Налоговый учет является обязательной составляющей учета финансово хозяйственной деятельности организации и играет основную роль в налоговом планировании и в исполнении налоговых обязательств.
В Республике Казахстан понятие «налоговый учет» вошло в практику хозяйствования с вводом Закона Республики Казахстан от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — НК РК).
Первоначально закон включал в себя статьи, которые раскрывают понятие налогового учета, правила ведения налогового учета, основные требования к учетной документации и учетной политике для целей налогового учета. С введением новой редакции НК РК теме налогового учета отведено две главы, которые раскрывают понятие и нормы налогового учета, а так же особенности ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
В соответствии со 190 статьей НК РК «налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности» [1].
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного учетного периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя [2, с 23].
На практике бухгалтера пытаются использовать разные подходы к организации и ведению налогового учета. Например, один из методов — построение налогового учета на основе бухгалтерского. При применении данного метода создается отдельный налоговый план счетов или к бухгалтерскому плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований налогового законодательства. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период. Такой способ удобен бухгалтерам, ведущим автоматизированный учет с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.
Как показывает практика, сложилась и такая форма учета, когда налоговый учет подменяет собой бухгалтерский. Здесь формируются только регистры для расчета налога на прибыль, а регистры, составленные в соответствие с нормами бухгалтерского учета, отсутствуют. В целом же все применяемые в настоящее время методы ведения налогового учета являются разновидностями двух систем. В основу первой системы положен принцип максимального сближения налогового учета с существующей в организации системой бухгалтерского учета. При втором варианте ведения налогового учета организуется отдельное подразделение, занимающееся исключительно вопросами налогового учета. В этом случае налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского исключительно на основании первичных документов (включая справки бухгалтера) [3, с. 17].
Безусловно, ведение двойного учета является чрезвычайно трудоемким. Поэтому наиболее оптимальным в современных условиях видится комбинированный метод, который предполагает использование отдельных регистров на тех участках налогового учета, которые отличны от участков бухгалтерского. При разработке такой системы ведения учета, прежде всего, нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются.
Затем нужно, проанализировав нормы налогового законодательства и требования законодательства о бухгалтерском учете, с целью сближения налогового и бухгалтерского учета разработать учетную политику (как для целей бухучета, так и для целей налогообложения) и организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы его данными можно было воспользоваться в налоговом учете
В учетной политике для целей налогообложения налогоплательщик также утверждает самостоятельно разработанные формы аналитических регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета.
Таким образом, в соответствии НК РК постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Однако правильная и с минимальными затратами ресурсов организация налогового учета представляет достаточно сложную задачу, поскольку, во-первых, существует много отличий налогового учета от бухгалтерского учета, во-вторых, имеет место вариантность способов ведения налогового учета, в-третьих, отсутствуют положения и рекомендации, устанавливающие единые требования к порядку ведения налогового учета.
В соответствии со статьей 190 НК РК формы аналитические регистры налогового учета должны обеспечить расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности.
Для оптимизации налогового учета при разработке форм аналитических регистров налогоплательщик должен обеспечить информационные связи между отдельными регистрами, так как отдельные показатели могут быть исходными данными для расчета других реквизитов, входящих, как в регистры промежуточных расчетов, так и в регистры формирования отчетных данных. Для проведения внутреннего налогового аудита целесообразнее разработать такие формы налоговых регистров, которые будут являться расшифровкой для разных форм налоговой отчетности.
Рассмотрим отражение в регистрах налогового учета расходов по оплате труда работников. В соответствии с налоговым законодательством расходы по оплате труда работников являются объектом обложения индивидуального подоходного налога и социального налога. При определении налоговой базы для исчисления корпоративного подоходного налога в соответствии со статьей 257 в состав вычетов включаются расходы работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению индивидуальным подоходным налогом. В связи с чем целесообразно использовать один налоговый регистр для обеспечения расшифровки налоговой декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу и расходов по начисленным доходам работников, относимые на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога.
На основании вышесказанного можно делать вывод, что в настоящее время в налоговом законодательстве РК достаточно мало информации по ведению налогового учета и ответственность за разработку методики лежит на налогоплательщике. Существует практическая необходимость разработать и законодательно закрепить наиболее оптимальную модель налогового учета, основу которой будут составлять взаимосвязанные между собой аналитические регистры налогового учета.
Литература:
- Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.10.2018 г.) [Электронный ресурс]: –URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36148637 (дата обращения: 12.11.2018). — Загл. с экрана.
- Баженов А. А., Кузнецов Д. В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики // Налоги и налогообложение. — 2015. — № 3. — С. 15–19.
- Попонова Н. А. Организация налогового учета и налогового контроля. Учебное пособие. / Н. А. Попонова, Г. Т. Нестеров, А. В. Терзиди. — М.: Из-во Эксмо, 2006. — 624с.