Анализ структуры осложнений, возникших в период проведения экстракорпоральной мембранной оксигенации у детей с кардиохирургической патологией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 25.09.2018

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Пискарёва, А. С. Анализ структуры осложнений, возникших в период проведения экстракорпоральной мембранной оксигенации у детей с кардиохирургической патологией / А. С. Пискарёва, Е. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52723/ (дата обращения: 17.12.2024).



ЭКМО (экстракорпоральная мембранная оксигенация) — это временный аппаратный метод поддержания или замещения функций дыхательной и/или сердечно-сосудистой системы пациента, заключающийся в заборе венозной крови с последующими её оксигенацией и декарбоксилированием и возвратом в циркуляторное русло.

В состав аппарата ЭКМО входит помпа (бывают роликовые и ротационные), оксигенатор, теплообменник (необходим для педиатрических пациентов), контуры для забора и возврата крови, датчики потока, температуры, давления.

Основными направлениями медицины, в которых применяется методика ЭКМО, являются кардиохирургия и кардиология, трансплантология и пульмонология.

Цель: проанализировать структуру пациентов, которым применялась методика ЭКМО, определить и проанализировать осложнения, возникшие в период проведения данной методики.

Материалы и методы: был проведён ретроспективный анализ историй болезней 18 пациентов отделения кардиохирургической реанимации за 2016–2017 гг. Для статистической обработки данных использовались программы Statistica 10.0 и Microsoft Excel.

Среди 18 пациентов количество мальчиков составило 55 % (n=10), девочек — 45 % (n=8). Минимальный возраст составил 1 день, максимальный — 16 лет 8 месяцев. При этом возраст 5 детей был до 28 дней, что составило 27,8 %, 6 детей были в возрасте от месяца до года (33,3 %), 4 ребенка — от года до 3-ех лет (22,2 %), 1 ребенок 7 лет (5,6 %) и 2 ребенка 13–17 лет (11,1 %).

Рис. 1. Структура пациентов по возрасту

У 83,3 % (n=15) пациентов был врожденные пороки сердца (ВПС), у 16,7 % (n=3) имелась приобретенная сердечная патология (кардит, иерсиниозный миокардит, острый вирусный миокардит). При этом частота встречаемости врожденных аномалий развития сердца была следующая: наиболее часто встречались стеноз легочной артерии и транспозиция магистральных сосудов (20,7 %, n=6), немного реже дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП) (17,2 %, n=5), в 13,8 % (n=4) встречалась полная форма атриовентрикулярного канала (АВК), в 6,9 % — дефект межпредсердной перегородки, открытый артериальный проток (ОАП) и тотальный аномальный дренаж легочных вен (ТАДЛВ) (n=2), в 3,4 % — единственный желудочек сердца (ЕЖС) и синдром гипоплазии левых отделов сердца (СГЛОС) (n=1).

Средний койка-день в ОАиР и продолжительность нахождения на ЭКМО составили соответственно 25 [2; 76] и 7 [1; 43].

Место подключения на ЭКМО: в 58 % — операционная, в 42 % — отделение реанимации.

Самой частой причиной подключения являлась нестабильная гемодинамика (48 %), в 22 % — невозможность ухода от АИК, в 13 % — дыхательная недостаточность и плановый перевод после продленного ИК, в 4 % — ЛЖ недостаточность.

Рис. 2. Анализ причин применения методики ЭКМО

Осложнения, возникшие в период проведения ЭКМО, были следующие: ДВС, СПОН, кровотечение, двухсторонняя пневмония, сепсис, РДС, нарушения ритма сердца (НРС), некроз дистальных отделов верхних и нижних конечностей.

Рис. 3. Осложнения, возникшие при применении методики ЭКМО

Осложнения развились у 60 % пациентов, что было обусловлено во многом тяжестью имеющейся патологии.

Наиболее часто (в 32 % случаев) развивался ДВС-синдром, в 27 % случаев — СПОН, в 18 % — кровотечение. В 5 % встречались сепсис, двухсторонняя пневмония и РДС. В 4 % — некрозы дистальных отделов верхних и нижних конечностей и нарушения ритма сердца.

Выводы:

1) При использовании ЭКМО у детей с кардиохирургической патологией осложнения встречались в 60 % случаев.

2) Наиболее часто встречающиеся виды осложнений — ДВС-синдром, СПОН, кровотечение.

3) При использовании методики ЭКМО у детей с кардиохиругической патологией необходим ежедневный мониторинг показателей коагулограммы, ОАК для коррекции проводимой антикоагулянтной терапии, своевременного переливания препаратов крови (СЗП, тромбоцитарная масса) в целях профилактики развития кровотечений.

4) Необходим мониторинг маркеров системного воспаления и повреждения (СРБ, АЛТ, АСТ, креатинин, мочевина).

Литература:

  1. ELSO. ELSO Guidelines for Cardiopulmonary Extracorporeal Life Support version1.3: ELSO, Ann Arbor, MI, USA; 2013.
  2. Мониторинг во время проведения экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) URL: http://экмо.рф/obrazovanie/stati/288-monitoring-vo-vremya-provedeniya-ekstrakorporalnoj-membrannoj-oksigenatsii-ekmo
Основные термины (генерируются автоматически): двухсторонняя пневмония, методика, нарушение ритма сердца, период проведения, ребенок, структура пациентов.


Похожие статьи

Исследование изменений показателей биохимического анализа крови пациентов кардиохирургического профиля во время проведения экстракорпоральной мембранной оксигенации

Анализ изменения показателей ОАК у детей с кардиохирургической патологией в период проведения ЭКМО

Метод определения воздействия искусственной вентиляции легких на циркадианную организацию параметров газотранспортной системы у больных с онкологической патологией желудочно-кишечного тракта в послеоперационном периоде

Анализ качества жизни пациентов с искривлением перегородки носа до и после септопластики

Диагностическая значимость определения костного возраста в обследовании и лечении детей с эндокринной патологией

Патогенетическое обоснование применения медицинского озона с целью профилактики и коррекции плацентарной недостаточности у повторнобеременных женщин

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Анализ послеоперационного периода у пациентов, страдающих гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью после операции с применением «LINX System»

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Применение различных методов обучения учащихся с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях РСВ и ФП

Похожие статьи

Исследование изменений показателей биохимического анализа крови пациентов кардиохирургического профиля во время проведения экстракорпоральной мембранной оксигенации

Анализ изменения показателей ОАК у детей с кардиохирургической патологией в период проведения ЭКМО

Метод определения воздействия искусственной вентиляции легких на циркадианную организацию параметров газотранспортной системы у больных с онкологической патологией желудочно-кишечного тракта в послеоперационном периоде

Анализ качества жизни пациентов с искривлением перегородки носа до и после септопластики

Диагностическая значимость определения костного возраста в обследовании и лечении детей с эндокринной патологией

Патогенетическое обоснование применения медицинского озона с целью профилактики и коррекции плацентарной недостаточности у повторнобеременных женщин

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Анализ послеоперационного периода у пациентов, страдающих гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью после операции с применением «LINX System»

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Применение различных методов обучения учащихся с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях РСВ и ФП

Задать вопрос