Наказания и иные меры уголовно-правового характера, несвязанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе применения уголовных наказаний. Такая ситуация обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации важное значение придается гуманизации системы наказаний в целом
Следует отметить, что за последние годы количество лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, возрастало. Так, на отчетный период 2017 года в 1429 уголовно исполнительных инспекциях состояло на учете 503 865 человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В то же время в 2017 в 708 исправительных колониях отбывало наказание 449 960 человек [1]. Вместе с тем, в соответствии с положениями «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. 23.09.2015) [2] (Далее по тексту — Концепция), запланировано увеличение к 2020 году общего числа лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Предполагается, что для лиц совершивших преступления небольшой и средней тяжести, применение наказаний не связанных с изоляцией от общества, обеспечит наиболее рациональную защиту общественных интересов от преступных посягательств. Вышеуказанная Концепция в своем содержании учитывает положения Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), Принятые резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года [3], которые предлагают поощрять разработку и внедрение новых мер, не связанных с тюремным заключением, систематически оценивать практику их применения.
В Правилах, например, обращается внимание, на тот факт, что цель надзора состоит в том, чтобы сократить рецидивы правонарушений и содействовать такому включению правонарушителя в жизнь общества, которое свело бы к минимуму вероятность рецидивной преступности. В рамках конкретной меры, не связанной с тюремным заключением, следует учитывать конкретно для каждого случая наиболее приемлемый вид наказания, который был бы нацелен на то, чтобы помочь правонарушителю работать над собой с учетом характера совершенного им правонарушения. Кроме того, в Правилах говорится о том, что не связанная с тюремным заключением мера, предусматривающая надзор, должна осуществляться компетентным органом в соответствии с конкретными условиями, предусмотренными законом.
В этой связи, органы прокуратуры, как надзорный орган, уделяют большое внимание именно вопросам законности исполнения наказаний, несвязанных с лишением свободы, поскольку эффективность наказаний обеспечивается качеством их исполнения.
Главой 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 11.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» [4] (Далее по тексту — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») установлено, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данный вид надзора представляет собой самостоятельное направление прокурорской деятельности.
Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура, помимо прочего, осуществляет надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Следует отметить, что любое уголовное наказание, назначаемое по приговору суда, всегда неизбежно связано с ограничением тех или иных основных прав и свобод человека и гражданина в отношении осужденных лиц. Правовой основой такого ограничения являются Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Большинство наказаний, не связанных с лишением свободы, исполняют уголовно-исполнительные инспекции. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) [5] (Далее по тексту — УИК РФ), наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного. В соответствии со ст.ст. 177, 178, 178.1 УИК РФ на уголовно-исполнительные инспекции возложено осуществление контроля за осужденными, которым отбывание наказания отсрочено. Положениями ст. 60 УИК РФ установлено, что надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.
С учетом вышеизложенного Генеральным прокурором Российской Федерации утвержден Приказ № 6 от 16.01.2014 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [6] (далее по тексту — Приказ ГП РФ № 6), которым регламентированы основные задачи и требования к организации прокурорского надзора в данной сфере.
Согласно п. 1.11 Приказа ГП РФ № 6, прокурорские проверки в уголовно-исполнительных инспекциях необходимо проводить ежеквартально. Предполагается, что надзор, основанный на систематическом контроле работы органов уголовно-исполнительной системы способен обеспечить желаемые результаты по укреплению законности.
Необходимо учесть, что при подготовке к проведению проверки предшествует тщательное и всестороннее изучение прокурором действующего законодательства, в том числе и ведомственных нормативных правовых актов. Кроме того, при подготовке к проведению проверки прокурору необходимо оценить имеющиеся статистические и иные данные, относящиеся к предмету предстоящей проверки. Такую информацию можно получить из оперативных сводок, аналитических справок, информационных писем, докладных записок, жалоб и обращений граждан и организаций, материалов уголовных дел, соответствующих актов прокурорского реагирования, материалов ведомственных проверок и т. д.
Определение реального состояния проверяемого объекта осуществляется установлением фактического состояния служебной документации путем ее осмотра и сверки с учетно-регистрационной документацией.
Прокурорскую проверку рекомендуется начинать с изучения учетно-регистрационных журналов и книг. В частности, при проверке в уголовно-исполнительной инспекции прокурорам рекомендуется изучить книги и журналы учета:
входящих и исходящих документов;
осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
осужденных к обязательным работам;
осужденных к исправительным работам;
условно осужденных;
осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено и др.
Также целесообразно при необходимости знакомиться:
с личными делами осужденных, в которых содержатся все данные таких лиц, их заявления и обращения, а также решения суда;
учетными карточками;
анкетами осужденных, отражающих гражданство, место регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, сведения о родственниках и лицах, проживающих совместно с ними, а также входящих в круг его общения;
документами о правах и обязанностях осужденных и ответственности за допущенные нарушения в период отбывания наказания — подписками.
Материалы ранее проведенных проверок можно использовать в качестве ориентирующей информации при планировании и осуществлении текущей проверочной работы.
Следует учитывать, что наиболее распространенными нарушениями в деятельности администраций уголовно-исполнительных инспекций являются:
1) не постановка либо несвоевременная постановка на учет осужденных;
2) отсутствие воспитательной работы с осужденными либо ведение этой работы формально;
3) несвоевременное снятие осужденных с учета, необоснованное снятие с учета;
4) невыполнение либо неполное выполнение действий по контролю за соблюдением осужденными условий отбывания наказаний, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей, запретов и ограничений;
5) незаконное применение мер наказания либо поощрения;
6) невыполнение мероприятий по установлению местонахождения осужденных к обязательным работам, исправительным работам, условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания, скрывшихся от отбывания наказания или контроля либо не прибывших в инспекцию после освобождения из исправительного учреждения.
При проведении проверки прокурор должен оценить законность различных действий и решений должностных лиц уголовно-исполнительных инспекций, а также принятых ими правовых актов.
В то же время практика показывает, что в определенной степени прокурорами недооценивается важность данной отрасли надзора, соответственно не уделяется необходимого внимания.
Проверки соблюдения законности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, зачастую носят формальный характер.
Отдельные прокуроры не проявляют необходимых при осуществлении надзора требовательности, настойчивости и принципиальности по устранению нарушений законодательства, не в полной мере используют предоставленные законом полномочия для их фактического устранения, повышения ответственности должностных лиц, обеспечивающих исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера. [7 с. 42]
В целях устранения перечисленных недостатков в деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, необходимо возложить на постоянной основе осуществление данного надзора на наиболее подготовленных работников прокуратуры.
Постоянно совершенствовать методику проведения проверок законности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, основываясь на законодательстве, регламентирующем названную деятельность.
Литература:
- Статистические сведения УФСИН РФ, краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. Доступ: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ от 05.11.2018.
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), Принятые резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990. Доступ: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml от 05.11.2018.
- «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. 23.09.2015). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106055/ от 05.11.2018.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 11.10.2018). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ от 05.11.2018.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ от 05.11.2018.
- Приказ № 6 от 16.01.2014 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162690/ от 05.11.2018.
- Бриллиантов А. В. «Прокурорский надзор за законностью исполнения обязательных и исправительных работ» лекция. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Москва. 2011 год. С.42.