Лирические портреты выдающихся ученых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (166) август 2017 г.

Дата публикации: 14.08.2017

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Никулина, Т. В. Лирические портреты выдающихся ученых / Т. В. Никулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45358/ (дата обращения: 19.11.2024).



При изучении многих тем школьного курса физики хочется открыть интересные страницы жизнеописания, научной деятельности, особенности личностей и человеческие качества отдельных физиков. Поскольку именно личность с ее глубоким интеллектом, безграничным творчеством и глубокой внутренней мотивацией — залог успеха любой исследовательской деятельности. Акцентируя внимание на этот момент, можно тем или иным образом повысить мотивацию учащихся при изучении физики. Главное показать, что в характере каждого ученого как личности есть не только качества, характерные для того или иного исторического момента его жизни, но и сугубо индивидуальные оттенки, присущие картине его жизненного пути.

Нильс Бор — датский физик-теоретик и общественный деятель, один из создателей современной физики. В 1922 году Бору была присуждена Нобелевская премия по физике «за заслуги в изучении строения атома». В период Второй мировой войны Бор, спасаясь от преследований гитлеровцев, был вынужден покинуть Копенгаген. Свою золотую медаль он растворил в царской водке и спрятал сосуд с жидкостью в лаборатории. К счастью во время войны лаборатория уцелела. Возвратившись, Нильс Бор химическим путем выделил золото из раствора и заказал изготовить аналогичную медаль. Кроме того, известно, что у Бора не было определенного графика работы. Он мог посвящать своей работе и будни, и праздники, и день, и ночь. Обладая огромной работоспособностью, он вынуждал своих ассистентов выдерживать колоссальные нагрузки для обеспечения нормальной работы руководителя. Одним из качеств Бора было неумение одновременно думать и писать. Поэтому его помощники писали под диктовку статьи, которые впоследствии переписывались и корректировались. Но, несмотря на это, Нильс Бор считался прекрасным семьянином и отцом. К людям он был не менее любознателен, чем к проблемам науки. Семья у него была большая: пять сыновей и одна дочь. Со всеми детьми он был ласков, добр. По воспоминаниям детей, отец был для них лучшим другом, который открывал перед ними большой и интересный мир, когда семейными вечерами читал им вслух и был готов с удовольствием ответить на любой их вопрос. Известно, что Нильс Бор говорил тихо и слегка заикался. Во время любой беседы он не имел обыкновения сразу высказывать свою точку зрения, а постепенно подводил собеседника к нужному выводу. Говорят, что дискуссии были коньком Бора.

Знаменитый ученый Андре-Мари Ампер — великий французский физик, математик и естествоиспытатель, член Парижской Академии наук, Петербургской Академии наук — был чрезвычайно рассеян. Он предпочитал одиночество и имел неприятную для других привычку запросто говорить все, что знал. Он был близоруким с детства, хотя сам об этом и не догадывался. Ему казалось в порядке вещей, что все предметы уже в небольшом удалении теряют четкие очертания и становятся размытыми. Однажды он ехал в карете с человеком, который был в очках в силу собственной близорукости. Наблюдая за тем, как щурится Ампер, он предложил ему надеть свои очки. Потрясенный увиденным поражающим своими красками четким миром Ампер расплакался. Близорукостью Ампера безжалостно пользовались его ученики в школе. Они забавлялись над тем, каких учитель писал на доске всей рукой, умудряясь смешно при этом изгибаться. Видя, как крупно пишет преподаватель, дети стали прикидываться близорукими и писать еще крупнее. Ничего не подозревавший Ампер был вынужден писать на большой доске по одному слову, иногда стирая его для следующей записи вместо тряпки для мела своим носовым платком. Ампер был чрезвычайно легковерен, его очень часто разыгрывали, рассказывая при этом невероятные истории. Он верил им, но не по глупости, а, как было замечено, потому, что легковерие было плодом его воображения и гениальности. В любой бессмысленности он машинально находил какой-либо порядок, какую-то только одному ему видимую гармонию. Именно поэтому Амперу удалось увидеть новые законы там, где их не видел никто.

Известный астроном Тихо Браге — один из самых выдающихся ученых Европы. Философы, государственные деятели, многие ученые и даже короли приезжали к нему в храм астрономии — обсерваторию. Миллионные средства, подаренные Браге императором, пошли на постройку города астрономии Ураниборга, на многочисленные пиры для высокородных гостей в этом храме во избежание его разорения и опустошения. Их принимали с должным уважением и демонстрировали чудеса замка и собранные в нем приборы. Однако Тихо был вспыльчив и высокомерен с теми, кого считал глупцами и выскочками, посещавшими обсерваторию как дань моде. Таким людям он казался грубым человеком с очень скверным характером, но те, кто был достаточно умен и образован, видели в нем великого и страстного ученого, увлеченного своими экспериментами. Несмотря на страсть к науке, Тихо был тщеславен и суеверен. В своем доме он приютил слабоумного карлика, который на банкетах по настоянию Браге играл роль прорицателя, говоря гостям разную ерунду. На таких банкетах Тихо Браге блистал умом и эрудицией, при этом заставляя всех присутствующих, как вельмож, так и слуг, сдерживаться и слушать бред слабоумного карлика. Известно, что на дуэли, причиной которой послужили научные разногласия, он потерял нос. Браге впоследствии сделал себе искусственный медный нос, что со стороны выглядело довольно забавно. Являясь учителем Иоганна Кеплера, Браге не только дал ему результаты своих многолетних астрономических наблюдений, но и приютил Кеплера, поддерживая его материально. В научных вопросах у Браге и Кеплера не было согласия: Браге считал, что Солнце обращается вокруг Земли. Спустя годы, используя наблюдения Тихо Браге и свои собственные, И. Кеплер открыл законы движения планет.

Александр Степанович Попов, русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник, Почётный инженер-электрик, один из изобретателей радио, постоянно углубленный в свои занятия, в жизни был очень рассеянным. Когда его семья переехала на другую квартиру, он, забывая об этом, не раз со службы возвращался на старую квартиру. Кроме того, на службе, в своем письменном столе, он обычно держал запасной галстук, так как по забывчивости он мог не одеть его дома. В жизни Александр Степанович был очень простым и скромным человеком. В семейном кругу гостями Попова были и родственники, и сослуживцы. В честь их прихода устраивались знаменитые вечера с пельменями. В столовой за большим столом торжественно усаживались все гости. На специальном подносе лежали тоненькие кусочки теста для пельменей и отдельно фарш. Гости набирали костяными палочками фарш, и каждый лепил на своей тарелке маленькие пельмени. Потом после варки пельмени подавались к столу. За столом строго соблюдался «сухой закон». Сам Попов никогда не курил и не пил вина. Внимание гостей на таком ужине особенно привлекал стакан чая: в нижней части его был крепкий чай, на ровной поверхности которого возвышался столб прозрачного кипятка. Этим опытом Александр Степанович всегда удивлял гостей. На таких семейных вечерах всегда было много музыки, интересных бесед, что делало такие вечера незабываемыми для всех.

Томас Эдисон — американский изобретатель и предприниматель, получивший в США 1093 патента, создатель фонографа. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло». Эдисон создал такие никак не связанные, на первый взгляд, изделия, как железобетон и фанеру. Эта цепь изобретений стала возможной из-за универсальности Эдисона, не склонного как-либо ограничивать сферу своих интересов, его невероятного честолюбия и энергии. В детстве у Эдисона была ненормально большая голова, на которую все обращали внимание. Он буквально терроризировал взрослых своими бесчисленными вопросами и хулиганскими проделками. В возрасте семи лет мальчик заболел скарлатиной и частично потерял слух. В школе он проучился только три месяца. Все остальное образование его проходило дома. Томасу разрешили читать «взрослые» книги по истории, обществознанию, он изучил «Азбуку Морзе», затем он обзавелся приборами, химикатами и устроил в подвале дома маленькую лабораторию. Не имевший друзей Эдисон с головой ушел в свои эксперименты. Позже Эдисон полюбил проводить время в городской библиотеке. Он вспоминал, что начал читать книги с нижней полки и читал все книги подряд, одну за другой. Ему хотелось прочитать все, что было в этой библиотеке. Все эти приобретенные знания натолкнули его впоследствии на ряд новаторских идей. Эдисон был избавлен от недостатка интереса к разным областям науки. Он понимал, что свободный поиск невозможен без смелости и готовности к неудачам. К ним Эдисон относился легко, говоря: «Я не разочарован, поскольку каждая неудача — это тоже шаг вперед». Любая ошибка становилась для Томаса Эдисона доказательством того, что существует иное — лучшее — решение проблемы. Он считал, что один успех приходится на девяносто девять неудач.

Несомненно, можно продолжать и продолжать путешествовать по страницам жизни выдающихся ученых и изобретателей, отражающих разные стороны их незаурядных личностей, говорить о своеобразии характеров, о бесконечной преданности исследовательской науке и образе жизни. Верно одно, что каждый из них человек огромной воли, огромной внутренней духовной силы, способный дать себе оценку и, руководствуясь борьбой мотивов, сделать свой выбор в деятельности, которая является смыслом жизни. Хочется надеяться, что эти и подобные примеры из жизни великих ученых позволят учащимся не только расширить кругозор в области физики, истории физики, но и увидеть вокруг себя много необычно интересных людей.

Литература:

  1. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. Занятия по физике со старшеклассниками.- М.: Изд-во «Глобус», 2008.
  2. «100 человек, которые изменили ход истории. Томас Эдисон», еженедельное издание, выпуск № 14, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Брага, Бор, гость, один, слабоумный карлик.


Задать вопрос