Глобализация жанра документалистики. От возникновения и до наших дней | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Арзамасова, Ю. О. Глобализация жанра документалистики. От возникновения и до наших дней / Ю. О. Арзамасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53842/ (дата обращения: 05.07.2020).



Актуальностью данной темы является то, что за период существования документальных СМИ, этот жанр прошёл множество этапов формирования: от документального кино — до продукта журналистского творчества, от неигрового кино — к игровому, от сугубо публицистического жанра — до экранной драматургии. Теледокументалистика является одним из самых востребованных жанров современных СМИ, и в своей работе я хочу показать особенность этого феномена массовой коммуникации.

Ключевые слова: документальных СМИ, формирование, документальное кино, теледокументалистика, феномен, массовые коммуникации.

Документалистика оставила свой первый и главный след в кинематографе, именно в данном жанре снимали реальных людей в реальном окружении реального мира. Именно неигровое кино считается прародителем всего кинематографа. Именно документальное кино дало старт фантазии человека, который, в свою очередь, смог создать множество жанров, связанных не только с кинематографом, но и с другими направлениями на телевидении.

Документальное кино является одним из самых сложных жанров, не все режиссеры берутся за съемки неигрового кино, но в то же время оно является одним из наиболее востребованных и популярных. Не прошло и века, как и формат теледокументалистики стал одним из наиболее востребованных, и считается вершиной мастерства телевизионного журналиста. В XXI веке теледокументалистика является одним из ключевых жанров в СМИ.

Но, не всегда так было, именно в период перестройки для теледокументалистики наступила новая эпоха, которая в корни сменила свой формат. После почти 10-летнего перерыва, в начале 21 века документальная журналистика вернула себе позицию одного из самых главных телевизионных продуктов. Документалистика является лидирующим жанром на телевидение, уступая только новостям, развлекательным программам, кинофильмам и сериалам. Документалистика существует во многих форматах телевидения, её совмещают с новостями, передачами и кино. В данной работе я хочу изучить и провести научный анализ развития документалистики не только как единичного жанра, но и в роли жанра, который сосуществовал и будет сосуществовать с другими форматами СМИ.

Актуальностью данной темы является то, что за период существования документальных СМИ, этот жанр прошёл множество этапов формирования: от документального кино — до продукта журналистского творчества, от неигрового кино — к игровому, от сугубо публицистического жанра — до экранной драматургии. Теледокументалистика является одним из самых востребованных жанров современных СМИ.

Неигровое кино может быть различных жанров: событийная хроника, кинолетопись (съемки, создаваемые не для оперативных новостных журналов, а для истории), кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторская журналистика, наконец — искусство. Последние два вида, в свою очередь, подразделяются на многие жанры: кинорепортаж, киноочерки, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама, киномелодрама, кинокомедия, кинопоэзия, кинотрагедия... Использовать все документальные жанры невозможно: они мутируют, видоизменяются, то и дело возникают новые, экспериментальные. При скрещении игрового и неигрового кино или различных жанров кино документального, или при скрещивании жанров кинематографических с литературными и музыкальными, появляются новые, ещё неизвестные.

Неигровое кино началось именно с прибытия поезда на станцию Ла Сиота. Это первая документальная картина братьев Люмьеров, которая была снята в 1929 году, через столько лет изменились, и вокзалы, и поезда, и люди... вот только гениальным в этом фильме была именно жизнь, её подлинность, её неповторимость!

Через много лет, когда документальное кино обозначит себя не только инструментом для хроникальной фиксации фактов из жизни, но и самостоятельным видом киноформата, среди его мастеров станет популярной фраза: «Жизнь талантливее, чем я». Фильм навсегда останется вечным и то, что было снято на камеру, изменить никто не сможет. Намного позже Андрей Тарковский скажет, что этот фильм является гениальным и все, что связано с документалистикой начнёт свою жизнь в новом, более усовершенствованном формате.

Однако, изначально одним из главных достоинств неигрового кинематографа считали в возможности показать зрителю то, что сам он увидеть бы не смог.. Кинематографистов всегда привлекали экзотика и всё, что являлось сенсацией. Также, людям была интересна: этнография, пожары, стихийные бедствия, военные действия, жизнь царствующих особ, технические новинки вроде полетов авиаторов на самолетах и дирижаблях, все, что способно привлечь зрителя к киноэкрану. Операторы совершали путешествия по всему миру в поисках захватывающих сюжетов и историй, чем часто подвергали свою жизнь смертельному риску. Зачастую операторы, режиссёры, тележурналисты и вся съёмочная группа, стояли перед выбором: человек или профессионал, снять сюжет или спасти человека, запечатлеть кадр и поддаться огромному риску или сохранить себе жизнь и лишиться материала. Выбор всегда стоял за человеком и на его решение никто не мог повлиять.

Документальное кино не является самым масштабным по производству кинохроники, не приносит своим создателям громкой славы и денег, многие режиссёры документалисты ушли из жизни в забвении и нищете, но это не означает, что они не оставили свой след в огромном мире киноискусства. Многие создатели величайших картин постигли свою часть славы уже после смерти и их кинокартины по праву можно считать эталоном для современной документалистики. Неигровое кино может быть очень разным и нести в себе разный подтекст и пропагандистский, и политический, и спекулятивно-сенсационным, и исполненным подлинного трагизма, и комедийным, и поэтически-философским. Для каждого создателя кто его избрал своей профессией возможности здесь самые широкие. Дело лишь в масштабе таланта режиссёра и его этнического чувства художника.

В современном мире для того, чтобы раскрыть свой талант существует множество возможностей, для того чтобы показать миру новый формат документальной съёмки нужна только ваша фантазия. Именно благодаря современности мир узнаёт всё больше исторических и научных фактов, которые превращаются в циклы документальных передач, в художественное кино, в новые новостные сюжеты. Сегодня жанр документалистики представляет собой множество его разновидностей. Документальное кино успешно транслируется на экранах телевизора, а также внедряется в просторы интернета, где приобретает новые форматы: от документального расследования, до юмористических роликов.

Ещё понадобиться немало лет, чтобы жанр документалистики был первым в списке лидеров, но мир не стоит на месте и уже сегодня этот жанр с успехом покоряет телевизионные форматы и мир интернета.

В XXI веке, многие создатели опираются на работы прошлого века, где и зарождалась документальная хроника. Различие картин заключается лишь в том, что в наши дни режиссёры научились играть с жанрами, совмещая художественное кино с документальным, развлекательный жанр передачи с научно-документальным. Время помогает отточить все навыки документалистов и подарить миру множество шедевров, которые помогают нам раскрыть тайны прошлого или узнать много нового о мире сегодняшнем.

Литература:

  1. Майкл Рабигер. «Режиссура документального кино»
  2. Лейда Д. «Фильмы из фильмов». М, 1966
  3. Франк Г. «Карта Птолемея». М., 1974
  4. Зара Абдуллаева. «Постдок. Игровое/неигровое»
  5. Беляев И. «Спектакль без актера» М., 1982
  6. Пажитнова Л. «Кадр... и вся жизнь». М., 1988
  7. Голдовская М. «Женщина с киноаппаратом». М. 2002
  8. Сергей Медынский. «Мастерство оператора-документалиста»
Основные термины (генерируются автоматически): кино, жанр, жизнь, экранная драматургия, публицистический жанр, журналистское творчество, СМИ, период существования, множество этапов формирования, жанр документалистики.


Ключевые слова

формирование, феномен, массовые коммуникации, документальных СМИ, документальное кино, теледокументалистика

Похожие статьи

Жанр журналистского расследования и его функционирование...

Впервые жанр журналистского расследования под рубрикой «Расследование «КП» появился в 1990 г. Однако и до этого в газете печатались

Таким образом, журналистское расследование – достаточно молодой жанр российской журналистики, берущий начало в документалистике А...

Понятие и система телевизионных жанров | Статья в сборнике...

Естественно, между литературными и публицистическими жанрами имеются общие черты

Учитывая все сказанное, мы считаем, что жанр публицистики – это продукт творчества

Из-за деления жанров публицистики на три группы и возвышения между ними чуть ли не «китайской...

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Данная статья посвящена анализу вопроса о значении жанров в журналистике.

«Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах

Многие журналисты считают, что в целом, при подготовке журналистского материала необязательно...

Технология и творческий процесс в аудиовизуальной журналистике

Первое оказывает влияние на содержательную сторону журналистских сообщений, выбор

Второе отвечает за форму, в которой подается содержание, на выбор жанра и необходимых

Исходя из этого можно сделать вывод, что технологии не могут повлиять на замысел и жанр...

История и развитие узбекского искусства кино | Статья в журнале...

Искусство кино является видом художественного творчества, сформированного на основе

Огромная роль в формировании искусства кино принадлежит американской кинорежиссуре.

В послевоенные годы основу экранного искусства составили фильмы, снятые передовыми...

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

Ключевые слова: публицистический текст, публицистический функциональный стиль

Этот стиль реализуется в многочисленных жанрах, таких как информационная заметка, репортаж

При этом подходы к стилевой дифференциации текстов СМИ могут отличаться, но все же...

Развитие жанровой системы телевизионной трэвел-журналистики...

Основоположником жанра кинопутешествий считается американский путешественник, фотограф и журналист Бертон Холмс.

Исследователь И. В. Показаньева выделяет несколько этапов развития отечественной телевизионной трэвел-журналистики.

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале...

2. Бараневич Ю. Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования

Жанр определяет направление деятельности журналиста. Этим путем можно довести событие до

С журналистской точки зрения слово «речь» тут должна пониматься как публикация в прессе...

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Функционально в художественно-публицистическом жанре газетно-журнальной периодики используется

Его журналистское творчество можно разделить на четыре направления: рассказы, аналитические статьи

Особенности публицистического стиля современных СМИ.

Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении

На сегодняшний день жанр ток-шоу в экранной журналистике пользуется широкой популярностью у аудитории за счет того, что этот вид экранной

С помощью приобретения телевидением интерактивного характера все эти особенности воплотились в жизнь.

Похожие статьи

Жанр журналистского расследования и его функционирование...

Впервые жанр журналистского расследования под рубрикой «Расследование «КП» появился в 1990 г. Однако и до этого в газете печатались

Таким образом, журналистское расследование – достаточно молодой жанр российской журналистики, берущий начало в документалистике А...

Понятие и система телевизионных жанров | Статья в сборнике...

Естественно, между литературными и публицистическими жанрами имеются общие черты

Учитывая все сказанное, мы считаем, что жанр публицистики – это продукт творчества

Из-за деления жанров публицистики на три группы и возвышения между ними чуть ли не «китайской...

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Данная статья посвящена анализу вопроса о значении жанров в журналистике.

«Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах

Многие журналисты считают, что в целом, при подготовке журналистского материала необязательно...

Технология и творческий процесс в аудиовизуальной журналистике

Первое оказывает влияние на содержательную сторону журналистских сообщений, выбор

Второе отвечает за форму, в которой подается содержание, на выбор жанра и необходимых

Исходя из этого можно сделать вывод, что технологии не могут повлиять на замысел и жанр...

История и развитие узбекского искусства кино | Статья в журнале...

Искусство кино является видом художественного творчества, сформированного на основе

Огромная роль в формировании искусства кино принадлежит американской кинорежиссуре.

В послевоенные годы основу экранного искусства составили фильмы, снятые передовыми...

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

Ключевые слова: публицистический текст, публицистический функциональный стиль

Этот стиль реализуется в многочисленных жанрах, таких как информационная заметка, репортаж

При этом подходы к стилевой дифференциации текстов СМИ могут отличаться, но все же...

Развитие жанровой системы телевизионной трэвел-журналистики...

Основоположником жанра кинопутешествий считается американский путешественник, фотограф и журналист Бертон Холмс.

Исследователь И. В. Показаньева выделяет несколько этапов развития отечественной телевизионной трэвел-журналистики.

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале...

2. Бараневич Ю. Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования

Жанр определяет направление деятельности журналиста. Этим путем можно довести событие до

С журналистской точки зрения слово «речь» тут должна пониматься как публикация в прессе...

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Функционально в художественно-публицистическом жанре газетно-журнальной периодики используется

Его журналистское творчество можно разделить на четыре направления: рассказы, аналитические статьи

Особенности публицистического стиля современных СМИ.

Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении

На сегодняшний день жанр ток-шоу в экранной журналистике пользуется широкой популярностью у аудитории за счет того, что этот вид экранной

С помощью приобретения телевидением интерактивного характера все эти особенности воплотились в жизнь.

Задать вопрос