Влияние эмоционального интеллекта на субъективное ощущение счастья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 24.02.2022

Статья просмотрена: 528 раз

Библиографическое описание:

Соловьёва, А. В. Влияние эмоционального интеллекта на субъективное ощущение счастья / А. В. Соловьёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89084/ (дата обращения: 17.12.2024).



Встатье рассматривается счастье как субъективное ощущение. Важным ресурсом, влияющим на переживание счастья, является эмоциональный интеллект. Одним из важных выводов проведённого исследования является повышение уровня счастья через развитие эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: счастье, субъективное ощущение, эмоции, эмоциональный интеллект.

Каждый человек имеет своё представление о счастье, которое, несомненно, связано с определёнными ценностными отношениями и приоритетами, верованиями и представлениями. Мир с каждым днём становится изменчивым и непредсказуемым. Социальная реальность меняет условия жизни людей, которые, в свою очередь, влияют на мировосприятие личности и её самочувствие. Именно поэтому особое значение приобретает проблема счастья личности в плане гармонии её внутренних побуждений с противоречиями внешнего мира и как внутренней основы психологического здоровья личности и характера её активности. Существует много определений понятия «счастье». В словаре С. И. Ожегова — это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, успех, удача [8]. В философском словаре закреплено следующее определение: это «состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения» [9]. Исследователи по-разному трактуют счастье. Например, американский психолог М. Чиксентмихайи считает, что счастье зависит только от нашей интерпретации [3]. Голландский ученый Руут Вееннховен под счастьем понимает степень, с которой человек оценивает состояние своей жизни как положительное [3]. Российский учёный Д. Леонтьев считает счастье эмоциональным состоянием, имеющим выраженную положительную окраску [3]. Психолог И. А. Джидарьян отмечает, что счастье состоит из разных жизненных благ и духовно-нравственных ориентаций, которые соотносятся определённым образом в сознании [6]. Счастье, как психологическое явление, рассматривается с трёх сторон: со стороны удовлетворённости жизнью, со стороны ценности, со стороны позитивного аффективного состояния. Во многих исследованиях преобладают социологические положения об удовлетворённости жизнью, то есть удовлетворение основных человеческих потребностей, а также здоровье, образование или работа. Со стороны ценности понимание счастья включает в себя две основные позиции: счастье как мотив (цель жизни и объект устремлений) и как результат деятельности человека. Многие воспринимают счастье как чувство или эмоцию. Основной характеристикой счастья считается положительная оценка своего состояния.

На ощущение счастья влияют многие факторы. С. Любомирски, К. Шелдон и Д. Шкоде предлагают объединить факторы, влияющие на переживание счастья по «модели пирога». Эта модель объединяет три группы факторов. К первой относят внешние условия, которые характеризуют уровень жизни. Этот критерий составляет 10 % вариативности. Ко второй — личностные свойства. На этот критерий приходится 50 % вариативности. К третьей группе относят факторы деятельности человека: цели жизни, отношения с другими людьми, деятельность. Этот критерий составляет 40 % вариативности. В психологической литературе существует классификация, которая делит все факторы на внешние и внутренние. Внешние факторы, влияющие на состояние счастья: экономический (уровень дохода, безработица, состояние экономики страны); политический (обстановка в стране, уровень свободы); социальный (социальные связи, окружение, статус); экологический (климат, техногенные и природные опасности). К внутренним факторам относят: социально-демографический (пол, возраст, национальность, раса); психологический (здоровье, активность личности); личностные характеристики и свойства (экстраверсия, внутренний контроль, оптимизм, самоуважение). Надо отметить, что многие исследователи применяют эту классификацию при анализе других, близких к счастью категорий: субъективного благополучия, качества жизни.

Безусловно, на состояние счастья оказывают влияние все факторы. Но важно определённое внутреннее ощущение, позволяющее чувствовать себя счастливым. Чувство счастья образует эмоции положительного свойства. Позитивное мировосприятие является основанием того, что человек оценивает свою жизнь как счастливую и будет удовлетворён её результатом. Большое значение в эмоциональном благополучии человека приобретает эмоциональный интеллект. Он помогает сохранить психическое здоровье человека. Уровень эмоционального самоконтроля способствует снижению стрессовых ситуаций, успешному приспособлению человека к социальной среде. Таким образом, эмоциональный интеллект является важным ресурсом для формирования ощущения счастья. Впервые субъективное ощущение счастья и эмоциональный интеллект рассматриваются в рамках единой концепции. Российский исследователь В. И. Додонов считает, что счастье — в своём интегративном психологическом выражении — есть эмоция, но эмоция, которая оценивает факты не с позицией частных потребностей, а с точки зрения того, насколько человеку даётся осуществлять себя [7]. Американский психолог Д. Гоулман считает, что жизненный успех индивида зависит не столько от его коэффициента умственного развития, сколько от коэффициента эмоционального интеллекта [5]. Г. Гарскова рассматривает эмоциональный интеллект как способность, объясняет эмоции как отражение отношения человека к различным сферам жизни, а интеллект служит для понимания этого отношения [4].

Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность понимать и распознавать собственные и чужие эмоции и управлять ими. Люди, успешно применяющие эмоциональный интеллект, имеют более высокий уровень счастья.

Учёные Э. Л. Носенко и Н. В. Коврига в результате эмпирического исследования установили уровни эмоционального интеллекта [1]. Для низкого уровня эмоционального интеллекта характерны: эмоциональное реагирование по механизму условного рефлекса; осуществление активности с преобладанием внешних компонентов над внутренними, низкое проявление самоконтроля, высокая ситуативная обусловленность. На среднем уровне внешняя активность (деятельность, общение) осуществляется произвольно, на основе представлений (мышления) и с совершением волевых усилий. Это отражается в сознании на уровне переживаний. Характерно преобладание внутреннего над внешним; высокий уровень самоконтроля; объединение стратегии концентрации на задачи со стратегией эмоционального реагирования; позитивное отношение к себе. Для высокого уровня характерно гармоничное сочетание внутреннего и внешнего. Выбор поведения, адекватного ситуации, происходит без чрезмерных волевых усилий, так как отражает систему социальных привычек, сформированных под влиянием убеждений. Мотивация такого поведения происходит не извне, а изнутри. Человек обладает достаточным уровнем самоконтроля, поэтому во внешнем поведении проявляет умеренный уровень чувствительности к эмоциональным раздражителям и интенсивности реагирования на них. При этом уровне самооценка высокая. Человек ощущает высокий уровень психологического благополучия. Он независим от ситуации в выборе стратегии поведения. Всегда концентрируется на задаче.

Таким образом, учёные установили, что различия в уровнях эмоционального интеллекта наиболее контрастно проявляется в отношении человека к себе как к субъекту жизнедеятельности. Второе место занимают различия, которые проявляются у него по отношению к другим людям. И последнее, менее существенные различия, обнаруживаются в отношении к миру и оценкам внешних событий.

Люди с низким уровнем счастья пессимистично смотрят в будущее, не видят дальнейших перспектив в своей жизни. Подвержены плохому настроению. Имеют низкую самооценку. Трудно идут на контакты с другими людьми. Люди со средним уровнем счастья, в целом, довольны тем, как они живут. Они контролируют события в своей жизни, стремятся достичь определённых успехов. У них преобладает позитивное мировосприятие. Поддерживают дружеские отношения. Для людей с высоким уровнем счастья характерны оптимистические взгляды, которые помогают им добиться успехов в любой деятельности. Всегда быстро принимают решения. Легко контактируют с другими людьми. Правильно организовывают своё время. Имеют много положительных эмоций. Всегда имеют цели в жизни.

Исследователи М. А. Белкин, М. О. Левадняя в своей статье «Роль психологического благополучия и эмоционального интеллекта у вожатых детских центров» рассматривают связь психологического благополучия и эмоционального интеллекта [2]. Авторы соотносят психологическое благополучие с субъективным ощущением счастья. С помощью методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, опросника эмоционального интеллекта ЭМиН Д. В. Люсина и опросника «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холл авторам удалось выявить корреляционные связи между психологическим благополучием и эмоциональным интеллектом. Исследователи пришли к выводу, что чем выше уровень психологического благополучия, тем выше уровень эмоционального интеллекта. И наоборот, чем ниже уровень психологического благополучия, тем ниже уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать, так как он имеет решающее значение для повышения эффективности и результативности жизни человека.

Таким образом, гармоничное счастливое развитие и успешность жизнедеятельности личности определяется уровнем развития её эмоционального интеллекта.

Позитивная психология усилила интерес к субъективному ощущению счастья. Большое внимание уделяется изучению потенциала личности, её ресурсов для позитивного функционирования.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
  2. Белкин М. А. Роль психологического благополучия и эмоционального интеллекта у вожатых детских центров / М. А. Белкин, М. О. Левадняя // Международный журнал медицины и психологии. — 2020. — № 3. — С. 20–25.
  3. Булкина Н. А. О феномене счастья: обзор зарубежных и отечественных исследований / Н. А. Булкина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. Т.8. — № 5. С. 1–12.
  4. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А. А. Крылов. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. — с. 25–26.
  5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А. П. Исаевой. — М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478 с.
  6. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете / И. А. Джидарьян. СПб.: Алетейя, 2001. — 242 с.
  7. Додонов Б. И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1985. — 796 с.
  9. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, счастье, жизнь, субъективное ощущение счастья, уровень, эмоция, американский психолог, высокий уровень, позитивное мировосприятие.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, эмоции, счастье, субъективное ощущение

Похожие статьи

Эмоциональный интеллект — друг или враг?

В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Тренинг как инструмент развития личности

В статье поднимается вопрос самоактуализации и самопознания через самопринятие и расширение сознания, как результат — повышение уровня психического благополучия и осознанное управление собственной жизнью. Тренинг рассматривается как среда для ускорен...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Похожие статьи

Эмоциональный интеллект — друг или враг?

В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Тренинг как инструмент развития личности

В статье поднимается вопрос самоактуализации и самопознания через самопринятие и расширение сознания, как результат — повышение уровня психического благополучия и осознанное управление собственной жизнью. Тренинг рассматривается как среда для ускорен...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Задать вопрос