Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса мирового рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.11.2018

Статья просмотрена: 1187 раз

Библиографическое описание:

Савченко, В. А. Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса мирового рынка / В. А. Савченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53787/ (дата обращения: 24.11.2024).



Машиностроение на сегодня является важнейшей отраслью промышленности в любой стране, отражая уровень достатка его населения, способность экономики к адаптации на международном рынке, а также способность страны успевать за технологиями, развивающимися динамично на международном рынке промышленности.

Другими словами, развитие машиностроения страны положительно сказывается на многих параллельных отраслях народного хозяйства страны.

Развитая отрасль машиностроения является на сегодня залогом успешной и прибыльной внешнеторговой деятельности, более того, ведущие позиции в обеспечении экономического роста любой страны и повышения международной торговой конкурентоспособности возлагаются именно на машиностроительный комплекс, поскольку ее развитие улучшает и другие экономические показатели. К примеру, в России удельный вес занятых в обрабатывающих отраслях в 2013 г. составил — 14,75 %7 (2000 г. — 19,06 %, 2005 г. -17,23 %, 2010 г. — 15,23 %, 2012 г. -14,96 % соответственно, 2016г. — 14,4 %), помимо этого улучшаются некоторые производственные показатели: очевиден рост объема произведенных товаров обрабатывающих производств (в 2005 г. — 8872 млрд. руб.; 2010 г. — 18872 млрд. руб.; 2011 г. — 22802 млрд. руб.; 2012 г. — 25098 млрд. руб., 2013 г. — 25993 млрд. руб., в 2013 г. — 26840 млрд. руб., в 2016 г. — 33898 млрд. руб. в фактически действовавших ценах) [1].

К примеру, промышленная политика России за последние годы была ориентирована на формирование адекватного позиционирования машиностроительного комплекса России на мировом рынке [6]. Поэтому на долю машиностроительного комплекса приходится более 30 % общего объема промышленной продукции [6]. В связи со сложной структурой отрасли машиностроения, стоит отметить, что в целом инвестиции в машиностроительный комплекс способствует развитию всех промышленных секторов страны, поскольку в рамках машиностроения производятся поезда, суда, самолеты, сельскохозяйственная техника, строительные агрегаты и многие другие технические и инфраструктурные объекты.

Таким образом, развитие машиностроения положительно влияет на все сектора экономики, однако оно является одним из наиболее затратных отраслей. На сегодня среди проблем развития машиностроения в России ученые часто выделяют износ основных фондов, критический физический износ оборудования, морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей. В связи с этим наиболее актуальным направлением развития мирового машиностроительного комплекса является привлечение международных инвестиций.

Качественная методология оценки инвестиционной привлекательности машиностроения стран является вопросом, актуальным не только для органов власти, управляющих данной территориальной единицей, но и для самих инвесторов, и для жителей всего мира. Цель инвесторов — получить максимально большую отдачу от своих вложений, у некоторых — действительно помочь экономике той или иной страны, у иных — получить возможность выгодной и долгосрочно инвестировать свои деньги.

В связи с этим страны пытаются использовать максимально выгодную внешнюю инвестиционную политику для привлечения инвестиций в машиностроение.

К примеру, выгодным для иностранных инвестиций является экономика Вьетнама. «Огромный приток прямых иностранных инвестиций был сделан в область машиностроения, производства и переработки, которые, как ожидается, будут стимулировать поддержку промышленности в ближайшие годы, если Вьетнам выработает эффективную политику» — заявили представители отрасли [3].

По данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама (MPI), иностранные инвесторы помогли выделить 19 из 21 сектора экономики как наиболее перспективные — в основном в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности и машиностроения, куда за 2017 год иностранными инвесторами было вложено 190,56 млрд. долл. США, что составляет 57 % от общего объема.

Активно привлекает иностранные инвестиции в машиностроение и Эстония посредством электронного портала «Инвестировать в Эстонию». По данным Эстонского инвестиционного агентства в стране существует целая цепочка создания стоимости для НИОКР в машиностроении, создания прототипов и производства прецизионных компонентов и сложных систем, которым доверяют ABB, Ericsson и Европейское космическое агентство [5]. На сегодня приток иностранных инвестиций составляет 13 % в общей структуре инвестиций. Благодаря высококвалифицированной рабочей силе и сильным технологиям, электронике и ИТ, Эстония находится в процессе формирования системы успешных разработок и технологий, производства и обслуживания мехатронных решений со встроенным программным обеспечением, то есть автоматизированных механизмов.

Активно привлекает инвестиции в машиностроение и Латвия. На портале «Latvijas Investiciju un attstibas agenturа» агентство инвестиций привлекает иностранный капитал в свои промышленные сектора, среди которых также выделяет машиностроение. После 1992 года около 95 % государственных компаний были приватизированы. Сегодня этот сектор был реструктурирован, чтобы конкурировать на мировом рынке, в основном посредством экспортно-ориентированной контрактной производственной деятельностью, повышением производительности, увеличением управленческих навыков и конкурентоспособным уровнем зарплаты. В 2017 году в секторе занято около 26 000 человек [4].

Из общего объема латвийского экспорта можно указать на 10,4 млрд. евро, которые были предоставлены машинами и механическими приборами, основными металлами и изделиями из недрагоценных металлов, включая производство различных металлических изделий, транспортных средств, пластмасс и резины, оптических приборов и аппаратов, представленных около 37 % латвийского экспорта в 2016 году.

Однако для многих стран вопросы привлечения иностранного капитала не являются актуальными, поскольку более важной задачей является привлечение профессиональных кадров. По данным международного исследования «Конкурентоспособность ЕС в машиностроительном секторе» [2] наибольшей проблемой машиностроительного сектора Великобритании является кадровый вопрос. По данным исследования на 2016 год в Великобритании подтверждены следующие кадровые проблемы:

  1. 274 300 человек заняты в секторе машиностроения;
  2. сектору требуется более 67 000 человек, чтобы заменить тех, кто уходит на пенсию или покидает свои рабочие места за временной период с 2005 по 2016 годы;
  3. сектор механического оборудования характеризуется небольшими фирмами: 73 % компаний нанимают от 1 до 10 человек;
  4. квалифицированные сотрудники, завершившие профессиональное обучение, составляют 30 % от общего количества рабочей силы;
  5. 12 % рабочей силы не имеют квалификации;
  6. на 2020 год темп прироста занятости рабочей силы прогнозируется на уровне 1 %.

Рассмотрим систематизированные данные иностранных исследований (таблица 1):

Таблица 1

Основные показатели экономической эффективности основных конкурирующих экономик на мировом рынке всекторе машиностроения [2]

2015 год

ЕС

США

Китай

Япония

Экспорт

В текущих ценах

Трлн.евро

502,1

221,6

151,9

480,6

Добавленная стоимость

В текущих ценах

Трлн. евро

157,5

103,0

66,2

161,4

Количество сотрудников, занятых в секторе

Количество

1000

2900,5

1130

684,6

6113

По результатам рассмотренных данных можно сделать вывод, что наиболее привлекательны для инвестиций в международное машиностроение являются страны ЕС.

Таким образом, можно выделить следующие направления совершенствования машиностроительного комплекса мирового рынка:

  1. интенсификация машиностроительного комплекса большинства стран посредством привлечения иностранного капитала;
  2. формирование стратегии инвестиционной политики ведущих стран Европы и Азии с целью привлечения иностранного капитала;
  3. привлечение инвестиций в НИОКР;
  4. привлечение в машиностроительный комплекс квалифицированных сотрудников: внутреннего и иностранного кадрового ресурса;
  5. создание общемирового иностранного портала, содержащего наиболее актуальные данные по машиностроительным инвестиционным проектам, к котором страны хотят привлечь внимание;
  6. формирование международного рейтингового исследования привлекательности машиностроительных проектов в промышленном секторе большинства стран — участников данного проекта.

Литература:

  1. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. — М., 2016. — 727 с.
  2. An introduction to Mechanical Engineering: Study on the Competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry. Электронный портал «As Me». Электронный ресурс. Код доступа: https://www.asme.org/about-asme/mechanical-engineering-magazine Дата обращения: 21.09.2018
  3. FDI makes inroads into mechanical engineering. DTInews Dantri international. Электронный ресурс. Код доступа: http://dtinews.vn/en/news/018/58354/fdi-makes-inroads-into-mechanical-engineering.html Дата обращения: 21.09.2018
  4. Latvijas Investiciju un attstibas agenturа. Электронный портал «Инвестиционное агентство Латвии». Электронный ресурс. Код доступа: http://www.liaa.gov.lv/en/trade/industry-profiles/mechanical-engineering-and-metalworking-industry Дата обращения: 21.09.2018
  5. Northern Europe’s hub for knowledge and digital business. Электронный портал «Invest in Estonia». Электронный ресурс. Код доступа: https://investinestonia.com/ Дата обращения: 21.09.2018
  6. Климович К. П., Одинцова МарМ. А. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России в условиях рыночной экономики // Экономический журнал. 2014. № 4 (36).
Основные термины (генерируются автоматически): машиностроительный комплекс, иностранный капитал, мировой рынок, инвестиция, машиностроение, млрд, общий объем, рабочая сила, ABB, латвийский экспорт.


Похожие статьи

Основные направления формирования инновационной структуры сельскохозяйственного процесса производства

Основные направления развития банковского рынка в России и мире

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора на основе международных стандартов

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Основные направления и проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте мегаполисов

Основные этапы исследования и повышения эффективности системы технической эксплуатации автомобильного транспорта

Основные принципы и задачи инновационной деятельности организаций в современных условиях

Основные задачи современного школьного образования в контексте формирования и развития культуры информационного общества

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Похожие статьи

Основные направления формирования инновационной структуры сельскохозяйственного процесса производства

Основные направления развития банковского рынка в России и мире

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора на основе международных стандартов

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Основные направления и проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте мегаполисов

Основные этапы исследования и повышения эффективности системы технической эксплуатации автомобильного транспорта

Основные принципы и задачи инновационной деятельности организаций в современных условиях

Основные задачи современного школьного образования в контексте формирования и развития культуры информационного общества

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Задать вопрос