При разработке веб-проектов этап прототипирования интерфейса является неотъемлемой и важной частью модели жизненного цикла всего интернет-проекта. Актуальной проблемой при проектировании прототипов является генерирование всех возможных вариантов решений для выбора наиболее эффективного и отвечающего заданным критериям. Актуальность исследования заключается в том, что разработка современных прототипов веб-интерфейсов является многомерной, сложной задачей, решение которой требует систематического структурирования и анализа всех возможных альтернатив, а также творческого подхода к решению проблемы. В статье рассмотрен механизм генерирования множества вариантов прототипов веб-интерфейса на примере landing page, с применением метода морфологического анализа.
Ключевые слова: морфологический анализ, морфологическая матрица, прототипы веб-интерфейса, разработка веб-интерфейсов, проектирование веб-интерфейса.
Наиболее частой проблемой при проектировании веб-интерфейсов, является достаточно малое количество вариантов прототипов для выбора и обычно составляет 2–3 прототипа на выходе. Как правило системные аналитики, проектировщики и дизайнеры опираются на творческий подход, применяя методы «мозгового штурма» и методы аналогий, что часто довольно обосновано.
Исследование визуального дизайна, структуры сайтов, макетов и средств навигации, анализ стилей, выявление тенденций и закономерностей, формулировка рекомендаций затруднены ввиду практической безграничности веб-пространства, многообразия стилей, отсутствия единой классификации, разнообразия критериев и экспертных оценок, специальных опросных методов оценивания, многомерности пространства признаков, описывающих сайт как объект исследования. [1]
Посадочная страница, Landing Page, лендинг — это целевая продающая веб-страница, содержащая информацию об услуге или товаре, главной задачей которой является побуждение клиента к целевому действию (подписке, заказу или покупке). [4] Такие страницы как правило должны сочетать в себе не только эффективную функциональность и требования к юзабилити, но и высокий коэффициент конверсии. С учетом высокой конкуренции в сфере электронной коммерции, разработка эффективных прототипов продающих страниц является актуальной и требует инновационных подходов к разработке веб-интерфейсов. Морфологический подход является актуальным методом решения проблем проектирования веб-интерфейсов landing page.
Основная идея морфологического подхода — систематически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования структурных элементов системы или их признаков. [2,3] Метод морфологического анализа имеет различные разновидности. Один из наиболее эффективных и простых в использовании — метод морфологического ящика. В основу метода включается разработка и итеративный анализ морфологической матрицы. С учетом проектирования прототипов веб-интерфейса исследование проходит в несколько этапов:
1) постановка задачи проектирования;
2) формирование параметров будущего веб-интерфейса , которые влияют на принятие решений;
3) выделение наибольшего числа значений для каждого параметра и формирование их в матрицы-строки, представляющие собой набор значений параметров, как один прототип интерфейса . При этом все возможные варианты прототипов веб-интерфейса, определены как совокупность значений параметров:
где — число параметров -го прототипа веб-интерфейса;
4) анализ всех возможных вариантов прототипов и выбор наилучшего из множества.
Конкретные функциональные требования к разработке прототипа landing page зависят о цели самой страницы. Обычно современные landing page разрабатываются для следующих поцелей:
‒ заинтересовать пользователя уникальным предложением о товарах или услугах;
‒ получить контактную информацию о пользователе (подписка на рассылку или в социальных сетях) с дальнейшим сотрудничеством;
‒ совершить телефонный звонок оператору компании;
‒ сделать заказ телефонного звонка от оператора компании;
‒ сделать заказ товара или услуги;
‒ проявление лояльности пользователя к компании;
‒ смешенные цели.
Основными целями при проектировании прототипов веб-интерфейса landing page являются: удобство использования сайта, максимальное количество заказов и продаж товаров, удовлетворение потенциального покупателя, снижение сложности разработки и снижение стоимости разработки.
Анализ начинается с определения параметров веб-интерфейса, измерений и переменных, которые необходимо рассматривать в комплексной проблеме проектирования веб-проекта. Обобщенные параметры приведены в таблице 1.
Таблица 1
Обобщенная морфологическая матрица для прототипов
Параметр |
Значение 1 |
Значение 2 |
Значение 3 |
Значение 4 |
Значение 5 |
Форма поддержки выбора товара |
Отсутствует |
Автоматический подбор на основе анализа пользовательских запросов |
Диалоговый подбор |
Фильтрация товаров по параметрам |
Онлайн конструктор |
Многоязычный контент |
1 язык |
2–3 языка |
4–10 |
Более 10 |
|
Форма заказа товара |
Заказ по телефону |
Заказ через эл. почту |
Заказ онлайн |
Заказ через социальные сети |
|
Доставка товара |
Без доставки |
Возможность выбрать онлайн доставочную организацию |
Доставка компанией |
||
Отзывы клиентов |
Нет отзывов |
Текстовые отзывы |
Отзывы из социальных сетей |
Видео-отзывы |
|
Оплата товара |
Нет возможности онлайн |
Онлайн |
|||
Представление товара |
Текстовый контент |
Фотогалерея |
Видео-обзор |
||
Обратная связь |
Телефон |
Эл. почта |
В форме на сайте |
Онлайн чат |
|
Поддержка устройств |
Десктоп |
Мобильный |
|||
Поддержка для лиц с ограниченными возможностями |
Нет |
Контрастный режим |
Увеличение шрифта |
Адаптация контента для звукового сопровождения |
|
Механизм удержания клиента |
Нет |
Всплывающее окно заказа обратного звонка |
Всплывающее окно подписки |
Блок информации о лицензиях и гарантиях |
Для каждого значения параметра создается дополнительная морфологическая матрица, которая отражает характеристики размещения элементов (форм) на прототипе и их размеры. Морфологическая матрица для значения параметра «Диалоговый подбор» представлена в таблице 2.
Таблица 2
Морфологическая матрица значения параметра «Диалоговый подбор»
Параметр |
Значение 1 |
Значение 2 |
Значение 3 |
Значение 4 |
Значение 5 |
Размещение элемента по горизонтали |
Слева |
Справа |
По середине |
||
Размещение элемента по вертикали |
Вверху |
По середине |
Внизу |
||
Размеры элемента ширина (px) |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Размеры элемента высота (px) |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Этап синтеза включает в себя привязку значений параметров друг к другу и оценка их взаимной согласованности. Далее необходимо обобщение взаимно согласованных конфигураций. «Конфигурация» состоит из одного или нескольких состояний каждой переменной(параметра). Сумма всех возможных (непротиворечащих) конфигураций является пространством решений морфологической модели. [5]
При переборе всех возможных вариантов в морфологической матрице содержится достаточно большое количество альтернатив. Проанализировать такое количество прототипов и выбрать из них лучший достаточно сложно. Для выбора эффективного варианта или вариантов прототипов вводятся критерии, с помощью которых из согласованных конфигураций выбираются наиболее подходящие. Для проектирования веб-интерфейса landing page можно выделить следующие частные критерии: оценка сложности разработки на основе метода функциональных точек, коэффициент конверсии, простота использования, эффективная навигационная схема, удовлетворенность пользователя качеством ресурса, низкая вероятность совершения ошибки и соответствие потребностям.
Для критериев вводятся оценки и накладываются ограничения. На данном этапе целесообразно использовать множество Парето, которое позволяет исключить из рассмотрения реализации, заведомо худшие тех, которые вошли в множество, и тем самым значительно сократить количество вариантов прототипа для последующего рассмотрения. Затем как правило используют свертку критериев с помощью аддитивного метода или метода минимального удаления от идеала. На последнем этапе находят несколько эффективных вариантов прототипа веб-интерфейса.
Таким образом, метод морфологического анализа позволяет сформировать достаточно большое количество альтернативных решений проблемы проектирования прототипов веб-интерфейсов, что позволяет находить функциональные, удобные в использовании и высококонверсионные варианты прототипов, а также применить инновационные подходы к разработке веб-интерфейсов. Применение метода морфологического анализа позволяет рассмотреть проблему проектирования прототипов с точки зрения разложения целого на составляющие части и выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли.
Литература:
- Пименов, И. В. Методы и алгоритмы извлечения знаний для интеллектуального поиска дизайнерского решения: дис. … канд. тех. наук / И. В. Пименов. — Санкт-Петербург, 2017. — 204 с.
- Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 616 с.
- Zwicky F. Discovery, Invention, Research — Through the Morphological Approach. Toronto: The Macmillian Company, 1969.
- Петроченков А. С., Новиков Е. С. Идеальный Landing Page. Создаем продающие веб-страницы — СПб.: Питер, 2017. — 320 с. ISBN 978–5–4461–0292–1.
- Bezerra, C., Owen C. L. Evolutionary Structured Planning. A Computer-Supported Methodology for the Conceptual Planning Process. Artificial Intelligence in Design'00, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, 2000.