В статье рассмотривается вопрос о необходимости патриотического воспитания ребенка-дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что воспитание в ребенке Благородного Гражданина, возможно при активном познании им природы, истории родного края, его традиционной и современной культуры, искусства, при развитии в дошкольнике созидательной направленности растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию. Эта задача решаема только при тесном взаимодействие семьи и детского сада.
Как нет человека без самолюбия, –
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...
К.Д. Ушинский.
Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. Очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к которым в первую очередь относятся: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Чувство патриотизма многогранно и сложно – это и любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.
Проблема воспитания патриотических чувств разрабатывалась в трудах многих отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.А. Козловой, Н.К. Крупской, И.Д. Власовой, Р.И. Жуковской и др.
Воспитание патриотических чувств является одной из глобальных задач воспитания. Изучение педагогической литературы показывает, что во все времена уделялось большое внимание воспитанию любви к Родине, дому, близким, желанию беречь и защищать свою Отчизну. При этом проблема воспитания патриотических чувств остается, так как необходимо искать пути создания условий для патриотического воспитания для детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Патриотическое воспитание ребенка невозможно без сотрудничества педагогов и родителей. Нужно стремиться к достижению целостности и непрерывности воспитательно-образовательного процесса в детском саду и семье. Целью воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию является облагораживание души и сердца ребенка возвышенными образами родной природы, искусства родного края – Нижнего Поволжья; развитие познавательного отношения к истории семьи, вписанной в историю родины, интереса к культурным ценностям родного края, творческого присвоения знаний об окружающем мире. Матери и отцу, прародителям важно целенаправленно совершенствовать свой духовный мир, свою нравственность, так как воспитатель сам должен быть воспитан.
Проблема воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача: как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Понимая значение патриотического воспитания, каждый воспитывающий взрослый, опираясь на теорию гуманно-личностный подход к детям, должен определить не только, ориентиры для развития актуальных для жизни ребенка интегративных качеств, но и ориентиры для собственного развития и совершенствования.
Главное условие воспитания гражданина – это разработка содержания образовательного взаимодействия воспитывающих взрослых с ребенком, во-первых, обеспечивающего маленькому человеку возможность познавать природу, историю, искусство и культуру родного края – Нижнего Поволжья, эмоционально откликаться на предъявляемые педагогами и родителями образы; во-вторых, определяющего формирование основ картины мира. А так же развитие взаимно терпимых и ответственных отношений воспитывающих взрослых (родителей, педагогов детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства), усиливающих воспитание нравственных качеств гражданина. Обеспечение овладения ребенком знаниями о природе, истории и культуре родного края – Нижнего Поволжья и такими качествами, которые стимулируют дальнейшую познавательную деятельность и устремленность к новому знанию, присвоения позитивных моделей поведения гражданина в природе и обществе.
С чего начинается воспитание благородного гражданина? Многие из нас ответят: «С семьи», – и будут правы. Из века в век подтверждается истина: воспитание Благородного Гражданина начинается с Благородного Родительства, достойно выполняющего миссию, не просящего наград за свой ежедневный подвиг материнства и отцовства, помнящего и благодарящего праотцов своих за подаренную жизнь. Оно начинается с заботливого, внимательного отношения родителей к окружающим людям, не только близким, но и чужим, которые встречаются на жизненном пути.
Среди первых чужих взрослых, способных стать для современного ребенка близким по духу человеком – воспитатель детского сада. А значит не только от родителей, но и от воспитателя зависит какие образы войдут в душу ребенка. Счастлив ребенок, оказавшийся в детском саду, рядом с доброй, красивой, умной воспитательницей, и несчастлив тот, кто окажется в «заброшенном саду». Счастливы родители, которые могут найти поддержку в лице заботливого, понимающего воспитателя, открывающего врата мудрой любви к детям.
Начиная с полуторагодовалого возраста, ребенок в детском саду проводит в среднем 10, а нередко и 12 часов (8 из которых он бодрствует, активно взаимодействуя с детьми и воспитателями). При простом сравнении обнаруживается, что это время значительно больше того, что остается на часы бодрствования, а значит общения с семьей! 8-10 часов в детском саду против 4-6 часов в семье. Такое пространственно-временное расширение взаимодействия ребенка с миром придает семейным отношениям другую тональность, так как они обогащаются благодаря встречам с другими людьми. Ребенок получает возможность сопоставить этот новый опыт с тем, который он получает в семье. Пребывая в точке схождения семейной и общественной систем детского сада, находясь в гармонии или противоречии с ними, душа ребенка запечатлевает разные образы, порождаемые воспитывающими взрослыми: заботу, внимание, честность, уважение достоинства или ложь, грубость, несправедливость, безразличие. Что он выберет, если и те и другие взрослые являются для нашего воспитанника значимыми людьми?
Можно ли порождая негативные отношения рассчитывать на рост зерна Благородства в Чаше ребенка? Полагаем, что нет. Что делать? Ответ вытекает из педагогической аксиоматики: если мы стремимся к росту этого зерна важно менять условия его роста и развития. Качественно иные отношения между педагогами и родителями возможны, если мы будем целенаправленно развивать новое качество их взаимодействия.
Задумаемся вместе над смыслом слов «взаимодействие педагогов и родителей». Что они значат для вас? В чем суть взаимодействия? Чаще всего под «взаимодействием…» педагоги понимают: «сотрудничество», «сотворчество», «действие вместе», «понимание другого», «понимание одной цели», «общение», «вместе», «рядом», «отношение», «дружба», «любовь»; реже – «связь», «обязанность», «контакт детей и взрослых», «единое мышление», «единство», «согласованность», «взаимность», «совместная деятельность», «взаимопомощь», «отклик». Как видите, основное внимание педагогов сосредоточено на «сотрудничестве» и «сотворчестве», что говорит о нацеленности педагогического сознания на гуманный контекст взаимодействия педагогов и родителей. Однако между идеальным представлением о «взаимодействии педагогов и родителей» и реальным состоянием этого процесса наблюдается несоответствие. В детских садах и школах преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, сопровождающееся критикой в адрес друг друга. Что может дать ограничивающее взаимодействие, сопровождающееся критикой в адрес друг другу? Ничего кроме обид, страха, боли, обедняющих отношения между педагогами, родителями и детьми. Напротив, поддерживающее взаимодействие утешает, дает опору и надежду в решении разнообразных проблем воспитания. Но, если найдем в себе силы и мудрость идти дальше, развивать взаимодействие, привнося в него новые смыслы (сознания, сотрудничества, сотворчества, созвучия, сопереживания), мы подарим себе и детям нашим ни с чем несравнимую Радость Со-бытия! Не за один месяц, и не за один год выстраивается осознанно-ответственное взаимодействие родителей с ребенком по воспитанию Благородного Гражданина.
Насыщая содержание совместного семейно-общественного воспитания маленького волжанина, направленное на развитие позитивного поведения в Мире, нужно не только руководствоваться научными положениями, но и обращаться к памяти своего Сердца.
Все мы родом из детства. Стоило проявить усердие и сделать «один шаг» от нас взрослых к нам пятилетним, как вспоминались: запах новогодней елки, устанавливаемой родителями на новогодний праздник; вкус сосульки и хруст снега под ногами; бабушкина сказка; первая рыбалка с папой и многое другое. Наши воспоминания (а также сочинения родителей воспитанников о своем дошкольном детстве) помогли нам понять: «что всего дороже для маленького ребенка?», что его заботит, чего он боится и как можно не только уберечь, но и устремить душу детскую к благородным поступкам. Подниматься на новую ступень в своей жизни всегда легче, когда рядом проводник, которому можно доверить свою жизнь. В детском саду жизнь ребенка, его воспитание и обучение родители доверяют педагогам. Чем больше доверия, тем меньше напряжения в сопровождении, тем увереннее движение ребенка навстречу Миру!
Доверительные отношения между семьями и сопровождающими их педагогами выстраиваются на совместных встречах, на которых обсуждаются важные для обеих сторон темы: «В детский сад вместе с семьей. Как?», «Семья», «Мать и отец в жизни ребенка», «Прародители, родители, дети», «Воспитатели и дети», «Детское сообщество в жизни ребенка». Ни одна анкета, ни один опрос семей не дают столько информации для познания и понимания друг друга, сколько встречи за круглым столом. Душевную беседу при свечах «в гостиной» (это может быть любая удобная комната: музыкальный зал, методический кабинет детского сада), поддерживает созвучная беседе музыка. Когда установлены доверительные отношения между педагогами и родителями, наступает время знакомиться с детьми и поддерживать их в открытии пространства детского сада. Сколько всего происходит за это время! Ребенок открывает новый мир предметов, запахов, звуков детского сада; учится отпускать родителей и устанавливать отношения с новыми людьми: детьми и взрослыми. Мама и папа учатся со спокойным сердцем отпускать ребенка навстречу новым впечатлениям; наблюдая за поведением ребенка в группе, познают его в разнообразных отношениях со сверстниками и чужими взрослыми. Воспитатель постигает разнообразие детско-родительских отношений.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирает бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающегося от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. Вехи истории – это три угла: вчера, сегодня, завтра. «Вчера» – признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений. «Сегодня» – возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры. «Завтра» – гармонично развитая личность. Вот по этим трем направлениям педагоги и родители и разворачивают процесс рождения гражданина в культурно-образовательном пространстве, составляющими которого являются: семья, детский сад, учреждения дополнительного образования, культуры и искусства, улица, общеобразовательная школа, гражданское общество и местное самоуправление. Признавая значение детского сада в формировании значимых качеств гражданина, важно понимать значение и роль других систем в развитии личности и направлять усилия на решение проблемы целостности и непрерывности процесса воспитания гражданина.
Литература:
- Е.С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» Сфера 2008г.
- М.Д. Маханева «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.: АРКТИ, 2004 г.
- «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.» Е.А.ПоздняковаВолгоград: Учитель, 2008
- Богачева В.И. «Мое Отечество – Россия» – Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004
- Иванова Т. В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.
- Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» М.: АРКТИ,2015
- Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова «Система патриотического воспитания в ДОУ» Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.