В данном исследовании предпринимается попытка проследить и выделить основные характеристики современной китайской действительности 1990–2000-х годов, а также рассмотреть, как новые условия жизни повлияли на китайскую интеллигенцию, на ее взгляды и идеалы. Исследование проводится на основе анализа двух произведений современных китайских писателей: романа «Братья» Юй Хуа и романа «Мобильник» Лю Чжэньюня.
Ключевые слова: Китай, китайское общество, китайский интеллигент.
Эпоха 1990–2000-х годов в Китае — это время, когда большинство людей потеряли всякие моральные принципы, лишились духовности, это время быстрой модернизации, быстрого развития китайского общества во многих сферах жизни. Такое бурное развитие при отсутствии духовной составляющей привело к печальной картине. Перед нами предстает мир «дикого капитализма», в этом мире люди стремятся лишь к богатству да к удовлетворению своих плотских желаний.
На основании анализа произведений Юй Хуа и Лю Чжэньюня можно сделать вывод о двух тенденциях, характерных для интеллигенции в обозначенный период.
Обращаясь к изучению вопроса о том, как менялся образ китайского интеллигента в разных периодах китайской действительности, мы предлагаем, прежде всего, обратиться к творчеству Лю Чжэньюня (1958 г.р.), который рисует картину того, как те или иные условия влияют на жизнь интеллигента в новой реальности.
В контексте нашей темы мы предлагаем рассмотреть его роман «Мобильник» (2003). Судьбу китайского интеллигента в этом произведении отражает Фэй Мо, лучший друг главного героя романа, шоумена и телеведущего Янь Шоуи.
Фэй Мо — профессор социологии, ученый-энциклопедист, обладающий солидной эрудицией, обширными знаниями по истории и культуре. По нашему мнению, Фэй Мо — человек, являющийся своего рода «наследником» старшего поколения интеллигенции.
Фэй Мо отчетливо видит сложившуюся в Китае ситуацию, понимает проблемы, остро стоящие в современном китайском обществе. И он своей работой, своими словами старается обратить внимание людей на эти проблемы, показать им пороки, в которых погрязло современное общество.
Во-первых, Фэй Мо пишет книгу под названием «Разговоры». В ней Фэй Мо отразил все то, что было у него на душе, высказался по самым важным проблемам общества, в том числе обозначив острую тему общения людей друг с другом в современной реальности, которая является в романе центральной. Как пишет исследователь Екатерина Завидовская, книга Фэй Мо ценна тем, что «подчеркивает связь между нашими словами и тем, что у нас на душе» [1, с. 63].
Во-вторых, Фэй Мо соглашается на предложение Янь Шоуи и становится экспертом его ток-шоу «Хочешь? Говори!», участвует в создании многих выпусков передачи. Екатерина Завидовская пишет, что такой шаг Фэй Мо «символизирует собой моральный выбор интеллигенции в условиях рыночной экономики» [1, с. 63]. Мы согласны с этим утверждением. Ведь сначала Фэй Мо дважды отказывался от предложения Янь Шоуи, поскольку не хотел быть для публики «шутом гороховым» [2, с. 37–38]. Но потом он принял предложение. И если поначалу он нечасто появлялся на съемочной площадке, то потом стал бывать там почти каждый день, это, можно сказать, стало его потребностью. Его идеи очень высоко подняли рейтинги ток-шоу Янь Шоуи. Но думается, что для Фэй Мо это было не главным. Как нам кажется, работа над передачей была для него еще одним способом донести до людей свои мысли, обратить их внимание на проблемы современного общества. Фэй Мо очень привязался к этой работе, отдавал ей всю свою душу.
В-третьих, именно Фэй Мо в романе «Мобильник» является выразителем основных авторских идей. Этот интеллигент рассуждает о том, как изменились человеческие взаимоотношения после появления мобильного телефона, о проблеме общения в целом [1, с. 62–63]. И основные фразы, выражающие центральные проблемы романа («Наступит день, когда мобильник превратится в гранату», «Наша жизнь становится все сложнее и сложнее потому, что все больше и больше развивается наша речь» — примечание К. Б.) писатель Лю Чжэньюнь вкладывает именно в уста Фэй Мо.
Но у других людей взгляды Фэй Мо, его призывы не находят отклика. Более того, сама личность Фэй Мо никого особо не интересует. Это проявляется в ряде фактов.
Во-первых, в широком кругу людей слова Фэй Мо, его умные речи не пользуются популярностью. Люди обычно не уделяют его речам должного внимания, Фэй Мо воспринимает такое отношение к своей личности очень болезненно.
Во-вторых, людей абсолютно не интересует книга Фэй Мо «Разговоры», в которую тот вложил всю душу. Ее издают лишь потому, что дочь издателя — аспирантка Фэй Мо, и тот хочет ему угодить, а шоумена Янь Шоуи просят написать предисловие, надеясь, что его имя на обложке подействует в качестве рекламной приманки, иначе просто не удастся продать ни одного экземпляра [2, с. 136]. По сути дела, продавалось лишь одно предисловие Янь Шоуи. Более того, книга Фэй Мо и Янь Шоуи кажется сплошной «тягомотиной», он не может выделить в ней ни одной важной мысли. Да и сам Фэй Мо не обольщается на счет своих соотечественников, он прямо пишет, что девяносто пять процентов читателей не способны ее понять [2,с.195]. В этой связи пресс-конференция, на которой состоялась презентация книги, оказалась пустым фарсом. Фэй Мо понял это, понял бессмысленность о чем-либо говорить с людьми, поэтому и не стал выступать.
В-третьих, Фэй Мо не находит поддержки не только в обществе, но и в своей семье. Жена Фэй Мо увлечена лишь пустым виртуальным общением на ничего не значащие темы. Отсутствие взаимопонимания приводит к постоянным ссорам в семье, к гневу Фэй Мо, который тот срывает на окружающих. И такое отношение родных и близких приводит к тому, что Фэй Мо сам сворачивает на кривую дорожку и заводит отношения с аспиранткой, но неопытного профессора быстро разоблачает жена.
Таким образом, в романе «Мобильник» представлен образ интеллигента, который по-прежнему сохраняет приверженность высоким идеалам правды, справедливости и чистоты. Этот герой очень четко видит проблемы современного общества, он обвиняет «культуру в связи с бизнесом, прогресс — в ложных ценностях, а людей — в пустословии» [3]. Он ведет активную просветительскую деятельность, стараясь донести до людей эти мысли. Он отдается своей работе со всей душой.
Но герой одинок. Общество отвергает его идеи, считает их пустыми и ненужными. Оно не дотягивает до того высокого уровня, на котором стоит наш герой, да и не пытается. И это одиночество, непонимание со стороны других постепенно приводит к тому, что герой постепенно становится подвержен порокам новой действительности, от безысходности начинает действовать по ее правилам.
Говоря о творчестве Юй Хуа в этой связи, следует рассмотреть роман «Братья», в котором писатель также касается темы интеллигенции. В романе перед читателем развертывается судьба Лю Чэнгуна. Обладая определенными литературными способностями, он, однако, не был приверженцем высоких идеалов, что и повлияло на весь его дальнейший путь, который очень отчетливо иллюстрируют различные прозвища героя, которые он имел на разных этапах жизненного пути.
В начале романа перед нами предстает Писака Лю. Это прозвище сразу подчеркивает негативное отношение к герою, которое является доминирующим на протяжении всего романа. Этот Писака кичится своим «литературным талантом», хотя опубликовал всего лишь рассказ в две страницы в одном местном журнале. Он не позволяет никому критиковать себя, считая свои произведения идеальными, хотя главные герои романа, прочитав их, не видят в них ничего особенного.
С приходом новой китайской действительности Писака Лю находит применение своим талантам. Он, потеряв прежнее место работы, становится Пиарщиком Лю, представителем Бритого Ли по связям с общественностью. На этом поприще он обнаруживает большие способности, трудится очень успешно. В частности, он становится главным организатором Первого Всекитайского конкурса красоты среди девственниц. Его постоянные выступления перед широкой публикой, умелая болтовня находят одобрение у Бритого Ли.
А после смерти Сун Гана Бритый Ли передает Пиарщику Лю управление своей корпорацией, и теперь Писака Лю становится Директором Лю или CEO, как он себя предпочитает называть. Как пишет Юй Хуа, «так завершилось превращение голодранца в миллионера» [4, с. 543]. Он начинает носить итальянские костюмы известных марок и ездить на дорогой иностранной машине. Он полностью погружается в новую китайскую действительность и утрачивает хоть какой-то моральный облик: откупается от бывшей жены за двадцать миллионов юаней, заводит себе целых пять любовниц, к тому же становится VIP-клиентом в борделе, который открыла Линь Хун.
Итог жизненного пути Лю Чэнгуна хорошо иллюстрируют слова его друга, Стихоплета Чжао: «Душу продал, барыга» [4, c. 544].
Таким образом, в произведениях Лю Чжэньюня и Юй Хуа мы можем видеть два основных типа героев-интеллигентов, которые, по нашему мнению, сформировались в 1990–2000-ые годы. С одной стороны, мы видим героя, обладающего значительными способностями и исповедующего высокие идеалы старшего поколения. Такой герой не поддается всеобщей «коммерциализации», не сдается новой китайской действительности, а старается вразумить людей, что, впрочем, является безуспешным. Другой же герой, хоть и обладает определенными способностями, теряет духовную опору, предпочитая не обременять свою жизнь моральными обязательствами. Такой человек по всем параметрам вписывается в новое китайское общество, он достигает в нем немалых высот, но при этом полностью теряет свою душу, утрачивает моральный облик, теряет право называться интеллигентом.
Мы надеемся, что проведенное нами исследование внесет вклад в изучение образа героя-интеллигента в новейшей литературе Китая.
Литература:
- Завидовская Е. А. Роман Лю Чжэньюня «Мобильник»: Общение между людьми в эпоху мобильной связи // Журнал «Институт Конфуция». — 2016. — № 2 (35). — С. 62–63.
- Лю Чжэньюнь. Мобильник / Лю Чжэньюнь; пер. с кит. О. П. Родионовой. — СПб.: Гиперион, 2016. — 288 с.
- Сиротин Сергей. От молчания к болтовне // Лиterraтура — 2016.- № 79.- [Электронный ресурс].-URL:(http://literratura.org/criticism/1822-sergey-sirotin-ot molchaniya-k-boltovne.html) Дата обращения: 25.10.2018
- Юй Хуа. Братья: роман // Юй Хуа; пер. с кит., примеч. и послеслов. Ю. А. Дрейзис. — М.: Текст, 2015. — 572 с.
- Ouyang Bin. Chinese Writers and Chinese Reality. An Interview With Liu Zhenyun // [Электронный ресурс].- URL: (http://www.chinafile.com/reporting opinion/culture/chinese-writers-reality) Дата обращения: 25.10.2018