В статье рассматриваются актуальные проблемы зрелищно-гедонистической функции спортивного соревнования.
Ключевые слова: гедонизм, эйфория функция, спортивно-соревновательное зрелище.
Актуальность проблемы. Массовое спортивно-соревновательное зрелище является эффективным фактором, активизирующим потребности в систематическом занятии спортом. Исследования менеджмента спортивных соревнований, как внутренних, так и международных, не только с тривиально-состязательных позиций, но и в соответствии с их гедонистическим (от гедонизм-наслаждение) влиянием на широкие массы зрителей и спортсменов, представляется нам достаточно актуальным на современном этапе развития спорта и физической культуры.
Цель исследования — обозначить основные механизмы влияния зрелищно–гедонистической функции спортивного соревнования на психологическую сферу различных категорий его участников. Определить методы, с помощью которых можно воздействовать на гедонистическую функцию человека. В том числе, включая оптимизацию менеджмента спортивных соревнований, дальнейшее развитие спорта высших достижения и массовое физкультурное движение, активизацию пропаганды и рекламы, средствами спортивного зрелища.
Результаты исследования. Спорт в современном понимании — это деятельность, предусматривающая экономическую (коммерческую) эффективность и высокую зрелищность мероприятий [1].
Достаточно большая притягательная сила современного спорта, в особенности спорта высших достижений, заключается в его зрелищности. Безусловно, свою роль в этом играют нетрадиционные, экзотические и даже экстремальные виды спорта, такие, к примеру, как восточные единоборства. Соревнования по единоборствам в рамках того или иного боевого искусства с незапамятных гладиаторско-рыцарских времен — это не просто жесткий, на грани жизни поединок. Это еще и восприятие (позитивное либо негативное) спортивного действа другими участниками турнира — зрителями, болельщиками.
Социологические исследования группы авторов [2–4 и др.] подтверждают, что население многих стран в структуре своего времени отводит все более значимое место различным спортивным мероприятиям. Спортивное зрелище, таким образом, превращается в объективную потребность людей, реализуемую ими в свободное время. Это делает их досуг более содержательным, существенно расширяя индивидуальную сферу интересов. Социально-педагогический подход к подготовке спортсменов на базе ценностей и норм спортивной этики, позволяет удовлетворять потребности зрителей, повышать уровень их информированности в вопросах массовой физической культуры и спорта высших достижений. Поэтому можно считать, что притягательная сила современных спортивных соревнований, особенно высокого ранга, состоит, в том числе в их зрелищности.
Во время спортивного зрелища происходит демонстрация совершенства человека, его двигательных и интеллектуальных способностей. При восприятии яркого, запоминающегося спортивного состязания у наблюдателя возникает желание «подражать» спортсмену, а это может явиться побудительным мотивом к активным занятиям спортом. Тем самым у присутствующих на соревнованиях зрителей вырабатываются определенные представления о физическом и нравственно-этическом облике спортсмена, формируются конкретные примеры для подражания, особенно в молодежной среде. Тем самым и те и другие не только получают удовлетворение (наслаждение), но утверждают и формируют себя.
Любой участник соревнований обращается к спорту для того, чтобы насладиться такими ценностями как: атлетизм, мужество, совершенные отточенные движения, неординарные действия спортсменов-единоборцев, испытывая, как правило, определенное эстетическое наслаждение. Принимая непосредственные участие или наблюдая за теми или иными спортивными соревнованиями, человек формирует свое отношение к данному процессу, посредством отражательной психологической деятельности. Источниками эмоций и чувств, в том числе гедонистических, служат объективно существующие предметы и явления, связанные со спортивно-соревновательной деятельностью. В этом и заключается зрелищно — гедонистическая функция. Она «… означает получение удовольствия от самих спортивных занятий как в широком (общественное признание результатов спортивной деятельности), так и в узком (ощущение «мышечной радости») смыслах. Сюда же следует отнести удовольствия, испытываемые зрителями и болельщиками спорта» [5].
Зрелищно-гедонистическая функция характеризуется способностью восприятия соревновательного действия, в основном благодаря универсальности спортивного «языка», понятного практически всем. Всякое зрелище — это, как правило, форма общения, соучастия, сопереживания, сотворчества всех без исключения участников соревнования. В этом и состоит зрелищно — гедонистическая функция. Она... «означает получение удовольствия от самих спортивных занятий как в широком (общественное признание результатов спортивной деятельности), так и в узком (ощущение «мышечной радости») смыслах. Сюда же следует отнести удовольствия, испытываемые зрителями и болельщиками спорта» [6].
К гедонизму в спорте, что называется, в чистом виде, конечно, относятся и презентаций спортивных состязаний различного ранга. Причем, чем крупнее тот или иной турнир, тем большее впечатление должны производить сопутствующие; ему спортивные ритуалы церемониалов открытия и закрытия соревнований, персонального представления именитых участников, награждения победителей и призеров. Они помимо их целевого назначения являются узловыми моментами драматургии спортивного действия. И это не случайно. Любые соревнования должны, проходить как спортивный праздник и представлять собой хорошо организованное и срежиссированное зрелище, которое может заинтересовать не только знатоков, но и людей, неискушенных. Только подобные соревнования могут привлечь достаточное число зрителей и будут способствовать популяризации спорта, особенно в воспитательном плане.
Следует подчеркнуть, что спортивный ритуал направлен, прежде всего, на подготовку не только участников, но и зрителей к предстоящим поединкам. Основные требования к современному спортивному ритуалу — простота структуры, лаконичность отдельных элементов, динамичность действия, отсутствие пауз, яркость, красочность, звуковая насыщенность, точность и эмоциональная приподнятость. Кроме того, точность и содержательность дикторского текста, демонстрация зрительной информации с помощью мультимедийных, и других современных цифровых коммуникационных технологий.
Отдельные фрагменты спортивного ритуала, а также принятого регламента: церемониалов открытия и закрытия соревнований, персонального представления именитых участников, награждения победителей и призеров, помимо их целого назначения являются узловыми моментами драматургии спортивного действия. Понятно, что любые соревнования должны проходить как спортивный праздник и представлять собой хорошо организованное и срежиссированное зрелище, которое может заинтересовать не только знатоков, но и людей, неискушенных. Подобные соревнования могут привлечь достаточное число зрителей и будут способствовать популяризации спорта, особенно в воспитательном плане.
Безусловно, все это стоит немалых финансовых вложений, так как немыслимо уже без специфического информационно–коммуникативного менеджмента на базе современных технологий. Однако, престиж страны-хозяйки спортивного мероприятия, как, собственно, и само искусство наслаждения, требуют этих жертв! И организаторы соревнований идут на них.
Изменения, происходящие в нашей психике и организме, в целом выполняют две функции: сигнальную и регулирующую. Сигнальная функция связана с переживаниями, возникающими в окружающей среде или в организме человека. Регулирующая функция — всякого рода чувств и переживания направляет наше поведение, поддерживает его, способствует преодолению встречающихся преград или сдерживает их негативную деятельность, блокируя её. «Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности» [7].
«В физиологическом отношении эмоциональные, чувственные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь, подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими» [8]. Происходит это в основном благодаря определенным биохимическим сдвигам в вентромедиальной прифронтальной коре головного мозга. Именно эта область отвечает за эмоции, причем как позитивные и тогда появляется чувство наслаждения (гедонизма), так и негативные, способствующие развитию ненависти, злости, депрессии.
Зрелищно-гедонистическая функция характеризуется способностью восприятия соревновательного действия, а также универсальностью спортивного «языка», понятного практически всем. Всякое зрелище есть форма общения, соучастия, сопереживания, сотворчества всех без исключения участников соревнования. В последнее время, помимо презентаций гедонистическую нагрузку стремятся придать и другим аналогичным мероприятиям. Особенно рельефно это проступает во время проведения комплексных турниров. Достаточно вспомнить открытие Олимпийских игр, всемирных студенческих Универсиад, зажжение и эстафеты олимпийского огня, культурные программы, которые обязательно предшествуют и сопутствуют теперь всем мультикомплексным соревнованиям.
Выводы
- Спортивное зрелище способно развивать высшие социальные потребности — эмоциональные переживания, удовлетворяя гедонистические потребности человека.
- Активизация зрелищности в процессе проведения, как национальных чемпионатов, так и международных турниров по различным видам спорта является важной задачей организаторов соревнований.
- Основными механизмами влияния зрелищно-гедонистической функции спортивного соревнования в физиологическом отношении является эмоциональные, чувственные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе.
Источниками эмоций и чувств, в том числе гедонистических, служат объективно существующие предметы и явления, связанные со спортивно-соревновательной деятельностью.
Литература:
- Авсиевич В. Н., Плахута Г. А., Бабаков И. В. Анализ развития массового спорта и физической культуры в Казахстане на современном этапе // Теория и методика физической культуры. — 2017. — № 2. — С.46–50.
- Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: учебник. — М.: Физическая культура, 2005. — 400 с.
- Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: Столяров В. И., Чесноков Н. Н., Стопникова Е. В. — М.: Физическая культура, 2005. Ч. 1. — 448 с., Ч. 2:. — 448 с.
- Кравченко А. И. Социология менеджмента: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 366 с.
- Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. — М.: ФиС, 1974. — 242 c.
- Под ред. Богословского В. В. и др. Общая психология. — М.: Просвещение, 1987, — С. 294–298.
- Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — С.19–23.
- Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. — 661 с.