Технология развития критического мышления через чтение и письмо при изучении повести М. Горького «В людях» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.10.2018

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Ешниязова, Э. Н. Технология развития критического мышления через чтение и письмо при изучении повести М. Горького «В людях» / Э. Н. Ешниязова, Н. М. Мамбетаминов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53224/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель технологии развития критического мышления — через чтение и письмо обеспечить развитие критического мышления посредством активного (интерактивного) включения учащихся в образовательный процесс. Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат.

В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий, этапов): вызов, осмысление, рефлексия.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

Работая по технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Каждый учитель при изучении художественного текста может применять данную технологию.

В Республике Узбекистан по школьной программе в 7 классе общеобразовательной школы (в национальных классах) изучается отрывок из повести М.Горького «В людях». Предлагаем урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

На стадии вызова предлагаем применить прием «Верные и неверные утверждения»

Прием «Верные и неверные утверждение»

Утверждения

Верно\неверно

Максим Горький — это настоящее имя и фамилия писателя

Автор произведения «В людях» М.Горький

Жанр произведения «В людях» рассказ

«В людях» -одна из частей автобиографической трилогии

Данное задание нужно выполнить следующим образом:

Утверждения

Верно\неверно

Максим Горький — это настоящее имя и фамилия писателя

Неверно, это псевдоним, настоящая фамилия имя отчество

Алексей Максимович Пешков

Автор произведения «В людях» М.Горький

Верно, М.Горький автор «В людях»

Жанр произведения «В людях» рассказ

Неверно, по жанру «В людях» повесть

«В людях» — одна из частей автобиографической трилогии

Верно, трилогия состоит из повестей: «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Вывод: Таким образом, мы с вами сегодня будем изучать отрывок из повести талантливого русского писателя М. Горького «В людях», который является составной частью автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

На стадии осмысления предлагается выполнение нескольких приемов, например прием «Карта рассказа».

Для того чтобы выполнить работу по данному приему ученик должен прочитать отрывок из повести «В людях» по школьному учебнику.

Прочитать текст и составить карту данного отрывка:

Место действия

Главные герои

Событие 1

Событие 2

Событие 3

После того как учащиеся прочитают художественный текст работа по приему «Карта рассказа» может быть выполнена:

Место действия

Лес

Главные герои

Бабушка, внук, лесные обитатели

Событие 1

Лес и его обитатели

Событие 2

Глубокая яма

Событие 3

Встреча

Вывод: Мы с вами будем изучать маленький отрывок повести, где события происходят в лесу, автор нас знакомит с лесом и его обитателями, второе событие мальчик попадает в глубокую яму, третье событие, где бабушка встречает волка.

Прием категориальная таблица «Флора и фауна»

Прочитать первую часть отрывка, вспомнить биологию и определить где представители флоры, а где представители фауны.

Флора

фауна

сосна

Клест

Повторив первую часть отрывка, можно выполнить работу по приему «Категориальная таблица»

Флора

фауна

Сосна, мох, брусничка, клюква, костяника, гриб

Клест, синица, кукушка, иволга, зяблик, щур, лягушка, уж, белка

Вывод: В первом отрывке автор знакомит нас с лесом, как богата наша природа, в лесу растет очень много деревьев, обитают очень многие птицы и животные.

Прием «Картинная галерея»

Нарисовать каким вы представляете лес, описанный в данном отрывке.

(Творческое задание, данное задание можно дать на дом).

Прием «Двухчастный дневник»

Прочитать текст и прокомментировать данное предложение:

Цитата

Комментарий

Бабушка в лесу-точно хозяйка

Нужно проверить комментарий учеников.

Цитата

Комментарий

Бабушка в лесу-точно хозяйка

Для каждого человека, наверное, бабушка самое дорогое, для Алеши бабушка была самым любимым человеком, так как он воспитывался у нее после смерти родителей. А дед был очень строгим, поэтому для внука она была самым мудрым, самым главным учителем и наставником.

Вывод: Действительно, старшее поколение передает опыт молодым, бабушка хочет, чтобы внук был практичным, поэтому она учит его всему, а жизненный опыт, конечно же, очень многое значит.

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы

Ответы

Куда я провалился?

Почему я провалился в яму?

В какой части тела я разорвал кожу?

Чем я распорол свой бок?

Кого я позвал помощь?

Почему заплакала бабушка?

Почему бабушка отвела меня в железнодорожную будку?

Толстые вопросы

Как вы думаете, что означает чувство душевного покоя и уюта?

Что же значат слова «у меня росла особенная настороженность ощущений?»

Прочитав отрывок, ученики находят ответы на тонкие вопросы, а на толстые вопросы каждый из них должен задуматься и сделать свои выводы.

Тонкие вопросы

Ответы

Куда я провалился?

Я провалился в глубокую яму

Почему я провалился в яму?

Я был ослеплен думами, поэтому я провалился в яму

В какой части тела я разорвал кожу?

Я разорвал кожу на затылке

Чем я распорол свой бок?

Распорол себе сучком бок

Кого я позвал помощь?

На помощь я позвал бабушку

Почему заплакала бабушка?

Бабушка подумала, хорошо, что яма была пустая, а что было бы если там оказался хозяин…

Почему бабушка отвела меня в железнодорожную будку?

Потому что он не мог дойти до дома, и отвела в железнодорожную будку

Толстые вопросы

Как вы думаете, что означает чувство душевного покоя и уюта?

Лес вызывает у меня чувство душевного покоя и уюта, здесь исчезают все огорчения, забывается неприятное. (спокойствие)

Что же значат слова «у меня росла особенная настороженность ощущений?»

Слух и зрение становятся острее, память-более чуткой, впечатления глубокими.

Следующее задание ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

Представьте, что случилось бы со мной, если бы в глубокой яме лежал бы хозяин? (Составить небольшой рассказ)

Метод «Диаграмма Венна»

Бабушки, которые встретились с волками

  1. Бабушка из сказки «Красная шапочка»
  2. Бабушка Алеши из повести М.Горького «В людях»

Бабушка из сказки «Красная шапочка»

Различия

общее

Бабушка из повести «В людях»

Различия

Составление диаграммы Венна

Бабушка из сказки «Красная шапочка»

Различия

общее

Бабушка из повести «В людях»

Различия

Ее съел серый волк

Старые, мудрые женщины

Утихомирила серого волка

Таким образом, на этапе осмысление можно выполнить разнообразные формы работы, такие приемы как «Тонкие и толстые вопросы» дадут возможность ученикам во всех тонкостях изучить художественный текст, а метод «Диаграмма Венна» делать сравнительный анализ, методы ТРИЗ и прием «Картинная галерея» дадут возможность детям поработать творчески и т. д.

На стадии рефлексия можно применить прием «Синквейн».

Составить синквейн по отрывку:

Бабушка

Мудрая, опытная,

Живет, любит, воспитывает,

Самый дорогой человек на свете

Хозяйка

Таким образом, технология критического мышления даёт ученику: повышение эффективности восприятия информации, повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умение критически мыслить, умение ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, повышение качества образования учеников, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления даёт учителю: умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, стать практиками, умеющими грамотно анализировать свою деятельность, стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М., 2007.
  2. Методы изобретения знаний и инновационных проектов на основе ТРИЗ: / Т. В. Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина. — Красноярск, 2010.
  3. Ахмедова Л. Т., Лагай Е. А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы.-Ташкент, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): бабушка, критическое мышление, глубокая яма, прием, автобиографическая трилогия, железнодорожная будка, лес, отрывок, повесть, художественный текст.


Похожие статьи

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Идея развития мышления в работах Л. С. Выготского и В. Д. Шадрикова

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Проблема чтения и чтение как проблема (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Роль теории диалога М. М. Бахтина в формировании социокультурной компетенции

Влияние идей Платона и Аристотеля на развитие эстетического дискурса

Технология Л. В. Свирской «Детский совет» как одна из инновационных форм работы с родителями

Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Похожие статьи

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Идея развития мышления в работах Л. С. Выготского и В. Д. Шадрикова

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Проблема чтения и чтение как проблема (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Роль теории диалога М. М. Бахтина в формировании социокультурной компетенции

Влияние идей Платона и Аристотеля на развитие эстетического дискурса

Технология Л. В. Свирской «Детский совет» как одна из инновационных форм работы с родителями

Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Задать вопрос