Новая позитивная психология: пути и методы достижения счастья в российской действительности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.09.2018

Статья просмотрена: 1163 раза

Библиографическое описание:

Егорова, Т. М. Новая позитивная психология: пути и методы достижения счастья в российской действительности / Т. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52578/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье дается определение счастья в рамках новой позитивной психологии, описываются возможные типы счастья и условия достижения длительного состояния счастья с учетом российского менталитета. Приведены результаты пилотного исследования, проведенного с целью определения типов счастья, к которым стремятся люди, их удовлетворённости жизнью, а также возможной потребности в психотерапии.

Ключевые слова: счастье, типы счастья, новая позитивная психология, пути достижения счастья.

The article defines happiness within the new positive psychology, describes the possible types of happiness and the conditions for achieving a long state of happiness, taking into account the Russian mentality. The results of a pilot study to determine the types of happiness to which people aspire and their satisfaction with life, the possible need for psychotherapy.

Keywords: happiness, types of happiness, the latest positive psychology, ways to achieve happiness.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о том, как стать счастливым, что такое счастье на самом деле, что нужно делать, чтобы быть счастливым или кто нам в этом может помочь? Продолжительный ли это период времени в жизни или кратковременное явление, переживание момента? Феномен счастья был предметом исследования многих наук: философии, психологии, физиологии, социологии и экономической теории. Позитивная психология ближе всего подошла к его разгадке, и с её помощью люди способны не только справляться с трудностями в жизни, но и становиться счастливее.

В 2008–2013 гг. проводилось исследование о влиянии психотерапии на понимание счастья мужчин и женщин в возрасте 19–48 лет, оказавшихся в кризисной ситуации. Тестирование проходило в два этапа: до психотерапии, продолжавшейся 2,5 месяца, и после нее. В работе использовались следующие психологические подходы: рационально-эмотивная психотерапия (А. Эллис), гештальт-терапия, арт-терапия, позитивная психотерапия (Н. Пезешкиан), когнитивная психотерапия (А. Бэк), и телесно-ориентированная психотерапия. На основе результатов исследования, можно предположить, что после обращения к психологу представления о счастье стали масштабнее, желания и потребности конкретизировались. Раскрылись личностные ресурсы, появилась уверенность в собственных силах по управлению своей жизнью, что и было целью психотерапии [2].

«Последние полвека наука психология, по существу, занималась одной-единственной проблемой — психическими расстройствами человека. … Занимаясь исцелением больных, врачи-психотерапевты совсем забыли, что их помощь нужна и здоровым. Ведь люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смысл своей жизни», — так начинается книга М. Селигмана «Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни». В ней он говорит о том, что предупредить психическое заболевание легче, чем его лечить. Он разработал новую науку, изучающую позитивные чувства для развития положительных качеств характера. «Распространенное убеждение, будто бы счастье мимолетно и неудержимо, — первое препятствие на пути к научным разработкам (и, конечно, практическим результатам) в этой области. Вторым и более серьезным препятствием является убежденность в том, что счастье и любые другие жизнеутверждающие настроения на самом деле обманчивы».

Подлинное счастье мы обретаем, открывая в себе положительные качества, используя индивидуальные добродетели (наши достоинства). «Истинное счастье приносят положительные чувства, возникающие в результате проявления лучших черт нашего характера, а не при помощи искусственных уловок, т. е. счастье нужно заслужить», — говорит М. Селигман. Его слова основаны на экспериментах со студентами, когда их просили сделать что-то полезное для себя и для собственного удовольствия, а потом поделиться своими впечатлениями. В результате, чувства от добрых поступков превосходили по силе и значимости радость от обычных ежедневных удовольствий [6].

Причин становиться счастливыми множество, об этом свидетельствуют научные труды, написанные разными учеными. В западных исследованиях постоянно воспроизводимой закономерностью является взаимосвязь между субъективным благополучием и близкими отношениями [2]. Супружество может быть источником положительных эмоций и счастья, самореализации и удовлетворенности жизнью в целом. Так, гарвардское исследование, проводившееся в Америке на протяжении 75 лет, говорит о том, что самым главным фактором счастья являются хорошие отношения в семье: счастливые люди более успешны, обладают лучшим здоровьем и долголетием [18]. Кроме того, счастливые люди более конкурентоспособны в современном мире, они легче сходятся с людьми, более работоспособны, добиваются больших высот в карьере, а, следовательно, и финансово благополучны. Б. Фредриксон разработала в 2000 году теорию позитивных эмоций и доказала, что позитивные эмоции повышают интеллектуальные, физические и социальные возможности и создают резервы, всегда доступные в случае угрозы или необходимости [9,13,14].

Ученые из университета Миннесоты доказали передачу из поколения в поколение уровня жизнерадостности [17]. Любой из нас обладает определенным уровнем позитивных и негативных эмоций, соответствующим унаследованному уровню счастья [15]. Учитывая этот факт, М. Селигман [7], как основоположник позитивной психологии, предложил свою формулу счастья: С=И+О+В, где С — счастье, И — индивидуальный диапазон, предопределенный генетически, определяющий счастье примерно на 50 %; О — обстоятельства, которые отвечают примерно за 10 % счастья и В — факторы, поддающиеся волевому контролю, то есть сознательные, намеренные действия, которые человек может выбрать для себя, отвечающие примерно за 40 % счастья.

Целью позитивной психологии является сделать человека устойчиво счастливым, в течение продолжительного периода времени, а не кратковременно, от проходящих радостей и удовольствий (еда, физические нагрузки, материальные блага и т. д.).

Если генетическую предрасположенность изменить невозможно, то некоторые внешние факторы поддаются корректировке и при этом составляют 10–15 % переживания счастья. К примеру, для счастья человеку желательно:

  1. Жить в богатой демократической стране, а не в нищем государстве с диктаторским режимом (важный фактор).
  2. Иметь семью (тоже важный фактор, но не главный).
  3. Избегать неприятностей и отрицательных эмоций (фактор средней важности).
  4. Как можно больше общаться с людьми (важный, но не основной фактор).
  5. Верить в Бога (фактор средней важности).

Для того чтобы чувствовать себя счастливым и радоваться жизни, вовсе не обязательно:

  1. Много зарабатывать.
  2. Быть здоровым (субъективно воспринимаемое здоровье).
  3. Иметь превосходное образование.
  4. Переезжать в страну с более жарким климатом.

Далее переходим к факторам, поддающимся контролю и составляющим по мнению М. Селигмана 40 % счастья. Сюда относятся положительные чувства, связанные с прошлым (удовлетворенность, чувство выполненного долга, гордость, спокойствие), настоящим (радость, восторг, спокойствие, энтузиазм, возбуждение, удовольствие и, самое главное, любовь к жизни) и будущим (оптимизм, надежда, уверенность в себе и вера). Желательно, чтобы человек испытывал их в равной мере.

«Именно эмоции обычно являются следствием мышления», — заявил Аарон Т. Бек, ведущий теоретик когнитивной терапии. Сторонники З. Фрейда утверждают противоположное — чувства приводят в движение мысль. Скорее всего, чувства появляются в ответ на внешние события, воспоминания, представления своего будущего, но человек способен отследить процесс появления чувств и запустить в нужном направлении процесс мышления, снизив, или наоборот, повысив, уровень своих переживаний, дав им ту или иную окраску. Отечественные научные исследования из раза в раз показывают, что субъективное благополучие зависит от стилей и стратегий поведения человека [3,8]. Следует помнить, что от выбора той или иной стратегии поведения зависит наше будущее, наше здоровье. К примеру, если адепты психодинамики считали необходимым ярко выражать свои эмоции, «выплескивать» их наружу, то сейчас доказано, что вспышки гнева и мстительных эмоций как раз и приводят к сердечным заболеваниям и еще большей гневливости, а подавленный гнев не приводит к развитию болезней сердца [11,12].

Изучение всех особенностей, делающих разных людей счастливыми, позволяет в будущем расширять научный взгляд на феномен счастья и формировать эффективные стратегии психологической и психотерапевтической помощи. К примеру, люди, которые практиковали благодарности, записывая их каждый день, чувствовали себя менее подавленными, более счастливыми, у них улучшалось качество сна, они чаще занимались физическими упражнениями. Люди всех возрастов становятся более счастливыми, когда они концентрируются на переживании позитивных эмоций, когда в их жизни появляется смысл, служение высшим целям, чему-то большему, чем они сами (филантропия, эвдемонизм), когда они живут в состоянии «потока» (когда человек полностью поглощён интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал, максимально сконцентрирован, время для него останавливается [7]), развивая свои сильные стороны и трансформируют свое мышление в позитивном направлении.

Стремление к удовольствию само по себе не влияет на удовлетворенность жизнью, ввиду того что к удовольствиям и наслаждениям человек быстро привыкает, теряется яркость ощущений. Наибольшее удовлетворение приносит стремление к осмысленности, служению другим людям. Только в случае наличия высокого стремления к осмысленности и всепоглощающему занятию, удовольствие превращается в истинное наслаждение. Наличие только стремления к осмысленности жизни или только к всепоглощающему занятию дает высокую удовлетворенность, но при полноценной жизни эффект от всех трех составляющих приводит к самому высокому показателю. Если у человека нет ни одного из стремлений, жизнь его пуста [18] (Таблица № 1).

Таблица 1

Уровни удовлетворенности жизнью и соответствующие им типы счастья

Уровень удовлетворенности

Тип счастья

Высший

Позитивные эмоции +Эвдемоническая поглощенность + Осмысленность жизни

Высокий

Эвдемоническая поглощенность

Осмысленность жизни

Низкий/отсутствие

Позитивные эмоции

Мы провели пилотное исследование среди жителей одного из городов России. Выборку составили 70 человек (31 мужчина и 39 женщин) старше 18 лет, среднего уровня достатка, не обращавшиеся за психологической помощью и не проходившие психотерапию. Респондентам был задан один открытый вопрос: «Что вы делаете, чтобы быть счастливыми». Целью исследования было определение их типа счастья по М.Селигману («позитивные эмоции», «эвдемоническая поглощенность», «осмысленность жизни») и уровня удовлетворенности жизнью, а как следствие, возможной потребности в психотерапии. Ответы без эмоциональной окраски и смыслового содержания были исключены из выборки, например: «живу…», «ничего не делаю», ввиду сложности их интерпретации. Остальные данные были проанализированы, редуцированы и распределены по типам счастья (рис. № 1).

Результаты.

Позитивные эмоции и увлеченность своей деятельностью мужчины и женщины испытывают примерно одинаково (50 % и 47,36 % соответственно), но только женщины (7,89 %) испытывают осмысленность жизни, 2,63 % из которых совмещены с позитивными эмоциями, а два типа счастья (позитивные эмоции и эвдемоническую поглощенность) женщины испытывают в 7 раз чаще мужчин (21,05 % и 3,33 % соответственно). 46,67 % мужчин и 23,68 % женщин живут только стремлением к удовольствиям, а, следовательно, имеют самый низкий уровень удовлетворенности жизнью. Таким образом, женщины чаще находятся в состоянии длительного счастья, больше счастливы, чем мужчины (рис. 1). Этот вывод совпадает с результатами исследования Д. Галати [10], проведенного в Италии. Обращает на себя внимание тот факт, что ни один из ответов опрошенных нельзя отнести сразу с ко всем трем типам счастья, следовательно, все люди нуждаются в позитивной психотерапии и повышению уровня удовлетворенности жизнью, обучению пребывания в состоянии счастья длительное время.

Рис. 1. Результаты опроса (мужчины и женщины)

В некоторых странах счастью уже учат. Например, в США, в Гарвардском университете популярен новый «Курс Счастья», в Калифорнии был введен новый учебный предмет «Самопознание» (Self-Science). В Кембридже образован «Факультет Благоденствия» (Department Of Wellbeing). В рамках национального проекта там был разработан курс Счастья на основе позитивной психологии (Мартин Селигман и др.). В экономической гимназии Гейдельберга (Германия) по два часа в неделю подростки также изучают предмет «Счастье». В программе курса указаны темы: «Душа», «Тело», «Общество», «Готовность к успехам» и «Позитивное мышление» [5].

В условиях современной России одним из первостепенных акцентов психологической просветительской, коррекционной и образовательной работы необходимо сделать формирование и развитие программ психологически грамотной и позитивной коммуникации. Большая часть межличностных и даже межгрупповых конфликтов происходит сначала на уровне неадекватной коммуникации, порождающей массу вторичных, не имеющих реальных, кроме коммуникативных, оснований проблем, которые, в свою очередь, порождают третичные и т. д. проблемы. Только развития разнообразных способностей и навыков человека недостаточно. Нам до крайности необходимы программы формирования чести и совести человека и гражданина. Такие программы не акцентированы в американской и европейской позитивной психологии. В условиях отечественной действительности, где существует многолетний опыт размывания религиозных, моральных, нравственных, правовых и иных норм, где постмодернистская традиция смешения границ добра и зла, праведного и неправедного достигла своеобразного апогея, при котором ничего не страшно и ничего не стыдно (врать, воровать, убивать, быть равнодушным и т. п.), данное направление является насущно необходимым и наиболее актуальным [4].

Таким образом, толчок к началу счастливой жизни могут дать методы, разработанные и протестированные в рамках новой позитивной психологии, с учетом специфики российского общества.

В докладе А. С. Огнева, доктора психологических наук, профессора «Об итогах II Международного конгресса по позитивной психологии, состоявшемся летом 2011 г. в Пенсильванском университете» прозвучало, что идея «счастья» как основного понятия данного направления уже значительно трансформировалась: наиболее употребительными понятиями на «знаменах» позитивной психологии уже числятся «процветание» и «жизненный успех». Такая замена может означать, что значительная часть людей может просто не желать быть счастливыми [4].

В дальнейшей своей работе мы постараемся выяснить уровень желания и мотивации россиян быть счастливыми, а также их готовность прилагать к этому усилия, как это коррелирует с их возрастом, полом и семейным положением.

Литература:

  1. Аргайл М. Психология счастья. // СПб.: Питер, 2003. — 271 с.
  2. Виничук Н.В Динамика образа счастья в процесс психотерапии у людей, оказавшихся в кризисной ситуации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Издательство: Центр клинической и прикладной психологии (Владивосток), 2013.
  3. Джидарьян И.А., Антонова Е. Проблема общей удовлетворенности жизнью. Теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во ИП РАН, 1995. — С. 76—93.
  4. Розенова М.И., Киселев С.Н. Позитивная психология в России: проблемы терминологии и целей // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология // Издательство: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (Москва) 2013.
  5. Рябова Н.М. Счастье как жизненная компетентность: где учат счастью? Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. // Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (Кострома), 2013.
  6. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни // ООО Издательство «София», 2006.
  7. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания // Альпина нон-фикшн, 2011.
  8. Чурило Н.В. Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии // Психологический журнал, 2009. № 2(22).
  9. Estrada, C, Isen, A., and Young, M. (1997) Positive affect facilitates integration of information and decreases anchoring in reasoning among physicians. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 72,117–135.
  10. Galati, D., Sotgiu, I., & Iovino, V. (2006) What Makes Us Happy? A Study on Subjective Representation of Happiness Components. In A. Delle Fave (ed.) Dimensions of Well-Being. Research and Intervention (pp 60-75). Milano: FrancoAngeli.
  11. Hokanson, J., and Burgess, M. (1962). The effects of status, type of frustration, and aggression on vascular processes. Journal of Abnormal and Social Psychology, 65, 232–237.
  12. Hokanson, J., and Edelman, R. (1966). Effects of three social responses on vascular processes. Journal of Abnormal and Social Psychology, 442–447.
  13. Isen, A. M., Rosenzweig, A. S., and Young, M. J. (1991). The ifluence of positive affect on clinical problem solving. Medical Decision Making, 11,221–227.
  14. Isen, A.M. (2000). Positive affect and decision making. In M. Lewis and J.M. Haviland-Jones (Eds.), Handbook of emotions (2d ed, pp. 417–435). New York: Guilford Press.
  15. Lykken, D, and Tellegen, A. (1996). Happiness is a stochastic phenomenon. Psychological Science, 7,186–189.
  16. Maruta, Т., Colligan, R., Malinchoc, M, and Of ford, K.(2000). Optimists vs. Pessimists: Survival rate among medical patients over a 30-year period. Mayo Clinic Proceedings, 75,140–143.
  17. Tellegen, A., Lykken, D. Т., Bouchard, T.J., Wilcox, K.J., Segal, N.L., and Rich, S. (1988). Personality similarity in twins reared apart and together. Journal of Personality and Social Psychology, 54,1031–1039.
  18. Seligman M. The new era of positive psychology // TED 2004 URL.: https://www.ted.com/talks/martin_seligman_on_the_state_of_psychology?language=en (дата обращения: 07.09.2018).
  19. Waldinger R. What makes a good life? Lessons from the longest study on happiness // TED 2016 URL.: https://www.youtube.com/watch?time_continue=28&v=8KkKuTCFvzI (дата обращения: 07.09.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): позитивная психология, тип счастья, счастье, эмоция, жизнь, осмысленность жизни, уровень удовлетворенности, удовлетворенность жизнью, возможная потребность, всепоглощающее занятие.


Ключевые слова

счастье, типы счастья, новая позитивная психология, пути достижения счастья

Похожие статьи

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности

В статье анализируются исследования предпосылок формирования и развития оптимизма личности в зарубежной и отечественной психологии. Выделено три основные группы факторов: биологические, психологические и социально-культурные факторы. Раскрыта степень...

Психология — наука будущего в Китае

В статье рассматриваются особенности развития психологической науки от прошлых дней до нашего времени. Анализируется значение психологических знаний для современного человека и общества. Приводятся перспективы развития психологии как науки, а также е...

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Кризисы в поисках профессиональной идентичности психолога

В статье актуализируются проблемы специфики кризисных периодов профессионального психолога в поисках профессиональной идентичности. Данная проблема рассматривается с позиций переживания психологом определенных статусов в профессии. В статье структури...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности

В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования. Обобщаются проблемы познавательно-коммуникативной деятельности студентов в услов...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Пациенты с полным или частичным отсутствием зубов: психологический статус и изменение психологических характеристик в процессе реабилитации

Цель данной научной статьи заключается в исследовании аспектов психологического статуса пациентов с полным или частичным отсутствием зубов, а также его изменения в процессе реабилитации. При написании научной статьи были использованы издания периодич...

Похожие статьи

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности

В статье анализируются исследования предпосылок формирования и развития оптимизма личности в зарубежной и отечественной психологии. Выделено три основные группы факторов: биологические, психологические и социально-культурные факторы. Раскрыта степень...

Психология — наука будущего в Китае

В статье рассматриваются особенности развития психологической науки от прошлых дней до нашего времени. Анализируется значение психологических знаний для современного человека и общества. Приводятся перспективы развития психологии как науки, а также е...

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Кризисы в поисках профессиональной идентичности психолога

В статье актуализируются проблемы специфики кризисных периодов профессионального психолога в поисках профессиональной идентичности. Данная проблема рассматривается с позиций переживания психологом определенных статусов в профессии. В статье структури...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности

В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования. Обобщаются проблемы познавательно-коммуникативной деятельности студентов в услов...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Пациенты с полным или частичным отсутствием зубов: психологический статус и изменение психологических характеристик в процессе реабилитации

Цель данной научной статьи заключается в исследовании аспектов психологического статуса пациентов с полным или частичным отсутствием зубов, а также его изменения в процессе реабилитации. При написании научной статьи были использованы издания периодич...

Задать вопрос