Установление в группе особых ритуалов и традиций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Клишина, Т. Н. Установление в группе особых ритуалов и традиций / Т. Н. Клишина, Т. В. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53838/ (дата обращения: 22.12.2024).



Данная статья разработана для установления в группе особых ритуалов и традиций, эмоциональных отношений между взрослыми и детьми.

Ключевые слова: семейная атмосфера, эмоциональное состояние, доброжелательные и дружеские отношения, жестикуляционная выразительность, ритуалы и традиции.

В условиях ЦССВ очень важно, чтобы в группе была создана семейная атмосфера. Семья, как любая общность, держится ритуалами, традициями. Как и в семье, в группе особенно остро встаёт проблема общения между детьми, «выстраивание» отношений внутри группы. С помощью определённых ритуалов вполне можно создать в группе доверительную атмосферу. Продолжительность их проведения, постоянство дают ребёнку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира. Это необходимо, так как для ребёнка очень важна ритмичность дня, предсказуемость последующих событий. В группе мы постоянно проводим ежедневные ритуалы.

1. Утренние ритуалы:

Самый первый ритуал — Вхождение в группу воспитателя и приветствие. Воспитатель входит в группу и здоровается со всеми находящимися в группе детьми и взрослыми.

— Здравствуйте, дети и взрослые!

После окончания гигиенических процедур дети рассаживаются на стульчиках в групповой комнате.

— Вот и новый день настал. Давайте поздороваемся, улыбнёмся друг другу и скажем каждому что-то хорошее.

Здороваемся с каждым ребёнком отдельно и добиваемся ответных действий. Обсуждаем все вместе, какой сегодня день (название дня недели, погода), какое у детей настроение, кто как одет (красивое платье, блузка, туфли, заколка и т. д.). Вспоминаем события прошедшего дня — были ли гости, что делали на занятиях (в группе, в школе), что особенно понравилось, запомнилось. Обсуждаем планы на сегодняшний день. Заканчивая обсуждение, читаем:

— Утром за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Будем мы дружить, играть, малышей не обижать!

В ритуале приветствия мы используем такие слова:

— Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться

— Доброе утро!

Доброе утро — солнцу и птицам,

Доброе утро — улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Следующим утренним ритуалом является Приглашение детей на занятия. Воспитатель называет имена детей и приглашает их на занятие звонком колокольчика. Дети усаживаются за стол. Воспитатель начинает занятие словами:

— Звенит звонок, звенит звонок — начинается урок!

По окончании занятия воспитатель опять звонит в колокольчик и читает:

— Звенит звонок, звенит звонок, вот и кончился урок!

2. Дневной ритуал:

Укладывание детей на дневной сон.

Во время укладывания используются «сонные игрушки» с целью снижения возбудимости детей, улучшения эмоционального состояния и развития чувства уверенности.

У каждого ребёнка есть своя любимая игрушка: у Зои — зайчик, у Полины — мишка и т. д. Когда этот ритуал только вводился, каждому ребёнку мы положили на кровать в спальню игрушку по его выбору. Воспитатель включал тихую спокойную музыку. Дети обнимали, баюкали свои игрушки и постепенно засыпали. Однако через 2–3 недели мы стали замечать, что общение с одной и той же игрушкой стало надоедать некоторым детям, и предложили им другой вариант. Расставили игрушки на полочке в спальне и предложили каждому ребёнку выбрать себе нового «друга». Многие поменяли свои прежние игрушки на новые. А вот некоторые из детей остались верны своим «друзьям». На вопрос: — Почему они выбрали те же игрушки? Мы получили такие ответы:

Яра — Это моя домашняя игрушка;

Маша — Потому что её подарила крёстная мама;

Полина — Мне её подарила подруга;

Зоя — Мне её подарили на день рождения.

Ещё через две недели мы попробовали ввести 3-й вариант ритуала сна: теперь уже сами игрушки «выбирают» себе друга среди детей. Под тихую спокойную музыку воспитатель с игрушкой подходит по очереди к детям, уже лежащим в кроватях. Шёпотом ласково называет ребёнка и отмечает, за что именно игрушка выбрала его в друзья.

— Зоя, ты сегодня так старательно, так хорошо занималась. Зайка хочет с тобой дружить.

— Лючана, ты замечательно сегодня пела. Мишке очень понравилось, и он хочет быть твоим другом.

— Полина, ты моя самая лучшая помощница, так мне помогала на кухне. С тобой хочет подружиться принцесса.

И так далее к каждому ребёнку в группе. Сейчас дети уже сами спрашивают, скоро ли игрушки будут выбирать себе друзей.

Теперь мы имеем возможность менять ритуалы укладывания в зависимости от настроения детей, их эмоционального состояния, степени возбудимости. Дети так же учатся благодарить игрушку за сон, ставят её на место, на полочку (или укладывают на кровать).

Ещё в своей группе мы нашли применение такому ритуалу, как Тормошилочки. Когда между детьми возникают неприятные моменты, заканчивающиеся слезами (поссорились, не поделили что-то, не поняли друг друга и обиделись), нежно тормошим ребёнка за ручки, щёчки, носик, приговаривая при этом смешные стишки:

—Это что тут за рёв?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка,

Это Оля-рёвушка!

— Кто тут плачет, ой-ой-ой!

Говорят, мальчишка мой.

Нет, не плачет мой Андрюшка,

Зря не говорите!

Улыбается уже, посмотрите!

Такие «тормошилки» помогают разрядить напряжённую обстановку между детьми и в группе, и на прогулке гораздо лучше обычных увещеваний взрослых.

3. Вечерние ритуалы:

Когда дети просыпаются после дневного сна, мы предлагаем им поиграть в игру «Потягушечки» («Повтори за мной»):

— Это кто уже проснулся? (тереть глазки кулачками)

— Кто так сладко потянулся? (потянуться, подняв руки вверх)

— Потягушки, потягушки, потягушечки….(потянуться вверх одной рукой, затем второй рукой, в стороны двумя руками)

— От носочков до макушки (присесть, касаясь руками носочков, выпрямиться, руки вверх)

— Уж мы тянемся, потянемся (потянуться вверх одной рукой, затем другой рукой)

— Маленькими не останемся (движения пальчиком из стороны в сторону)

— Вот уже растём, растём… (из положения приседа постепенно вставать, поднимая ручки вверх. По окончании текста резко уронить руки вниз, наклонившись вперёд и полностью расслабившись).

После полдника — «Музыкальная пауза». Некоторые дети всегда очень внимательно слушают музыку и подпевают. Возбуждённых детей музыка успокаивает.

Мы учим детей выражать свои эмоции через игры, направленные на развитие механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности. Многие из детей любят жестикулировать. Сюжетной основой таких игр могут выступать произведения детских писателей, поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Читая стихи, потешки необходимо акцентировать внимание детей на словах, характеризующих определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя различные вопросы.

В своей работе мы часто используем игру «Эмоции». Ребёнку предлагается смайлик с определённой эмоцией. Воспитатель просит ребёнка мимикой изобразить эту эмоцию на своём лице перед зеркалом.

Чтобы снять эмоциональное и физическое напряжение, укрепить дружеские отношения между детьми мы используем следующие Упражнения «Молчок» Дети встают в круг.

— Встали мы круг, каждый в круге мой друг!

Руки другу протяну (подают друг другу руку),

Ссоры с другом не начну.

Ах, дружочек мой, дружок!

Ты молчишь и я — молчок! (Как можно дольше не говорить)

Так же мы стараемся прививать детям любовь к ближнему. Быть как можно добрее, ласковее, приветливее.

«Ласкалочка» Сначала показ воспитателя, затем дети сами обращаются друг к другу.

— Ой, мой маленький, ненаглядненький, мой хорошенький, мой пригоженький!

Или ребёнок обращается к кукле:

— Ты моя девочка, золотая белочка!

Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!..

Так дети учатся выражать свои чувства, показывать другим, что их любят и берегут.

Ещё один замечательный способ донести до сознания ребёнка, как мы его любим и заботимся о нём — песня «Ты моё счастье».

Воспитатель сажает ребёнка рядом с собой, обнимает его, ласково напевает:

— Ты — мой солнечный лучик,

Если солнышко скроется в тучах, тепло мне подарит улыбка твоя.

Наряду с ежедневными ритуалами, в нашей группе есть ритуал «День рождения» с поздравлениями, подарками, сделанными воспитателями и детьми своими руками для виновника торжества. На праздник приглашаются дети из других групп. Водим хороводы, танцуем, поём, устраиваем чаепитие.

Перед уходом домой (со смены) тоже проводим ритуал» Прощание». Усаживаемся в круг и беседуем, подводя итоги: чем каждому из детей запомнился, понравился сегодняшний день. Чему новому научились. Что было особенным в этот день. Обязательно читаем «Мирилки для друзей».

Дети берутся за руки и произносят хором:

— Ты мой друг, и я твой друг,

Мы друзей весёлых круг.

Те, кто ссорился подчас,

Пусть помирятся сейчас!

Дети улыбаются и попарно обнимаются. Так же ежедневно мы приучаем детей быть друг к другу доброжелательными и отзывчивыми.

Литература:

  1. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. «Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье» // Современные гуманитарные исследования. — 2006. — № 1.;
  2. Гаранина Т. П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей» — Минск, 1983 г.;
  3. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника (эмоциональное развитие дошкольника) — М., 1985 г.;
  4. Азаров Ю. П. «Семья и формирование личности» 2005 г.;
  5. Маркова Т. А. «Семейные традиции в воспитании детей» 1970 г.;
  6. Ежкова Н. С. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 1. М.: ВЛАДОС, 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, друг, группа, доброе утро, игрушка, ритуал, рука, воспитатель, эмоциональное состояние, жестикуляционная выразительность.


Ключевые слова

эмоциональное состояние, семейная атмосфера, доброжелательные и дружеские отношения, жестикуляционная выразительность, ритуалы и традиции

Похожие статьи

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Эстетическое воспитание в семьях различной конфессиональной направленности (православные и мусульмане)

В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента об эстетическом воспитании среди семей православных и мусульман. Установлено, что мусульманам больше свойственны сдержанные ассоциации, касающиеся морально-этических норм, в то время как дл...

Правила речевого этикета на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматриваются правила речевого этикета, обеспечивающих воспитание развитой личности на основе создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру; путем формирования элементарных ...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Психологические условия формирования корпоративной культуры в организации

В статье рассмотрены психологические условия формирования корпоративной культуры. Корпоративная культура является важным инструментом управления сотрудниками и повышения эффективности деятельности организации. Оптимизация процессов управления корпора...

Особенности китайских похоронных традиций

В статье рассматриваются культурные традиции и обычаи, выявляются особенности проведения похорон в Китае и существующие обряды.

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

В статье рассматриваются изменения в социальной, экономической, политической и духовной сферах, создание художественно-творческого образовательной среды, интеллектуальный потенциал школьников повышающее интерес к обучению, деятельность родителей и кл...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Похожие статьи

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Эстетическое воспитание в семьях различной конфессиональной направленности (православные и мусульмане)

В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента об эстетическом воспитании среди семей православных и мусульман. Установлено, что мусульманам больше свойственны сдержанные ассоциации, касающиеся морально-этических норм, в то время как дл...

Правила речевого этикета на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматриваются правила речевого этикета, обеспечивающих воспитание развитой личности на основе создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру; путем формирования элементарных ...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Психологические условия формирования корпоративной культуры в организации

В статье рассмотрены психологические условия формирования корпоративной культуры. Корпоративная культура является важным инструментом управления сотрудниками и повышения эффективности деятельности организации. Оптимизация процессов управления корпора...

Особенности китайских похоронных традиций

В статье рассматриваются культурные традиции и обычаи, выявляются особенности проведения похорон в Китае и существующие обряды.

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

В статье рассматриваются изменения в социальной, экономической, политической и духовной сферах, создание художественно-творческого образовательной среды, интеллектуальный потенциал школьников повышающее интерес к обучению, деятельность родителей и кл...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Задать вопрос