Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Долгина, Е. С. Особенности работы радиожурналиста / Е. С. Долгина, К. А. Путенихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1258-1260. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17480/ (дата обращения: 24.04.2024).

В современном мире радио является весьма оперативным средством передачи информации. Обратимся к понятию «радиожурналистика». Радиожурналистика является видом журналистской деятельности, который основан на использовании технических средств радиовещания. Также радиожурналистика выступает как совокупность радиопередач в области журналистики и как результат творческой деятельности журналистов [8, c. 46].

Радиожурналистика как вид журналистской деятельности отличается высоким уровнем оперативности, что позволяет эффективно и в краткие сроки передавать актуальную информацию. Радиожурналистика эффективно воздействует на аудиторию посредством акустики.

К техническим выразительным средствам радиожурналиста относятся формообразующие и стилеобразующие группы [7, c. 27]. Формообразующая группа включает в себя звуковой «материал», не подвергаемый изменениям. Это слово, музыка, бытовые шумы и внестудийные документальные записи. Стилеообразующая группа включает в себя выразительные средства радиожурналистики. К ним относят монтаж, голосовой ритм, звуковую мизансцену, технические способы звукообразования. С помощью этих выразительных средств происходит формирование стиля программы [6, с. 84].

Рассмотрим выразительные средства, применяемые в радиожурналистике.

Реверберация основана на придании голосовому звучанию дополнительных эффектов с помощью компьютерных технологий. Данный прием в радиожурналистике используется для концентрации внимания целевой аудитории к речи журналиста или деталям произошедшего события. Примером реверберации может служить журналистский репортаж, посвященный 50 годовщине со дня расстрела великого режиссера В. Э. Мейерхольда. Программа радиопередачи включала в себя репортаж из Бутырской тюрьмы. Записанные звуки капель, падающих из крана в камере, где содержался Мейерхольд, корреспондент при монтаже передачи пропустил через ревербератор и усилитель, что привело к поразительному эффекту: капли сначала звучали как отсчет времени, а потом как выстрелы, прервавшие жизнь гениального театрального мастера [6, с. 93].

Еще одним выразительным средством можно назвать прием «буратино», основателем которого является режиссер Роза Марковна Иоффе. Впервые этот прием был применен при записи детского спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино», откуда и пошло название приема. Прием «буратино» основан на убыстрении или замедлении хода магнитофонной пленки. С помощью убыстрения и замедления речи персонажа были созданы и скороговорка деревянного человечка, и грубая речь Карабаса Барабаса, и шум толпы, и голоса кукольных артистов, и пр. Хотя за всем этим был голос одного и того же актера. В современности данный прием используется радиожурналистами для придания иронического отношения корреспондента к речи интервьюируемых.

Немаловажное значение в радиожурналистике имеет такой прием, как звуковая мизансцена. Он основан на расположении микрофона в сторону участников событий, непосредственно имеющих к ним отношение. При использовании данного приема микрофон может передаваться из рук в руки, приближаться и отдаляться от работающего механизма, для создания эффекта присутствия. Так же для микрофона можно выбрать одну точку, в которой какой-либо звук или отдельный голос будет выходить на первый звуковой план. В данном случае голос или звук станет сюжетным стержнем радиопередачи.

Голосовой грим как выразительное средство пришло в радиожурналистику из радиотеатра. Этот прием направлен на придание речи радиожурналиста ритмических особенностей и эмоциональной окраски. Примером может служить радиорепортаж с авто гонок. В зависимости от тембра и эмоциональности речи будет зависеть успех радиорепортажа. С одной стороны, можно вести репортаж из комментаторской кабины, без оценочных суждений передавать смысл происходящего, объясняя целевой аудитории, что происходит на трассе. С другой стороны, можно вести репортаж с самой гущи событий, создавая своей речью, эмоциональностью, выразительными репликами эффект присутствия. В данном случае репортаж приобретает яркие краски, заинтересовывая слушателей и привлекая их в гущу событий [1, с. 45]. Несомненно, такое ведение репортажа требует от корреспондента определенных актерских качеств, позволяющих передать суть происходящего и вовлечь слушателей в атмосферу азарта автогонок.

Несомненно, данный прием применителен не только к ведению спортивных репортажей. Любое освещение социально значимых событий всегда являются творческой задачей. Именно голосовой грим позволяет креативно подойти к решению поставленной задачи. Иногда «журналист ищет и находит голосовой грим, контрапунктный по отношению к атмосфере события, что позволяет придать репортажу иронический оттенок» [1, с. 57].

Таким образом, профессионализм радиожурналиста, в первую очередь, определяется умением оперативной подачи информации, определения степени актуальности подаваемого материала, компетентного проникновения в суть социальных проблем. Радиожурналист должен оперировать фактами общественной жизнедеятельности, умело аргументировать и емко подавать их в эфире.

К особенностям работы радиожурналиста обращались многие исследователи: В.В. Лизанчук, В.Я. Миронченко, А.С. Москаленко, В.П. Олейник, Г.Г. Почепцов другие [4, c. 65]. В основе их исследований лежат обоснованные и аргументированные факты о представителях журналистской среды, о творческой подоплеке журналистского творчества.

По мнению исследователя Ю. Г. Шаповала, журналистика — это профессия, к которой предъявляется целый ряд требований. Профессия журналист предполагает квалифицированное решение задач в области информационного общества с помощью творческих навыков. В современном мире радиожурналистика является формой бизнеса и действует в условиях рыночной экономики. Этим и обусловлено наличие значительного пласта рекламы во время радиоэфира. Как и в любом бизнесе, радиожурналистика на медиарынок представляет медиатовар и получает на этом прибыль [5, c. 19]. Таким образом, в этом контексте радиожурналистика выступает как творческо-производственный процесс, в рамках которого радиожурналисту приходится совмещать технические и творческие навыки [3, c. 96].

На основании вышесказанного, можно определить, что радиожурналист будет востребован в своей профессии только в том случае, если его творческое начало будет подкреплено основной технической базой в области деятельности радиокомпании. Это относится к выбору диапазона радиоволн, канала и частоты вещания, спецификации эфирного оборудования, знанию компьютерных программ и обеспечения эфирного вещания, аудио- и звукорежиссерским навыкам.

Виды радиопрограмм в журналистской работе должны отвечать определенным требованиям журналистского творчества. Если говорить о литературных программах на радио, то здесь в основе должен лежать авторский проект с привлечением интересных персонажей в обсласти литературного творчества. Прямой эфир как вид журналистской программы на радио является самым сложным и непредсказуемым. Репортер при ведении прямого эфира говорит от авторского (своего) лица, описывает свои чувства. В данном виде программы немаловажное значение приобретает тембр, эмоциональность и индивидуальность речи репортера. Целевая аудитория должна с первых минут программы узнавать автора передачи. Голосовое ведение должно отличаться уникальностью, привлекать внимание слушателей [2, c. 102]. При ведении прямого эфира следует всегда помнить о том, что процесс общения направлен на получение интересной информации для целевой аудитории. Именно в прямом эфире возникают сложности, которые корреспондент должен предотвратить. Слово, сказанное в прямом эфире, уже не вернется. Поэтому корреспондент должен четко соблюдать правила ведения беседы.

Радиожурналист как представитель общественной профессии должен обладать следующими чертами характера. Во-первых, журналист должен быть уверен в себе и в фактах, которые выносит в эфир. Тем не менее, следует отличать уверенность и самоуверенность. Самоуверенность в работе журналиста выглядит вызывающе и отталкивает целевую аудиторию, так как корреспондент в данном случае противопоставляет себя аудитории. Во-вторых, журналист должен быть сдержан. Данная черта характера помогает журналисту быть экономным в проявлении эмоций, выражении симпатий и антипатий к объекту репортажа, умении корректно выражать свои суждения в ответ на провокации. Тем не менее, сдержанность журналиста не должна переходить в эмоциональную скупость. В этом случае прямые эфиры потеряют свою занимательность, интерес, станут бесцветными и потеряют своих слушателей. В-третьих, журналист должен быть тактичен. Корреспондент должен руководствоваться чувством уважения и понимания чувств собеседника. В-четвертых, журналист должен быть мобилизованным, уметь держаться без фамильярности и чрезмерного напряжения при выполнении творческой деятельности [6, c. 49].

Таким образом, работа радиоведущего — это, в-первую очередь, его умение практически использовать свои знания на практике.

 

Литература:

 

1.      Андроников И. Слово написанное и сказанное//Я хочу рассказать вам. — М., 2013.

2.      Бараневич Ю. Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования, развития. — Киев; Одесса, 2012.

3.      Барманкулов М. К. Познать современника: Очерк в газете, на телевидении, радио, в документарном кино. — Алма-Ата, 2012.

4.      Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России / Государственное и независимое вещание. — М., 2012.

5.      Гаспарян В.В. Работа журналиста: учебное пособие. — М., 2010.

6.      История советской радиожурналистики / Документы. Тексты. Воспоминания. — М., 2011.

7.      Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. — М., 2011.

8.      Минков М. К проблеме жанров в радиовещании//Телевидение и радиовещание за рубежом. — М., 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): прямой эфир, целевая аудитория, радиожурналистика, голосовой грим, прием, выразительное средство, журналист, журналистская деятельность, журналистское творчество, звуковая мизансцена.


Похожие статьи

Технология и творческий процесс в аудиовизуальной журналистике

Первое оказывает влияние на содержательную сторону журналистских сообщений

Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для узов.

СПб, 2014.С. 34. Познин В. Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспект.

Особенности культуры речи журналиста | Статья в сборнике...

С журналистской точки зрения слово «речь» тут должна пониматься как публикация в прессе, радио- и телепередача, слово «мысль» – как факты, составляющие основу журналистского

3) О средствах речевой выразительности, используемых в периодической печати.

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Он верил, что в будущем БПЛА будут неотъемлемой частью журналистского творчества.

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к

При ошибке информационная программа не будет иметь ожидаемую аудиторию.

ТВ-ведущий — мужчина или женщина — сообщает о новостях, как правило, в прямом эфире.

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

А в печати и на радио такие журналистские произведения встречаются редко.

Жанр определяет направление деятельности журналиста.

Этим путем можно довести событие до аудитории в режиме реального времени.

Приемы коммуникативного воздействия телевизионной рекламы...

К началу XXI в. телевидение по техническим возможностям многократно опережает любые другие каналы и средства массовой коммуникации (СМК). Кроме того, по массовости аудитории ТВ также превосходит иные СМК.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале...

Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо различать два типа результатов в деятельности СМИ, которые имеют прямую

Очень часто такой прием используется в журналистике для того, чтобы привлечь аудиторию.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или...

Компании и раньше обращались к журналистам, газетам, PR-агентствам, чтобы они создавали журналистские материалы позитивно их характеризующие. Современные средства коммуникации и новая информационная среда: веб-сайты, социальные сети, блогосфера...

Литературные реминисценции в материалах СМИ | «Молодой

[2, 250]. Отметим, что реминисценции как одно из выразительных средств в журналистском тексте более целесообразны, уместны в аналитических и художественно-публицистических жанрах.

Похожие статьи

Технология и творческий процесс в аудиовизуальной журналистике

Первое оказывает влияние на содержательную сторону журналистских сообщений

Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для узов.

СПб, 2014.С. 34. Познин В. Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспект.

Особенности культуры речи журналиста | Статья в сборнике...

С журналистской точки зрения слово «речь» тут должна пониматься как публикация в прессе, радио- и телепередача, слово «мысль» – как факты, составляющие основу журналистского

3) О средствах речевой выразительности, используемых в периодической печати.

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Он верил, что в будущем БПЛА будут неотъемлемой частью журналистского творчества.

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к

При ошибке информационная программа не будет иметь ожидаемую аудиторию.

ТВ-ведущий — мужчина или женщина — сообщает о новостях, как правило, в прямом эфире.

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

А в печати и на радио такие журналистские произведения встречаются редко.

Жанр определяет направление деятельности журналиста.

Этим путем можно довести событие до аудитории в режиме реального времени.

Приемы коммуникативного воздействия телевизионной рекламы...

К началу XXI в. телевидение по техническим возможностям многократно опережает любые другие каналы и средства массовой коммуникации (СМК). Кроме того, по массовости аудитории ТВ также превосходит иные СМК.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале...

Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо различать два типа результатов в деятельности СМИ, которые имеют прямую

Очень часто такой прием используется в журналистике для того, чтобы привлечь аудиторию.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или...

Компании и раньше обращались к журналистам, газетам, PR-агентствам, чтобы они создавали журналистские материалы позитивно их характеризующие. Современные средства коммуникации и новая информационная среда: веб-сайты, социальные сети, блогосфера...

Литературные реминисценции в материалах СМИ | «Молодой

[2, 250]. Отметим, что реминисценции как одно из выразительных средств в журналистском тексте более целесообразны, уместны в аналитических и художественно-публицистических жанрах.

Задать вопрос