Анализ практики преподавания темы «Выдающиеся русские ученые конца XIX — начала ХХ века» (на примере деятельности Попова А. С., Шухова В.Г, Сикорского И. И., Зворыкина В. К.) в учебной и методической литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.11.2018

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Детушев, А. М. Анализ практики преподавания темы «Выдающиеся русские ученые конца XIX — начала ХХ века» (на примере деятельности Попова А. С., Шухова В.Г, Сикорского И. И., Зворыкина В. К.) в учебной и методической литературе / А. М. Детушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53694/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для того, чтобы проанализировать стратегию государства в области развития современного исторического образования и проследить, как обосновывается значение установления межпредметных связей, обратимся к государственным образовательным стандартам, а также к примерным основным образовательным стандартам.

Для анализа практики преподавания темы «Выдающиеся отечественные изобретатели второй половины XIX-начала XX в». обратился к тем же нормативно-правовым документам, указанным выше, а также к школьным учебникам истории.

В основе ныне действующего Федерального государственного образовательного стандарта (стандарта второго поколения) лежит системно-деятельностный подход к реализации образовательного процесса, важными направлениями которого являются нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся на основе вовлечения его в самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знаний, широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Современный выпускник школы должен быть компетентным в окружающем мире, а для этого ему необходимо освоить те аспекты деятельности, которые становятся важным инструментом в решении практико-ориентированных задач его профессиональной деятельности в будущем. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования.

В рамках нашего исследования нас интересуют метапредметные требования, включающие освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальный учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [9].

Еще одним нормативно-правовым документом, содержащим положения о установлении межпредметных связей в рамках образовательного процесса, является Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеурочных умений и навыков) на уровне основного общего образования, составленная в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Данная программа должна реализоваться в комплексе через урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность и служит основой для разработки программ учебных предметов.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. В широком смысле УУД, это «умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта», в узком — «совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [10].

Теперь обратимся к нормативно-правовым документам современного образования и проследим, как в них отражается значение таких знаний по истории нашей страны, как деятельность выдающихся русских ученых и изобретателей.

Историко-культурный стандарт содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. В историко-культурном стандарте представлен перечень «трудных вопросов истории», которые для многих учителей вызывают сложности в преподавании курса истории России. Одним из них является вопрос № 17 «Русская культура и первые волны эмиграции «Философский пароход» и Русское зарубежье» [1], составной частью которого, на наш взгляд, будет деятельность русских ученых за рубежом (в частности, IV «Российская империя в XIX- начале XX вв.». Историко-культурного стандарта, то мы увидим, что «в рамках учебника предполагается особое внимание уделить человеку, его… культуре. Необходимо освоить новые тенденции в культуре…» [1], т. е. в том числе и изучении деятельности выдающихся русских ученых.

Обратимся к школьным учебникам истории, изданным в разные годы, для того чтобы проследить, как в них отражена информация о деятельности выдающихся русских ученых второй половины XIX — начала ХХ вв. (А. С. Попова, В. Г. Шухова, И. И. Сикорского, В. К. Зворыкина).

История России второй половины XIX — начала ХХ вв. в зависимости от того, по какой системе (концентрической или линейной) идет обучение истории, изучается в 8,9,10,11 классах.

Для начала рассмотри учебники по истории России, построенные на концентрической системе. В учебнике Данилова А. А., Косулиной Л. Г. «История России. XIX в., 8 класс» в главе II § 36 «Просвещение и наука» представлена наиболее развернутая информация о А. П. Попове: «Профессор Александрович Попов 25 апреля 1895 г. в Русском физическом обществе прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик. Через несколько лет, усовершенствовав свое изобретение, он добился 150-километровой дальности передачи и приема. В 1900 г. радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г». [3, с.255]. О другом же ученом-изобретателе данного исторического периода — В. Г. Шухове — речи не идет.

В другом учебнике для 8 класса, автором которого является А. А. Левандовский, в §33–34 «Русская культура второй половины XIX в». дана информация уже о двух интересующих нас ученых. «А. С. Попов стал основоположником радиосвязи. 7 мая 1985 г. он первым в мире продемонстрировал работу созданных им радиостанции и радиоприемника — беспроводного телеграфа» [2, с. 250]. О Владимире Григорьевиче Шухове же дана информация как о архитекторе, и совсем не отмечена его роль развитии нефтехимической отрасли: «в 70–80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к народному прикладному искусству и памятникам русского зодчества XVII в…Наиболее значимыми постройками этого стиля стали здания… Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) (… инженер В. Г. Шухов)» [2, с. 254].

Еще одним учебником, где упоминаются имена Попова А. С. и Шухова В. Г. является учебник под редакцией А. Н. Сахарова «История России: конец XVII-XIX вв., 10 класс». «Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859–1905) еще в студенческие годы проявил интерес к электротехнике. В дальнейшем изучение электрических явлений, электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированным им прибор — грозоотметчик был, по существу, первой в мире приемной радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, но его попытки наладить радиосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования» [7, с.280]. О Владимире Григорьевиче Шухове опять же упоминается только лишь как о архитекторе «в 1889–1893 гг. были построены Верхние торговые ряды в Москве… Центральный световой купол строился по проекту инженера В. Г. Шухова» [7, с. 284].

В учебнике Данилова А. А., Косулиной Л. Г., Брандт М. Ю. «История России, ХХ-начало ХXI в., 9 класс» нет информации ни об одном из интересующих нас ученых, хотя и ведется речь о развитии нефтеперерабатывающей отрасли, о развитии самолетостроении [4, с. 56, 192].

Единственным учебником, в котором идет речь об ученом-изобретателе, оказавшемся в эмиграции после свержения самодержавия в России, о Игоре Ивановиче Сикорском, идет речь в учебнике под редакцией А. Н. Сахарова «История России, ХХ-начало ХXI в., 9 класс»: «Русские ученые добились больших успехов в области механики и математики, на базе которых стали развиваться воздухоплавание и электротехника… В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе выдающийся русский ученый авиаконструктор И. И. Сикорский создал четырехмоторный гигант «Русский витязь», первенец мировой тяжелой авиации. Сконструированный им же «Илья Муромец» ошеломил современников мировыми рекордами продолжительности полета и грузоподъемности. Россия стала первой в мире страной, овладевшей тяжелыми бомбардировщиками» [5, с. 53]. Однако совершенно не никакой информации о том, что Сикорский в годы Гражданской войны эмигрировал в США, где дальше занимался своей изобретательской деятельностью, в том числе сконструировал первые в мире вертолеты.

Учебник по истории России конца XIX — начала XXI века, авторами которого являются Н. В. Загладин, Ю. А. Петров, опять же содержит информацию о А. С. Попове: «Первый в мире радиоприемник был изобретен в 1895 г. русским ученым А. С. Поповым, но патент на передачу электрических сигналов без проводов в 1997 г. получил итальянский инженер Гульельмо Маркони» [6, с. 7]. Идет речь о развитии телевидения «с середины 1920-х гг. проводились эксперименты в области передачи изображения с помощью электрических сигналов, то есть — телевидения» [6, с.7], однако нет упоминания имени Владимира Козьмича Зворыкина, которого считают «отцом телевидения», ученого, родившегося в России, но оказавшегося в эмиграции в годы Гражданской войны.

Что касается учебников по истории России, построенных на линейной системе, то тут стоит отметить линию учебников для 9 и 10 класса под редакцией А. В. Торкунова. В учебнике для 9 класса (XIX в.) есть информация только лишь о А. С. Попове «стал одним из основоположников радиосвязи. 7 мая 1985 г. он первым в мире продемонстрировал работу созданных им радиостанции и радиоприёмника — беспроводного телеграфа» [8, с. 40].

В общем итоге, проанализировав учебники по истории России для общеобразовательных организациях можно сделать вывод о том, что в них недостаточно отражена роль и деятельность выдающихся русских ученых конца XIX — начала ХХ в. Наиболее освещена в них деятельность ученого-физика, изобретателя радио — Александра Степановича Попова. Деятельность ученого, архитектора, оказавшего влияние на развитие нефтехимической отрасли в России — Владимира Григорьевича Шухова, освещена не в полной мере. Лишь в одном учебнике содержится информация о деятельности выдающегося ученого-изобретателя в области самолетостроении — Игоря Ивановича Сикорского. И совсем не затронута жизнь и деятельность такого ученого, как Владимир Козьмич Зворыкин, оказавшего огромное влияние на развитие телевидения.

Литература:

  1. Историко-культурный стандарт. — URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/istoriko-kul-turnyi-standart (дата обращения: 11.03.2018).
  2. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций ∕ А. А. Левандовский; под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Просвещение, 2014. — 272 с.
  3. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений ∕ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2012. — 287 с.
  4. История России, XX- начало ХХI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений ∕ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М.: Просвещение, 2013. — 383 с.
  5. История России, XX- начало ХХI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений ∕ В. А. Шестаков, М. М. Горинов, Е. Е. Вяземский; под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Просвещение, 2011. — 351 с.
  6. История России, конец XIX — начало ХХI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. Базовый уровень ∕ Н. В. Загладин, Ю. А. Петров — М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014. — 448 с.
  7. История России, конец XVII — ХIХ век: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений ∕ В. И. Буганов, П. Н. Зырянов; под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Просвещение, 2004. — 304 с.
  8. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 ∕ [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Л. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. — М.: Просвещение, 2016. — 143 с.
  9. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 № 1897. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/4588/приказ %20Об %20утверждении %20413.rtf (дата обращения: 11.03.2018).
  10. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеурочных умений и навыков) на уровне основного общего образования. — URL: http://giya.my1.ru/program/5-programma_razvitija_uud.pdf (дата обращения: 11.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): история России, Владимир, выдающийся русский ученых, историко-культурный стандарт, половина XIX, Россия, учебник, беспроводный телеграф, Гражданская война, Русская культура.


Похожие статьи

Методические рекомендации по преподаванию английского языка в общеобразовательных школах, использующих УМК «Английский язык» авторов Верещагиной И. Н., Афанасьевой О. В. и Михеевой И. В. с применением методики CLIL

Трактовка берлинских кризисов конца 1940-х — начала 1960-х гг. в современной отечественной историографии

В статье анализируются труды отечественных ученых, посвященные исследованиям истории берлинских кризисов конца 1940-х начала 1960-х гг. Автор дает характеристику работам Г. Кайдерлинга и П. Штульца, И. С. Ратьковского и М. В. Ходякого, Н. Н. Платошки...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Роль стилей общения в педагогической деятельности

В данной работе авторы рассмотрели стили общения. Ссылаясь на труды известных ученых (В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), были приведены факты, доказывающие важность педаго...

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

В статье речь пойдет об идеях и взглядах первопроходцев науки этнопедагогики. Авторы приводят некий обзор суждений таких выдающихся деятелей науки и образования прошлого как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др. В рамках анализа рас...

Проблемы перевода метафор и влияние индивидуальных особенностей переводчиков в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в переводах Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л.

Данная статья посвящена проблеме перевода метафор в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в трудах известных переводчиков: Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л. В статье раскрывается актуальность произведения для современ...

Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников

В статье проведен анализ двигательной подготовленности дошкольников. Было выполнено тестирование, в котором приняли участие дети 5–6 лет (мальчики и девочки), по основным тестам предложенными Н. Н. Кожуховой, Л. А. Рыжовой, М. М. Самодуровой [2, с. 3...

Изложение теории делимости в УМК «Математика 5–6» авторского коллектива А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир

Похожие статьи

Методические рекомендации по преподаванию английского языка в общеобразовательных школах, использующих УМК «Английский язык» авторов Верещагиной И. Н., Афанасьевой О. В. и Михеевой И. В. с применением методики CLIL

Трактовка берлинских кризисов конца 1940-х — начала 1960-х гг. в современной отечественной историографии

В статье анализируются труды отечественных ученых, посвященные исследованиям истории берлинских кризисов конца 1940-х начала 1960-х гг. Автор дает характеристику работам Г. Кайдерлинга и П. Штульца, И. С. Ратьковского и М. В. Ходякого, Н. Н. Платошки...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Роль стилей общения в педагогической деятельности

В данной работе авторы рассмотрели стили общения. Ссылаясь на труды известных ученых (В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), были приведены факты, доказывающие важность педаго...

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

В статье речь пойдет об идеях и взглядах первопроходцев науки этнопедагогики. Авторы приводят некий обзор суждений таких выдающихся деятелей науки и образования прошлого как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др. В рамках анализа рас...

Проблемы перевода метафор и влияние индивидуальных особенностей переводчиков в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в переводах Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л.

Данная статья посвящена проблеме перевода метафор в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в трудах известных переводчиков: Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л. В статье раскрывается актуальность произведения для современ...

Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников

В статье проведен анализ двигательной подготовленности дошкольников. Было выполнено тестирование, в котором приняли участие дети 5–6 лет (мальчики и девочки), по основным тестам предложенными Н. Н. Кожуховой, Л. А. Рыжовой, М. М. Самодуровой [2, с. 3...

Изложение теории делимости в УМК «Математика 5–6» авторского коллектива А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир

Задать вопрос