Домашнее задание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.09.2018

Статья просмотрена: 1049 раз

Библиографическое описание:

Каргополов, И. С. Домашнее задание / И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52616/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматривается домашнее задание как форма обучения.

Ключевые слова: домашнее задание, виды самообразования, инструмент для мотивации.

Образование стремительно меняется, несмотря на то, что именно образование должно инициировать изменения в мире, получается всё наоборот, образование задыхаясь и держась за колющийся бок бежит вслед умчавшемуся автомобилю прогресса. Конечно же я говорю о самом обыкновенном образовании, топовые общеобразовательные учебные заведения всех уровней мы в расчёт не берём по причине низкого количества оных.

По устоявшейся многолетней традиции, перенятой ещё из Советского Союза, самым используемым на сегодняшний день является урок комбинированный. Учитель так же, как и сорок лет назад, находится в роли лектора. Стоя за кафедрой или перед доской, умудрённый годами сложившийся педагог вещает высеченные в камне истины, только он является истинно верным источником знаний, а все эти «интернеты» — от лукавого. Система консервативна, более того, агрессивна к нововведениям. Как традиционная религия оберегает свои таинства, так современное образование всеми правдами и неправдами оберегает установившиеся этапы урока, классной и внеклассной работ. Одной из таких «догм» является обязательное для всех сохраняющееся в неизменном виде уже несколько десятилетий домашнее задание. Ни среднестатистический учитель, ни такой же родитель, представить себе не сможет успешного обучающего процесса без домашнего задания. Новые «апостолы», говорящие о смещении образовательных акцентов, воспринимаются как «антихристы». Однако мы забываем, что любое развитие, общественное или личностное начинается с выхода из зоны комфорта. Да, нам удобно преподавать по-старому, на выходе из школы мы получаем образованного выпускника, неплохо ориентирующегося в современном мире. Неплохо, но только и всего. Здесь пословица: лучшее- враг хорошего не работает. Всё, касающееся образования, должно быть лучшим, гибким и постоянно развивающимся. Здесь дешевить нельзя, это наше будущее. В разговоре с одним программистом я спросил, а где учат его профессии, он сказал, что обучение программированию очень сложный процесс, так как технологии каждый месяц меняются, а для образовательной программы необходимо планирование на несколько лет вперед. Конечно, есть масса ВУЗов, в которых готовят операторов ПК, но вся эта программа без параллельного самообразования сильно обесценивается. Удивительно, но все мои знакомые системные администраторы — самоучки, высшее образование по профилю они получают, уже находясь в профессии, и делают это не для знания, а для возможности карьерного роста, который обеспечивает наличие «корки».

Итак, домашнее задание. В педагогике домашнее задание имеет следующие функции:

  1. Отработка пройденного на уроке материала
  2. Новый материал (раньше новый материал давали не так часто «на дом», сегодня же подобное происходит всё чаще).
  3. Углубление знаний по пройденной теме.
  4. Стимуляция усваивания нового материала для отстающих учеников.

Современный образовательный стандарт уводит учителя с кафедры и меняет роль ментора на сопровождающего. В чём же действительное назначение домашнего задания? Отработка уже пройденного материала, углубление или изучение нового? Если комбинированный урок изжил своё, то комбинированное (вариативное) домашнее задание только набирает силу. Другими словами, у современного домашнего задания есть все эти три названные цели. В условиях современности в обыкновенном классе учатся разноуровневые дети. Ситуация обострилась после закрытия спецучреждений для отстающих детей с целью социализации последних. Работая по старой системе, учитель вынужден делать всегда сложные и всегда проигрышные решения: тянуть к среднему уровню отстающих или работать на усложнение материала для «обгоняющих» программу. И в первом и во втором случае учитель вынужден жертвовать результатами первых или вторых.

Отработка пройденного на уроке материала. Это то, что делали наши учителя на наших уроках и то, что делает подавляющее большинство современных учителей. Однако также это то, что противоречит федеральному и государственному стандарту, это то, в чём нет исследовательского компонента, но только лишь механическая наработка навыка решения задач, выучивания дат, стихотворений, формул. Повторюсь, ученик повторяет информацию, полученную от учителя на уроке, приложив для этого небольшое количество сил. Если момент поиска и имел место, то в незначительной степени, так как учитель ограничен временными рамками для прохождения материала. Весь основной объём темы необходимо проходить в классе. Дома же ученик должен иметь возможность удовлетворить в идеале появившийся интерес и расширить область пройденной темы по собственному желанию. Если такового желания нет, то ученик всё равно уже имеет представление о пройденной теме.

Новый материал. Есть несколько ситуаций, когда ученик дома самостоятельно изучает новый материал. Это может быть и индивидуальная проектная работа, и доклад, и исследовательская деятельность, и творческое вариативное задание. Ситуации, в которых ученик изучает новый материал, входящий в обязательную школьную программу, без помощи учителя, должны сходить на нет, иначе зачем тогда нужен учитель. На уроках любой предметник помимо обучающих целей должен помнить, что в его функционал входит не только преподнесение нового материала, но и развитие навыков формирования запроса, умения поиска, анализа, обработки информации и формирования её в конечный продукт (проект). Другими словами, ученик, пройдя какую-нибудь тему, развивает метапредметные навыки, которые в совершенстве должны удовлетворить зародившийся на уроке интерес к пройденному материалу дома при самостоятельном обучении. Важно помнить, что знания, получаемые дома, в этом случае являются дополнительными, расширяющими уже пройденную на уроке тему.

Углубление знаний по пройденной теме. В данном случае нужно говорить об обширных темах, под которые выделяется несколько часов учебной программы, тогда весь процесс обучения не является одновидовым: здесь есть и классическое восприятие материала, и анализ, и исследования. Из минусов данного способа можно выделить отсутствие универсальности. Как было сказано ранее, мы живём в условиях разноуровневого спроса, в классах одновременно обучаются и высокомотивированные и абсолютно демотивированные ученики. Не приходится говорить об углублении знаний в случаях, где не усвоена база. Другими словами, данный способ действенен только с мотивированными учениками. Судя по тенденции, в будущем все учебные заведения будут использовать данный вид домашнего задания.

Стимуляция усваивания нового материала для отстающих учеников. Есть несколько способов стимуляции знаний у отстающих учеников: индивидуальная работа, шефство сильных над слабыми, индивидуальный учебный план, домашнее обучение. Менее распространённым, но не менее действенным является способ, который условно можно назвать, как «шаг вперёд». Предполагается, что учитель хорошо знает уровень своих учеников, предполагает у кого из его подопечных могут возникнуть проблемы при изучении новой темы и, исходя из этого, он даёт изучение этой новой темы только этим ученикам небольшими объёмами до прохождения данной темы всем классом (за один-два урока). В этом случае необходим постоянный контроль, чёткое определение недостатков выполненной работы, однако не стоит требовать полного усваивания материала, основываясь только на домашней работе. Выполнение домашнего задания носит ознакомительный характер, способствующий лучшему усваиванию того же самого материала при прохождении его всем классом. Суть этого метода в том, что знакомая информация отстающим учеником воспринимается легче.

Домашнее задание может задаваться как к каждому уроку, так и к конкретным темам. По объёму оно может быть небольшим, и включать в себя один-два раздела пройденного материала, либо обширным, и включать в себя целый блок изученного материала. В последнем случае на выполнение домашнего задания может отводиться как месяц и четверть, так и весь учебный год, повторюсь, в зависимости от сложности и объёма задания. Результатом выполнения в этих случаях всегда будет какая-то проектная деятельность.

По форме выполнения домашнее задание может быть письменным, устным, проектным, индивидуальным или групповым (под группой следует понимать, как два человека, так и весь класс). В любом случае, при обозначении домашнего задания необходимо чётко формулировать цели (итоговый результат), критерии оценивания, также должна присутствовать вариативность, а также в каждом домашнем задании необходимо предлагать творческий вариант. Творческое задание не может быть обязательным, оно всегда выполняется по желанию и не может быть оценено отрицательно, так как этот вид задания при добросовестном исполнении даёт возможность отстающим ученикам проявить себя. При ненадлежащем старании творческое задание также не оценивается отрицательно, недостатки выполнения проговариваются индивидуально с учащимся. Творческое задание имеет целью перенесение изученного материала из уже наработанной плоскости в плоскость смежную. Примером может являться иллюстрация стихотворного или прозаического произведения, сочинения стихотворения с использованием алгебраических, физических или химических формул.

Что касается дидактических материалов, современный рынок готов предложить множество рабочих тетрадей, контурных карт, сборников задач повышенной сложности. Всем этим учитель волен пользоваться как на уроке, так и вне его.

Помимо теоретического усвоения материала, хорошим вариантом фиксации пройденной темы может быть применение знаний на практике. В этом случае ученик, вооружившись теорией, полученной на уроке, пробует отыскать, проанализировать и переработать полученную в реальном мире информацию. И снова, результатом может вступить сообщение, доклад или любая иная проектная деятельность.

Глядя вперёд, можно предположить, что домашнее задание выпадет из процесса обучения, как архаизм. Сделать такое предположение позволяет активное развитие информационного трансфера, лёгкости получения любой информации, накопленной человечеством за всё время существования. Из любой точки мира, в любой момент любой человек может получить любую информацию при соблюдении незначительных требований и со временем эти требования будут всё незначительнее. В этой ситуации на первое место выходит не объём усвоенных знаний, но навык умения сформировать запрос и обрабатывать полученную информацию.

Предпосылки вышесказанного можно видеть в изменении мышления нового поколения. От линейности восприятия и воспроизведения информации современная молодёжь переходить к клиповому мышлению. Поиск информации схож с переходом по гиперссылкам, а общий объём знаний подростка можно условно обозначить, как гипертекст. Рано или поздно роль учителя, в современном понимании, упразднится, и основной функционал нового учителя будет заключаться в моделировании процесса обучения, но не в сообщении новых предметных знаний. Ученик будет получать знания самостоятельно, возможно, по мере запроса, а не по требованию рабочей программы, и, возможно, домашнее задание изживёт себя к тому времени.

На сегодняшний день домашнее задание является неотъемлемой частью учебного процесса, однако не стоит относиться к нему, как к чему-то статическому, всё вокруг меняется, и эта часть образования не может оставаться неизменной.

Основные термины (генерируются автоматически): домашнее задание, пройденная тема, ученик, учитель, творческое задание, углубление знаний, урок, процесс обучения, стимуляция усваивания нового материала, урок материала.


Ключевые слова

домашнее задание, виды самообразования, инструмент для мотивации

Похожие статьи

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Дифференциация обучения широко применяется нами на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала...

Похожие статьи

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Дифференциация обучения широко применяется нами на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала...

Задать вопрос