Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
В творчестве Ф. Ницше выделяется три периода:
- 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»);
- 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») — период разочарований и критичности — «трезвый» [5]
По мнению Ф. Ницше, человек — это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать истинного, нового человека — «сверхчеловека», который смог бы дать цель, ориентир, был бы победителем «бытия и ничто» и умел быть откровенно честным как перед всеми, так и перед самим собой.
Основная проблема человека, его сущности и природы — это проблема его духа.
Согласно Ф. Ницше, дух:
‒ это выносливость;
‒ отвага и свобода;
‒ утверждение своей воли
Актуальность данной работы можно рассмотреть с разных точек зрения.
С одной стороны, философия Фридриха Ницше будет актуальна не только сейчас, но и в будущем, т. к. агрессия людей всегда была на первом плане. Её нужно направлять в определённое русло. Философия Ф. Ницше как нельзя лучше предоставляет такую возможность. Агрессию человека может находить своё продолжение в идеях Ф. Ницше. Также можно сказать о его пророчествах и прогнозах, которые сейчас оказываются точны — вплоть до глобализации и сепаратизме.
Если мыслить с другой стороны, то актуальность Ф. Ницше катастрофически падает. Впрочем, как и многих других философов. Люди разучились мыслить, перестали думать о чём-то большем, чем насущные проблемы каждого человека. Можно предположить, что актуальность идей Ф. Ницше падает с развитием цивилизации, и вот несколько причин:
- Большее «одомашнивание» человека.
- Достаток, сытость, благополучие убивает в человеке желание мыслить и желать чего-либо.
- Наслаждение человек получает не из источника истины, а от удовлетворения прочих желаний [6].
Сверхчеловек — образ, который ввёл Фридрих Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу соответственно превзойдёт современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, согласно теории Ф. Ницше становится логичным этапом истории человеческого вида, должен очеловечивать средоточие прижизненных волнений жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоист, благословляющий жизнь в наиболее пиковых её проявлениях, а также творец, всемогущая воля которого направляет вектор исторического развития [3].
В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше даёт нам понять о том:
‒ что человек есть нечто, что должно преодолеть;
‒ все существа создавали нечто, что выше их;
‒ люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека [3].
Истинное же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ф. Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».
Мораль Ф. Ницше — это вечное борьба двух классов. С давних пор рабы пытались отомстить господам, навязать им свои принципы.
Основное понятие философии Ф. Ницше состоит в том, что сверхчеловек является субъектом морали и соответствует определяющим понятиям «морали господ»:
‒ Ценность жизни является безусловной ценностью и совпадает с уровнем «воли к власти»;
‒ Природное неравенство людей имеет место быть, и обусловлено различием их «жизненных сил» и «воли к власти»;
‒ Сильный человек абсолютно свободен, является прирожденным аристократом и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами [2].
Он характеризует его следующим образом: это люди, «которые... проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, — по отношению к внешнему миру... они немногим лучше необузданных хищных зверей.... Они возвращаются к невинной совести дикого зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств, поджога, разгрома, насилия с гордостью и душевным равновесием... уверенные, что поэты теперь надолго будут иметь тему для творчества и прославления».
Интересная особенность этих «белокурых бестий» — это их врождённые благородство, аристократичность, которых так не хватает нынешним «господам», «фабрикантам» и «торговым деятелям», чтобы автоматически обеспечить себе господство. Ведь только благодаря внешности у него появляется возможность господства над массами.
Сверхчеловек — это высший биологический тип, который относится к человеку, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ф. Ницше нет каких-либо особенных рецептов: он выступает всего как пророк, предвещающий приход нового «вождя», «фюрера», полубога, а может и самого Бога. Заратустра — это не сверхчеловек, это «мост» к сверхчеловеку. Обычные люди — это исходный материал, из которого должен вырасти сверхчеловек. Сверхчеловек — это новый «культ личности», далеко выходящий за рамки «культа личности» обычных людей и легший в основу мифологии Ф. Ницше, изложенной более подробно в «Заратустре». Нет ничего удивительного в том, что германо-фашистский «миф XX века» основывался на философии Ф. Ницше. Прообразы сверхчеловека виделись философу в представителях арабского, римского и германского дворянства, примеры сверхчеловека — скандинавские викинги и гомеровские герои. Таких личностей, как Ю. Цезарь, Н. Макиавелли и Наполеон можно так же считать идеалом, близким к сверхчеловеку [3]. Однако ни одна из существующих рас не связывалась с появлением сверхчеловека того времени, сверхчеловек не являлся представителем какого-либо класса по факту рождения.
Получается, что антибуржуазная философия Ф. Ницше была полным противоречием идеологии фашизма. Ницше был против любых форм проявления массового сознания, господствовавшего в Германии, его сверхчеловек сочетает в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Фридрих Ницше осуждал веру христиан, так как зрел грядущее людей в рамках раба. Его замысел — сверхчеловек, находящийся в пределах своего разума. Данный замысел дал разнообразные отражения в разных сферах жизни: искусстве, философии, науке, психологии и т. д. [1].
Точка зрения Ф. Ницше — ориентированный физиологический путь, заключающийся в том, чтобы разобщить ценность той или иной идеологии на предмет прогресса и сохранения жизни. В границах этой точки зрения — те или иные идеалы могут быть рассмотрены, как возможность для поддержки, а также прогресса и развития форм физиологической жизнедеятельности и экспансии индивида или социума. Причина маргинальности ницшеанства в общественном сознании связана с тем, что в случае экстраполяции этого подхода на историю человечества однозначно констатируется контрвитальность системообразующих постулатов большинства господствующих форм религиозных, политических и моральных систем. Согласно взглядам Ф. Ницше парадигма модерна, демократические и социалистические тенденции европейского общества, усиливающиеся в период с XVIII—XIX вв. ознаменовывают собой начало ужасной катастрофы, чем упадок средневековья. Позитивную программу действий мыслители ницшеанского дискурса, начиная с самого Фридриха Ницше и заканчивая Юлиусом Эволой, Хосе Ортегой-и-Гассетом, Аленом де Бенуа и Гийомом Фаем видят в формировании класса новой знати, который мог бы самостоятельно выступить против декадентских тенденций современного общества [6].
В учении Ф. Ницше, как в любом серьезном нравственно философском исследовании, есть много полезной и актуальной информации для нашего времени. В первую очередь надо выделить яркую критику мещанства. Никто лучше, чем Ф. Ницше не смог с такой прозорливостью предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное — личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея, которая возвышает человека, которая помогает преодолеть всё мелочное, обыденное, незначительное для жизни [4].
Нельзя точно сказать, что идеи Ф. Ницше изжили себя и потеряли своё значение. Но с другой стороны Ф. Ницше определённо является частью истории, но он не исчезает там, его идеи живут, а вместе с ними живёт и он.
Литература:
- Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству. Фолио, 2009, — 191 с
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Санкт-Петербург: Азбука, 2012, — 237 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра М.: Эксмо, 2010, — 431 с.
- Синеокая Ю. В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше.\\ Вопросы философии, — 2002, — № 2. — Стр. 69–81.
- Спиркин А. Г. Философия: учебное пособие для вузов. М., 2003, — 592 с.
- Хоружий С. С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека.\\ Вопросы философии, — 2002, — № 2. — Стр. 52–69.