Рассмотрены вопросы развития машиностроения как одной из экономических отраслей. Обращено внимание на перспективу развития машиностроения в среднесрочном периоде, для чего необходимо воссоздать отраслевую инфраструктуру.
В статье рассматриваются основные показатели машиностроения, определяется проблематика отрасли, а также рассмотрены основные негативные и положительные тенденции развития.
Ключевые слова: машиностроительный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение.
The questions of development of mechanical engineering as one of the economic branches are considered. Attention has been paid to the prospects for the development of machine-building in the medium-term production, for which it is necessary to recreate the industrial infrastructure.
The article discusses the main indicators of mechanical engineering, determines the problems of the industry, as well as the main negative and positive trends.
Key words: stocks of the state reserve; logistics reserves reserve of the state.
На протяжении всего советского времени отрасль машиностроения занимала ведущее место в мире и по объемам продукции, и по достаточно высокому качеству, даже если не учитывать достижений оборонной промышленности, которая лидировала на международном рынке оружия и космических услуг, принося в казну многомиллионные выручки. В целом же продукция машиностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспособного населения с удельной производительностью труда в 70 процентов от уровня США, а доля в экспорте составляла 32–37 процентов [2].
Однако то, что так усердно строилось, было мировой гордостью, разрушилось буквально за считанные годы, начиная с 1991 г. Не считая оборонных предприятий, государство утратило свои обязательства по управлению и планированию производства, отдав все процессу приватизации. В результате сохранились лишь часть стратегически ориентированные предприятия для поддержки экспортных функций: топливно-сырьевой, горнодобывающей, транспорта, сельского хозяйства. Отрасль машиностроения была скуплена и обанкрочена западными и отечественными корпорациями, освобождающиеся площади были отданы под аренду жилья или коммерческих структур.
Таким образом, к 2000 году практически перестали выпускать продукцию предприятия сельхозмашиностроения, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиационных двигателей. Практически была свернута деятельность энергомашиностроителей, станкостроители, производители станков и оборудования для легкой и пищевой промышленности, двигателей внутреннего сгорания и так далее.
Только в 2013 году Правительство РФ провело совещание о мерах по развитию отечественного машиностроения в целях модернизации военно-промышленного комплекса. Это совещание стало первым звеном в цепи ключевых решений, целью которых стало возрождение отечественного машиностроения, но пока не всех его отраслей [1].
Стратегия Правительства намечена, в первую очередь, на оборонный комплекс, так он наименее пострадал от разрушительных либеральных действий. Положены зачатки на восстановление, модернизацию и развитие гражданской электронной промышленности, прежде всего, субсидиарно для малых предприятий. Параллельно намечено развивать и отечественное станкостроение, ориентируясь, прежде всего на отрасль ОПК [4].
Не прошли вниманием и такие стратегические отрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и транспортное машиностроение. Данные отрасли получили мощную государственную поддержку и финансовые ресурсы. Возрождение сельскохозяйственного машиностроения призвано обеспечить к 2020 году развитие агропромышленного комплекса до уровня, полностью исключающего зависимость страны от импорта продовольствия. Сельские регионы должны получить около 13 тысяч новых тракторов и около 7 тысяч зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, все — отечественного производства [3].
Транспортное машиностроение как объект господдержки предусматривает дополнительные ассигнования в размере минимум 10 миллиардов рублей. Прежде всего, продолжится сооружение мощностей вагоностроения. Транспортное машиностроение с высокой занятостью работников стало, пожалуй, единственной отраслью, которая сохранила независимость от импортных поставок, обеспечив устойчивое функционирование отечественных железных дорог. Современные вагоны, локомотивы, оборудование для путевого хозяйства — всего на 180–200 миллиардов рублей в год — ее вклад в создание современного логистическо-транспортного комплекса страны, который позволит комплексно и пропорционально развиваться всем регионам России.
Для сохранения благополучия и успешного развития машиностроения, продукция которых востребована экспортно-ориентированными отраслями, необходим переход к новому технологическому укладу, на пороге которого стоят США, Китай, Япония и другие развитые страны. Необходимо менять финансово-управленческую модель экономики. Речь идет не только об управлении и регулировании отраслей машиностроения, но и об осмысленной кредитной политике Центробанка России. Наличие доступных инвестиций открывает широкие возможности для развития и совершенствования российского машиностроения, данный тезис подтвержден на примере новых сельскохозяйственных машин и локомотивов.
В настоящее время Китай является неоспоримым лидером по выпуску продукции машиностроения. Особенно Китай отличился в станкостроении, ежегодно экспортируя около 1 миллиона станков. В большинстве своём Китай производит легковые автомобили, которые пользуются большим спросом. Страны европейского союза наступают на пятки Китаю, но судя по тому, что темп роста выпуска чистой продукции Китая увеличился на 2,44 %, можно сделать прогноз, что Китай не сдаст свои позиции и еще крепче закрепится на мировом рынке машиностроения. Россия занимает далеко не лидирующую позицию на рынке машиностроения, уступая Японии, США, ЕС, Бразилии и Китаю. Это объясняется тем, что в России занимается в основном импортированием оборудования, нежели производством собственной продукции [4].
Развитие транспортного машиностроения является экономически целесообразным, так как удешевляет перевозки и оптимизирует цены на стоимость, допустим, разрабатываемого в горнорудной промышленности сырья, что тоже приводит к уменьшению инфляции в конечном итоге.
Машиностроительный комплекс играет важную роль в экономике, снабжая своей продукцией нужды материального производства, обороны, непроизводительной сферы и, в конце концов, населения. От машиностроительного комплекса напрямую зависит технологический прогресс общества и качество жизни населения.
Литература:
- Заседание бюро Союза машиностроителей и Лиги содействия оборонным предприятиям [Текст] // Инвестиции в России. — 2017. — № 7. — С. 47–48.
- Панасюк А. Н. Развитие регионального машиностроения в Амурской области [Текст] / А. Н. Панасюк, В. М. Ширяев, А. А. Кувшинов // Сельский механизатор. — 2016. — № 1. — С. 4–5, 7
- Промышленные кластеры и их роль в развитии промышленной политики региона [Текст]: монография / [И. С. Ферова и др.]. — Красноярск: СФУ, 2014. — 246 с.
- Хартанович Е. А. Экономика машиностроительного производства (экономика предприятия) [Текст]: — Красноярск: СибГТУ, 2014 -. Ч. 1. — 2014. — 100 с.