Современные проблемы дизайна сайтов и вызовы нового времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 24.12.2014

Статья просмотрена: 2051 раз

Библиографическое описание:

Горностаева, Е. А. Современные проблемы дизайна сайтов и вызовы нового времени / Е. А. Горностаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14584/ (дата обращения: 24.12.2024).

В современной социокультурной среде, веб-инфраструктура является одним из наиболее важных источников информации, а также средств общения, посредством ресурсов, называемых веб — сайтами.

При этом развитие сети интернет, произошедшее за небольшое даже по современным меркам время, привело к бурной эволюции самих информационных ресурсов — узлов сети.

Если в начале своего развития, информация, размещаемая на станицах сайтов уже сама по себе, представляла ключевую ценность, то уже спустя совсем непродолжительное время, одной только информации, для успеха ресурса было недостаточно.

Причины этого лежали в развитии самой сети, а также в увеличении как пользователей сети, так и создателей информационного наполнения — контента. [1, с 17]

На начальном этапе, крайне ограниченное создателей и потребителей контента, вполне были удовлетворены, примитивным, текстовым интерфейсом, практически лишенным интерактивных элементов, поскольку уже эти возможности, позволяли им размещать и потреблять информацию в режиме реального времени, без трудоемкого и затратного по времени традиционного размещения информации в бумажных изданиях.

Однако, с развитием сети, с увеличением пользователей, сменилась и сама парадигма информационного наполнения сети. Без сомнения, первоначальная идея, обмена научной информацией через сеть интернет — присутствует и поныне. Однако, было бы неверным, говорить, что это основное предназначение сети сегодня.

Современная парадигма сетевого обмена информацией в сети интернет является многогранной и чрезвычайно фрагментированной. [2, с 154]

Интернет находится в постоянной трансформации, как по причине развития самой инфраструктуры сети, обеспечивающей все большие скорости и объемы обмена информацией, так и увеличивающей проникновение сети вовсе более бедные и отдаленные уголки планеты; так и по причине появления инновационных устройств создания и потребления контента. Так если, всего 5–6 лет назад, основная масса устройств, подключенных к сети интернет представляла собой стационарные компьютеры, то уже сегодня это место заняли разнообразные мобильные устройства.

Основные направления создания и потребления контента в сети Интернет подвержены Моде. И развиваются по ее законам. Когда-то это были форумы, потом им на смену пришли блоги, сегодня это социальные сети.

Так же к числу основных контентных направлений можно отнести разнообразные новостные ресурсы, а также ресурсы интернет-коммерции (различные магазины и торговые площадки — агрегаторы), а также поисковые ресурсы.

Вместе с тем, существуют и разнообразные нишевые направления, имеющие определенную аудиторию. Например, онлайн-библиотеки, игровые порталы, научные порталы и так далее.

Кроме того, не надо забывать о многочисленных ресурсах, имеющих место быть в корпоративных сетях (так называемых Интранет-ресурсах). [3,с. 36]

Первое, что объединяет все эти ресурсы — это необходимость постоянного добавления и обновления контента. Это является как правом, так и обязанностью распространителя контента. Правом, поскольку любое, изменение значимого для ресурса контекста, может быть отражено. Обязанность, заключается в необходимости поддержания ресурса в актуальном состоянии. Поскольку, только актуальные ресурсы в современном информационном мире посещаются и выигрывают в конкурентной борьбе за ресурсы пользователей.

Второе, это вопросы удобства использования информационных ресурсов, поскольку в наше время, даже закостенелому физику будет крайне непривычно использовать сайт с интерфейсом 20-ти летней давности.

Третье, это проблемы жизненного цикла ресурса, от его появления на свет, через развитие, к расцвету и увеличению числа пользователей.

Таким образом, современный сетевой информационный ресурс или веб-сайт, должен обладать набором характеристик, обеспечивающих ему необходимые и достаточные условия для существования и успешной работы. Другими словами, современный веб-сайт должен иметь профессиональный дизайн в широком смысле этого слова. Помимо внешней, интерфейсной части, которая обычно понимается под дизайном, включающей в себя, систему компоновки контента, и навигацию, дизайн информационной системы включает в себя и невидимую для пользователей, серверную инфраструктуру.

Современная парадигма дизайна информационных систем, подразумевает четкое разделение на три взаимодействующих составляющих: внешняя визуальная часть, предназначенная для взаимодействия с конечными пользователями (или в общем случае с внешними информационными системами), подсистему хранения данных, а также подсистему промежуточного слоя, призванную обеспечивать интерфейс между визуальной частью и хранимыми данными, собственно контентом. Эта часть представлена бизнес-логикой системы. Вышеназванная парадигма обозначается как MVC (Model-View-Controller).

Появление данной парадигмы, а затем активное внедрение в практику создания и эксплуатации информационных систем, в том числе и веб-ресурсов, было связано в первую очередь с необходимостью создания и поддержания в работоспособном состоянии высоконагруженных систем, с достаточно длительным сроком жизни. При этом подразумевается, что в течении жизненного цикла, система будет подвержена постоянным эволюционным изменениям. [5]

Рассмотрим типичный жизненный цикл веб-сайта:

1.         Формирование идеи веб-сайта — на этом этапе происходит разработка концепции ресурса, определение аудитории, формируются общие принципы контентного наполнения

2.         Разработка бета-версии (или прототипа веб-сайта). На этом этапе апробируются концепции и идеи первого этапа. Одной из наиболее важных задач данного этапа, является быстрое создание системы, выполняющей базовые и наиболее важные для разрабатываемого сайта функции. Предполагаемая, на этом этапе, нагрузка на систему — невысока, инвестиции на данном этапе так же скромные, поэтому, как правило используются бесплатные системы разработки, системы хранения данных и т. п.

3.         Продвижение созданного веб-сайта (рекламные усилия, продвижение через социальные сети и т. п.). Наращивание функционала, устранение существующих проблем и ошибок

4.         Успех веб-сайта, резкое повышение нагрузки. Как следствие, редизайн системы хранения данных и доступа к данным, с сохранением пользовательских интерфейсов (модернизация подсистем хранения данных и подсистемы реализации бизнес — логики)

5.         Модернизация визуальной подсистемы в соответствии с последними трендами. [8]

Все вышеперечисленные этапы в некоторой степени являются идеализированной моделью. В реальности, все три слоя дизайна развивающегося и популярного веб-сайта, находятся в постоянном развитии. При этом, разделение не три независимых функциональных части позволяет оптимальным образом разделять работы между различными группами разработчиков. Так, обычно разделяют разработчиков, занимающихся пользовательскими интерфейсами (front side) и разработкой серверной части — бизнес-логикой и хранением данных (server side). В наиболее нагруженных проектах, так же отдельно выделяются группы разработчиков ответственные за поддержание и оптимизацию баз данных.

Описанная выше модель дизайна веб-ресурсов сегодня используется повсеместно, как в коммерческих веб-проектах, так и в многочисленных решениях предназначенных для создания индивидуальных веб-ресурсов, например, таких, как система ведения блогов WordPress и многих других.

Вместе с тем, большинство пользователей веб-ресурсов сегодня даже не догадывается, о внутренних механизмах работы используемых систем. Вся их практика сосредоточена на взаимодействии с визуальной подсистемой. И дизайн последней имеет огромное значение для успешности веб-ресурса. Поэтому следующая часть статьи, будет посвящена именно этому аспекту дизайна веб-сайтов. [9]

Современные проблемы визуального дизайна сайтов

Проблемам создания “идеального” визуального дизайна веб-интерфейсов, посвящено, множество статей. Поэтому в здесь мы не будем касаться данного аспекта.

Поскольку на наш взгляд, сегодня, на первое место выходит не проблема создания “правильного” визуального дизайна веб ресурса, а скорее проблема создания дизайна учитывающего новации пользовательского опыта доступа к веб-ресурсам с использованием множества новых устройств, таких как планшеты, смартфоны, смарт-телевизоры и другие устройства. Ключевой особенностью пользовательского опыта доступа в сеть интернет с этих устройств, является, то, что пользователи находятся в сети постоянно, в любое время суток. В пределе можно говорить о том, что они находятся в сети все 24 часа в сутки. Эта особенность коренным образом меняет пользовательское поведение, поскольку если раньше, активным пользователем сети интернет считался тот, кто, хотя бы раз в неделю проверял свою почту, то теперь это тот, кто проводит в сети все свободное время. Таким образом, визуальный дизайн современных успешных веб-ресурсов, в первую очередь должен быть ориентирован на инновационные устройства. И должен учитывать, как существующие ограничения (небольшой размер экрана, ограниченность устройств ввода информации), так и имеющиеся возможности (высокое разрешение экранов устройств, наличие фото и видеокамер высокого разрешения, наличие различных датчиков и т. п.). Таким образом, одно из ключевых требований к дизайну современных веб сайтов — размещение всей важной функциональности, в крайне ограниченном объеме, и максимально полная поддержка инновационных возможностей устройств. [4, с. 58]

При этом важно отметить, что сегодня в наличии у веб-разработчиков имеются подходящие инструментальные средства, позволяющие реализовывать предъявляемые к веб-ресурсам требования. Например, язык HTML 5 — позволяет реализовать все вышеперечисленное и к тому же является гибкой и расширяемой спецификацией, что гарантирует добавление новых возможностей, появляющихся вследствие развития технологий в сфере пользовательских устройств. [6]

Новые вызовы для дизайна веб-сайтов

Непрерывное развитие техники, ставит перед создателями веб-сайтов новые задачи. Так видится, что следующими за смартфонами и планшетами, массовыми пользовательскими устройствами станут разнообразные системы виртуальной реальности (VR). Прототипами этих устройств сегодня являются очки Google Glass и прочие подобные проекты.

Основой особенностью данных устройств, является еще больший отход от современных парадигм ввода информации (клавиатуры и манипуляторы) в пользу речевого ввода информации, а также учет состояния различных датчиков (магнитометр, GPS датчик положения головы). [7]

Выводы

В современном информационном мире веб-ресурсы занимают все более важное место. Вследствие развития пользовательского опыта и повышения важности веб-среды для общества в целом, инфраструктура сетевых ресурсов сети интернет находится в постоянном развитии. Это справедливо по отношению ко всем составляющим данной инфраструктуры. Вместе с тем, конечные пользователи веб-сайтов оказывают наибольшее влияние на развитие именно визуального дизайна веб-сайтов. Сегодня развитие веб дизайна в большей степени связано с бурным развитием инновационных пользовательских устройств, таких как планшеты и смартфоны. В дальнейшем, мир веб-дизайна ждет еще одно потрясение, когда в привычных обиход пользователей, войдут устройства виртуальной реальности, требующие качественного иного опыта взаимодействия пользователей с информационными ресурсами.

 

Литература:

 

1.      Макдональд М. HTML5. Недостающее руководство, БХВ-Петербург, 2012, 480с.

2.      Мойнейро М. Дизайн-это работа, М, Манн, Иванов и Фербер, 2012, 176с

3.      Нильсен Я. Mobile Usability. Как создавать идеально удобные приложения для мобильных устройств, М., Эксмо, 2013, 256с

4.      Уолтер А. Эмоциональный веб-дизайн, М, Манн, Иванов и Фербер, 2012, 340с

5.      Responsive Design Problems and Fixes, [Электронный ресурс]. –URL:http://uxmag.com/articles/10-responsive-design-problems-and-fixes. (дата обращения: 15.12.2014)

6.      Front-End Dev guidelines, http://tech.tmw.co.uk/code/TMW-frontend-guidelines/#section-css-preprocessors

7.      WHAT WEB DESIGNERS CAN LEARN FROM GOOGLE’S MATERIAL DESIGN, http://www.webdesignerdepot.com/2014/10/what-web-designers-can-learn-from-googles-material-design/

8.      Дизайн под носимые устройства, http://www.dejurka.ru/web-design/wearable-design/

9.      Как создать руководство по стилю для веб-дизайна, http://www.dejurka.ru/articless/web-design-style-guide/

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, интернет, пользовательский опыт, развитие, ресурс, система, устройство, визуальная подсистема, виртуальная реальность, современный информационный мир.


Задать вопрос