В статье дается определение счастья в рамках новой позитивной психологии, описываются возможные типы счастья и условия достижения длительного состояния счастья с учетом российского менталитета. Приведены результаты пилотного исследования, проведенного с целью определения типов счастья, к которым стремятся люди, их удовлетворённости жизнью, а также возможной потребности в психотерапии.
Ключевые слова: счастье, типы счастья, новая позитивная психология, пути достижения счастья.
The article defines happiness within the new positive psychology, describes the possible types of happiness and the conditions for achieving a long state of happiness, taking into account the Russian mentality. The results of a pilot study to determine the types of happiness to which people aspire and their satisfaction with life, the possible need for psychotherapy.
Keywords: happiness, types of happiness, the latest positive psychology, ways to achieve happiness.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о том, как стать счастливым, что такое счастье на самом деле, что нужно делать, чтобы быть счастливым или кто нам в этом может помочь? Продолжительный ли это период времени в жизни или кратковременное явление, переживание момента? Феномен счастья был предметом исследования многих наук: философии, психологии, физиологии, социологии и экономической теории. Позитивная психология ближе всего подошла к его разгадке, и с её помощью люди способны не только справляться с трудностями в жизни, но и становиться счастливее.
В 2008–2013 гг. проводилось исследование о влиянии психотерапии на понимание счастья мужчин и женщин в возрасте 19–48 лет, оказавшихся в кризисной ситуации. Тестирование проходило в два этапа: до психотерапии, продолжавшейся 2,5 месяца, и после нее. В работе использовались следующие психологические подходы: рационально-эмотивная психотерапия (А. Эллис), гештальт-терапия, арт-терапия, позитивная психотерапия (Н. Пезешкиан), когнитивная психотерапия (А. Бэк), и телесно-ориентированная психотерапия. На основе результатов исследования, можно предположить, что после обращения к психологу представления о счастье стали масштабнее, желания и потребности конкретизировались. Раскрылись личностные ресурсы, появилась уверенность в собственных силах по управлению своей жизнью, что и было целью психотерапии [2].
«Последние полвека наука психология, по существу, занималась одной-единственной проблемой — психическими расстройствами человека. … Занимаясь исцелением больных, врачи-психотерапевты совсем забыли, что их помощь нужна и здоровым. Ведь люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смысл своей жизни», — так начинается книга М. Селигмана «Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни». В ней он говорит о том, что предупредить психическое заболевание легче, чем его лечить. Он разработал новую науку, изучающую позитивные чувства для развития положительных качеств характера. «Распространенное убеждение, будто бы счастье мимолетно и неудержимо, — первое препятствие на пути к научным разработкам (и, конечно, практическим результатам) в этой области. Вторым и более серьезным препятствием является убежденность в том, что счастье и любые другие жизнеутверждающие настроения на самом деле обманчивы».
Подлинное счастье мы обретаем, открывая в себе положительные качества, используя индивидуальные добродетели (наши достоинства). «Истинное счастье приносят положительные чувства, возникающие в результате проявления лучших черт нашего характера, а не при помощи искусственных уловок, т. е. счастье нужно заслужить», — говорит М. Селигман. Его слова основаны на экспериментах со студентами, когда их просили сделать что-то полезное для себя и для собственного удовольствия, а потом поделиться своими впечатлениями. В результате, чувства от добрых поступков превосходили по силе и значимости радость от обычных ежедневных удовольствий [6].
Причин становиться счастливыми множество, об этом свидетельствуют научные труды, написанные разными учеными. В западных исследованиях постоянно воспроизводимой закономерностью является взаимосвязь между субъективным благополучием и близкими отношениями [2]. Супружество может быть источником положительных эмоций и счастья, самореализации и удовлетворенности жизнью в целом. Так, гарвардское исследование, проводившееся в Америке на протяжении 75 лет, говорит о том, что самым главным фактором счастья являются хорошие отношения в семье: счастливые люди более успешны, обладают лучшим здоровьем и долголетием [18]. Кроме того, счастливые люди более конкурентоспособны в современном мире, они легче сходятся с людьми, более работоспособны, добиваются больших высот в карьере, а, следовательно, и финансово благополучны. Б. Фредриксон разработала в 2000 году теорию позитивных эмоций и доказала, что позитивные эмоции повышают интеллектуальные, физические и социальные возможности и создают резервы, всегда доступные в случае угрозы или необходимости [9,13,14].
Ученые из университета Миннесоты доказали передачу из поколения в поколение уровня жизнерадостности [17]. Любой из нас обладает определенным уровнем позитивных и негативных эмоций, соответствующим унаследованному уровню счастья [15]. Учитывая этот факт, М. Селигман [7], как основоположник позитивной психологии, предложил свою формулу счастья: С=И+О+В, где С — счастье, И — индивидуальный диапазон, предопределенный генетически, определяющий счастье примерно на 50 %; О — обстоятельства, которые отвечают примерно за 10 % счастья и В — факторы, поддающиеся волевому контролю, то есть сознательные, намеренные действия, которые человек может выбрать для себя, отвечающие примерно за 40 % счастья.
Целью позитивной психологии является сделать человека устойчиво счастливым, в течение продолжительного периода времени, а не кратковременно, от проходящих радостей и удовольствий (еда, физические нагрузки, материальные блага и т. д.).
Если генетическую предрасположенность изменить невозможно, то некоторые внешние факторы поддаются корректировке и при этом составляют 10–15 % переживания счастья. К примеру, для счастья человеку желательно:
- Жить в богатой демократической стране, а не в нищем государстве с диктаторским режимом (важный фактор).
- Иметь семью (тоже важный фактор, но не главный).
- Избегать неприятностей и отрицательных эмоций (фактор средней важности).
- Как можно больше общаться с людьми (важный, но не основной фактор).
- Верить в Бога (фактор средней важности).
Для того чтобы чувствовать себя счастливым и радоваться жизни, вовсе не обязательно:
- Много зарабатывать.
- Быть здоровым (субъективно воспринимаемое здоровье).
- Иметь превосходное образование.
- Переезжать в страну с более жарким климатом.
Далее переходим к факторам, поддающимся контролю и составляющим по мнению М. Селигмана 40 % счастья. Сюда относятся положительные чувства, связанные с прошлым (удовлетворенность, чувство выполненного долга, гордость, спокойствие), настоящим (радость, восторг, спокойствие, энтузиазм, возбуждение, удовольствие и, самое главное, любовь к жизни) и будущим (оптимизм, надежда, уверенность в себе и вера). Желательно, чтобы человек испытывал их в равной мере.
«Именно эмоции обычно являются следствием мышления», — заявил Аарон Т. Бек, ведущий теоретик когнитивной терапии. Сторонники З. Фрейда утверждают противоположное — чувства приводят в движение мысль. Скорее всего, чувства появляются в ответ на внешние события, воспоминания, представления своего будущего, но человек способен отследить процесс появления чувств и запустить в нужном направлении процесс мышления, снизив, или наоборот, повысив, уровень своих переживаний, дав им ту или иную окраску. Отечественные научные исследования из раза в раз показывают, что субъективное благополучие зависит от стилей и стратегий поведения человека [3,8]. Следует помнить, что от выбора той или иной стратегии поведения зависит наше будущее, наше здоровье. К примеру, если адепты психодинамики считали необходимым ярко выражать свои эмоции, «выплескивать» их наружу, то сейчас доказано, что вспышки гнева и мстительных эмоций как раз и приводят к сердечным заболеваниям и еще большей гневливости, а подавленный гнев не приводит к развитию болезней сердца [11,12].
Изучение всех особенностей, делающих разных людей счастливыми, позволяет в будущем расширять научный взгляд на феномен счастья и формировать эффективные стратегии психологической и психотерапевтической помощи. К примеру, люди, которые практиковали благодарности, записывая их каждый день, чувствовали себя менее подавленными, более счастливыми, у них улучшалось качество сна, они чаще занимались физическими упражнениями. Люди всех возрастов становятся более счастливыми, когда они концентрируются на переживании позитивных эмоций, когда в их жизни появляется смысл, служение высшим целям, чему-то большему, чем они сами (филантропия, эвдемонизм), когда они живут в состоянии «потока» (когда человек полностью поглощён интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал, максимально сконцентрирован, время для него останавливается [7]), развивая свои сильные стороны и трансформируют свое мышление в позитивном направлении.
Стремление к удовольствию само по себе не влияет на удовлетворенность жизнью, ввиду того что к удовольствиям и наслаждениям человек быстро привыкает, теряется яркость ощущений. Наибольшее удовлетворение приносит стремление к осмысленности, служению другим людям. Только в случае наличия высокого стремления к осмысленности и всепоглощающему занятию, удовольствие превращается в истинное наслаждение. Наличие только стремления к осмысленности жизни или только к всепоглощающему занятию дает высокую удовлетворенность, но при полноценной жизни эффект от всех трех составляющих приводит к самому высокому показателю. Если у человека нет ни одного из стремлений, жизнь его пуста [18] (Таблица № 1).
Таблица 1
Уровни удовлетворенности жизнью и соответствующие им типы счастья
Уровень удовлетворенности |
Тип счастья |
|
Высший |
Позитивные эмоции +Эвдемоническая поглощенность + Осмысленность жизни |
|
Высокий |
Эвдемоническая поглощенность |
Осмысленность жизни |
Низкий/отсутствие |
Позитивные эмоции |
|
Мы провели пилотное исследование среди жителей одного из городов России. Выборку составили 70 человек (31 мужчина и 39 женщин) старше 18 лет, среднего уровня достатка, не обращавшиеся за психологической помощью и не проходившие психотерапию. Респондентам был задан один открытый вопрос: «Что вы делаете, чтобы быть счастливыми». Целью исследования было определение их типа счастья по М.Селигману («позитивные эмоции», «эвдемоническая поглощенность», «осмысленность жизни») и уровня удовлетворенности жизнью, а как следствие, возможной потребности в психотерапии. Ответы без эмоциональной окраски и смыслового содержания были исключены из выборки, например: «живу…», «ничего не делаю», ввиду сложности их интерпретации. Остальные данные были проанализированы, редуцированы и распределены по типам счастья (рис. № 1).
Результаты.
Позитивные эмоции и увлеченность своей деятельностью мужчины и женщины испытывают примерно одинаково (50 % и 47,36 % соответственно), но только женщины (7,89 %) испытывают осмысленность жизни, 2,63 % из которых совмещены с позитивными эмоциями, а два типа счастья (позитивные эмоции и эвдемоническую поглощенность) женщины испытывают в 7 раз чаще мужчин (21,05 % и 3,33 % соответственно). 46,67 % мужчин и 23,68 % женщин живут только стремлением к удовольствиям, а, следовательно, имеют самый низкий уровень удовлетворенности жизнью. Таким образом, женщины чаще находятся в состоянии длительного счастья, больше счастливы, чем мужчины (рис. 1). Этот вывод совпадает с результатами исследования Д. Галати [10], проведенного в Италии. Обращает на себя внимание тот факт, что ни один из ответов опрошенных нельзя отнести сразу с ко всем трем типам счастья, следовательно, все люди нуждаются в позитивной психотерапии и повышению уровня удовлетворенности жизнью, обучению пребывания в состоянии счастья длительное время.
Рис. 1. Результаты опроса (мужчины и женщины)
В некоторых странах счастью уже учат. Например, в США, в Гарвардском университете популярен новый «Курс Счастья», в Калифорнии был введен новый учебный предмет «Самопознание» (Self-Science). В Кембридже образован «Факультет Благоденствия» (Department Of Wellbeing). В рамках национального проекта там был разработан курс Счастья на основе позитивной психологии (Мартин Селигман и др.). В экономической гимназии Гейдельберга (Германия) по два часа в неделю подростки также изучают предмет «Счастье». В программе курса указаны темы: «Душа», «Тело», «Общество», «Готовность к успехам» и «Позитивное мышление» [5].
В условиях современной России одним из первостепенных акцентов психологической просветительской, коррекционной и образовательной работы необходимо сделать формирование и развитие программ психологически грамотной и позитивной коммуникации. Большая часть межличностных и даже межгрупповых конфликтов происходит сначала на уровне неадекватной коммуникации, порождающей массу вторичных, не имеющих реальных, кроме коммуникативных, оснований проблем, которые, в свою очередь, порождают третичные и т. д. проблемы. Только развития разнообразных способностей и навыков человека недостаточно. Нам до крайности необходимы программы формирования чести и совести человека и гражданина. Такие программы не акцентированы в американской и европейской позитивной психологии. В условиях отечественной действительности, где существует многолетний опыт размывания религиозных, моральных, нравственных, правовых и иных норм, где постмодернистская традиция смешения границ добра и зла, праведного и неправедного достигла своеобразного апогея, при котором ничего не страшно и ничего не стыдно (врать, воровать, убивать, быть равнодушным и т. п.), данное направление является насущно необходимым и наиболее актуальным [4].
Таким образом, толчок к началу счастливой жизни могут дать методы, разработанные и протестированные в рамках новой позитивной психологии, с учетом специфики российского общества.
В докладе А. С. Огнева, доктора психологических наук, профессора «Об итогах II Международного конгресса по позитивной психологии, состоявшемся летом 2011 г. в Пенсильванском университете» прозвучало, что идея «счастья» как основного понятия данного направления уже значительно трансформировалась: наиболее употребительными понятиями на «знаменах» позитивной психологии уже числятся «процветание» и «жизненный успех». Такая замена может означать, что значительная часть людей может просто не желать быть счастливыми [4].
В дальнейшей своей работе мы постараемся выяснить уровень желания и мотивации россиян быть счастливыми, а также их готовность прилагать к этому усилия, как это коррелирует с их возрастом, полом и семейным положением.
Литература:
- Аргайл М. Психология счастья. // СПб.: Питер, 2003. — 271 с.
- Виничук Н.В Динамика образа счастья в процесс психотерапии у людей, оказавшихся в кризисной ситуации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Издательство: Центр клинической и прикладной психологии (Владивосток), 2013.
- Джидарьян И.А., Антонова Е. Проблема общей удовлетворенности жизнью. Теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во ИП РАН, 1995. — С. 76—93.
- Розенова М.И., Киселев С.Н. Позитивная психология в России: проблемы терминологии и целей // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология // Издательство: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (Москва) 2013.
- Рябова Н.М. Счастье как жизненная компетентность: где учат счастью? Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. // Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (Кострома), 2013.
- Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни // ООО Издательство «София», 2006.
- Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания // Альпина нон-фикшн, 2011.
- Чурило Н.В. Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии // Психологический журнал, 2009. № 2(22).
- Estrada, C, Isen, A., and Young, M. (1997) Positive affect facilitates integration of information and decreases anchoring in reasoning among physicians. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 72,117–135.
- Galati, D., Sotgiu, I., & Iovino, V. (2006) What Makes Us Happy? A Study on Subjective Representation of Happiness Components. In A. Delle Fave (ed.) Dimensions of Well-Being. Research and Intervention (pp 60-75). Milano: FrancoAngeli.
- Hokanson, J., and Burgess, M. (1962). The effects of status, type of frustration, and aggression on vascular processes. Journal of Abnormal and Social Psychology, 65, 232–237.
- Hokanson, J., and Edelman, R. (1966). Effects of three social responses on vascular processes. Journal of Abnormal and Social Psychology, 442–447.
- Isen, A. M., Rosenzweig, A. S., and Young, M. J. (1991). The ifluence of positive affect on clinical problem solving. Medical Decision Making, 11,221–227.
- Isen, A.M. (2000). Positive affect and decision making. In M. Lewis and J.M. Haviland-Jones (Eds.), Handbook of emotions (2d ed, pp. 417–435). New York: Guilford Press.
- Lykken, D, and Tellegen, A. (1996). Happiness is a stochastic phenomenon. Psychological Science, 7,186–189.
- Maruta, Т., Colligan, R., Malinchoc, M, and Of ford, K.(2000). Optimists vs. Pessimists: Survival rate among medical patients over a 30-year period. Mayo Clinic Proceedings, 75,140–143.
- Tellegen, A., Lykken, D. Т., Bouchard, T.J., Wilcox, K.J., Segal, N.L., and Rich, S. (1988). Personality similarity in twins reared apart and together. Journal of Personality and Social Psychology, 54,1031–1039.
- Seligman M. The new era of positive psychology // TED 2004 URL.: https://www.ted.com/talks/martin_seligman_on_the_state_of_psychology?language=en (дата обращения: 07.09.2018).
- Waldinger R. What makes a good life? Lessons from the longest study on happiness // TED 2016 URL.: https://www.youtube.com/watch?time_continue=28&v=8KkKuTCFvzI (дата обращения: 07.09.2018).