специально организованный процесс реализации физических нагрузок, предъявляемых к организму особенно молодежи в определенных спецификой тренировки средствах, методах, формах, объемах и т. д., соответствующих состоянию здоровья организма, физической и функциональной подготовленности, личным мотивам и интересам танцоров-борцов.
  6. Наиболее перспективным направлением в совершенствовании организации физического воспитания является его традиционализация с одной стороны и либерализация с другой, предусматривающая свободу личности в выборе видов единоборств, эффективных средств, методов проведения — тренировочных занятий.
  7. Главными условиями функционирования педагогической системы являются научно-методическое, организационное, информационно-образовательное, пропагандистское, материально-техническое, кадровое, финансовое и правовое обеспечение процесса физического и эстетического воспитания танцоров-борцов.

Мы провели в 2016 году повторный опрос в Джавахетском регионе среди жителей армянской национальности и, получив результаты, пришли к следующим выводам:

Для успешных танцоров-борцов характерны мотивы эстетического самовыражения, художественного воплощения демонстрируемых стрессоустойчивость в условиях неопределенности соревновательной ситуации и недостаточной объективности судейства, социально-психологическая сплоченность.

Заключение. На протяжении своей многовековой истории, армянский народ создал самобытную национальную систему физического воспитания, элементы которой в различных стадиях своего развития продолжали сохраняться в бытие народа вплоть до наших дней [1].

Система физического воспитания армянского народа включала национальные виды спорта такие как, борьба, конный спорт, стрельба и атлетические упражнения.

В идейной основе народной системы лежит опыт, мудрость и философия армянского народа о физическом развитии и здоровом человеке общины.

Следовательно, исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующие практические предложения:

  1. Организация подготовки тренерских и судейских кадров по армянской национальной борьбе «Кох» путем проведения сборов и семинаров.
  2. Введение армянской народно-национальной борьбы «Кох» в учебный план армянского государственного института физической культуры.
  3. Введение армянской народно-национальной борьбы «Кох» в программу всеармянских игр, спартакиад.
  4. Введение армянской народно-национальной борьбы «Кох» в учебный план армянской основной школы, как обязательный учебный предмет для мальчиков, а для девочек по желанию.
  5. Создать документальный кинофильм по основным разновидностям армянской национальной борьбы «Кох».
  6. Выпуск учебно-тренировочной программы и учебно-методических пособий для проведения занятий по основным (западно-армянской и восточно-армянской) разновидностям армянской национальной борьбы «Кох».

Примечание: со стороны автора данной статьи в этом году напечатана экспериментальная учебно-тренировочная программа по основным разновидностям армянской национальной борьбы «Кох» (на примере Джавахского региона). Это программа является первым подобным изданием, сочетающий в себе теоретический и практический международный опыт. Исходя из полученных данных исследований, мы считаем необходимым и далее проводить разнообразные исследовательские работы на пространстве бывшего Советского Союза и за его пределами, связанной с данной тематикой.

Литература:

  1. Бутаев Г. А. Физическая культура армянского народа XIX веке и в начале XX века (1827–1920). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ереван. 1963. 234с.
  2. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессам в спортивных соревнованиях. Москва. ФИС. 1981. 112с.
  3. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. Москва. ФИС. 1971. 244 с.
  4. Гогунов Е. Н. Мартьянов Борис Иванович. Психология физического воспитания и спорта. Москва. Изд.: Академия. 2000. 288 с.
  5. Лукашев М. Н. Родословная самбо. Москва. ФИС. 1986. 158 с.
  6. Родионов А. В. Практическая психология физической культуры и спорта. Махачкала. Изд.: Юпитер. 2002. 386 с.
  7. Родионов А. П. Спорт как средство эстетического воспитания. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва. 1965. 19 с.
  8. Туманян Г. С. Армянская спортивная борьба. Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ереван. 1956. 373 с.
  9. Френкин А. А. Гармоническое развитие личности и единство эстетического воспитания с физическим. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Москва. 1961. 16 с.
Основные термины (генерируются автоматически): армянская национальная борьба, армянская борьба, армянский народ, спортивная деятельность, физическая культура, национальная борьба, армянская народно-национальная борьба, высокий уровень, культурно-спортивная деятельность, физическое воспитание.


Похожие статьи

Национальная борьба курэш как элемент физической культуры

Возникновение традиционных национальных видов спорта было обусловлено объективными закономерностями социума. При этом любой вид традиционного национального спорта был вызван к жизни потребностью общества в воспитании у людей определенных способностей...

Армянские традиции воспитания детей | Статья в журнале...

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории...

Организационно-педагогические основы занятий борьбы на...

борьба, вид спорта, пояс, подрастающее поколение, физическое воспитание, физическая культура, национальная борьба, спортивная школа, VI-XII, Узбекистан.

Специфические особенности формирования армянского...

Как известно, антропонимы могут быть как национальными, присущими данному народу, так и заимствованными, перенятыми у других народов и в какой — то степени отражающими историю народа, освоение им данной территории и взаимосвязь с другими этносами.

История возникновения национальной борьбы «хапсагай»

В настоящее время «хапсагай» – это национальный вид спортивной борьбы. Мы выявили несколько вариантов дословного перевода и смыслового значения слова «хапсагай». Исследование начали с изучения семантики якутского языка.

Национальные виды спорта: кураш | Статья в журнале...

Национальные виды спорта: кураш. Автор: Жураханов Хамидулло Хожимирзаевич. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Борьба всегда была популярна среди народов мира. У каждого народа был свой вид данного единоборства.

Сохранение традиций и национальных культур народов России...

Между ними продолжает идти борьба.

Благотворное взаимовлияние армянской и русской культур играло важнейшую роль в укреплении связей и контактов этих двух народов.

Беречь национальные традиции и культуру каждого народа России!

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Армения, армянская культура, Малая Азия, национальная культура, Армянское нагорье, армянский народ, духовная культура, изобразительное искусство, армянский алфавит, выдающаяся урартская культура.

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Обеспечение высоких спортивных результатов в борьбе, требует совершенствование методики развития специальной выносливости у борцов.

Похожие статьи

Национальная борьба курэш как элемент физической культуры

Возникновение традиционных национальных видов спорта было обусловлено объективными закономерностями социума. При этом любой вид традиционного национального спорта был вызван к жизни потребностью общества в воспитании у людей определенных способностей...

Армянские традиции воспитания детей | Статья в журнале...

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории...

Организационно-педагогические основы занятий борьбы на...

борьба, вид спорта, пояс, подрастающее поколение, физическое воспитание, физическая культура, национальная борьба, спортивная школа, VI-XII, Узбекистан.

Специфические особенности формирования армянского...

Как известно, антропонимы могут быть как национальными, присущими данному народу, так и заимствованными, перенятыми у других народов и в какой — то степени отражающими историю народа, освоение им данной территории и взаимосвязь с другими этносами.

История возникновения национальной борьбы «хапсагай»

В настоящее время «хапсагай» – это национальный вид спортивной борьбы. Мы выявили несколько вариантов дословного перевода и смыслового значения слова «хапсагай». Исследование начали с изучения семантики якутского языка.

Национальные виды спорта: кураш | Статья в журнале...

Национальные виды спорта: кураш. Автор: Жураханов Хамидулло Хожимирзаевич. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Борьба всегда была популярна среди народов мира. У каждого народа был свой вид данного единоборства.

Сохранение традиций и национальных культур народов России...

Между ними продолжает идти борьба.

Благотворное взаимовлияние армянской и русской культур играло важнейшую роль в укреплении связей и контактов этих двух народов.

Беречь национальные традиции и культуру каждого народа России!

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Армения, армянская культура, Малая Азия, национальная культура, Армянское нагорье, армянский народ, духовная культура, изобразительное искусство, армянский алфавит, выдающаяся урартская культура.

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Обеспечение высоких спортивных результатов в борьбе, требует совершенствование методики развития специальной выносливости у борцов.

Задать вопрос