Увеличение ставки НДС. Положительные и отрицательные последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.09.2018

Статья просмотрена: 1216 раз

Библиографическое описание:

Смирнов, С. В. Увеличение ставки НДС. Положительные и отрицательные последствия / С. В. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 78-82. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52567/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются теоретические и практически основы возможных последствий увеличения ставки налога на добавленную стоимость на экономику страны, включая и экономику России. Делаются выводы о том, как поведет себя экономика страны на ближайшую и долгосрочную перспективу. Рассматриваются положительные и отрицательные последствия принятия данного решения, а также иные варианты увеличения доходной части бюджета.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, добавленная стоимость, налог, рост цен, рост ставок налога, товар, ставка НДС, повышение ставки НДС, Налоговый кодекс, налоговая отчетность, уплата НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. [1]

Добавленная стоимость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)

Объектом налогообложения по НДС признаются операции:

– по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (далее — товаров) на территории РФ, в том числе безвозмездно;

– по передаче товаров для собственных нужд на территории РФ;

– по выполнению СМР для собственного потребления;

– по ввозу товаров на территорию РФ. [3, с.95]

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Согласно статье 164 Налогового Кодекса Российской Федерации, на сегодняшний день установлены 3 ставки налога на добавленную стоимость: 0 %, 10 % и 18 %. Ставка 0 % применяется, к примеру, при реализации товаров, вывезенных на экспорт; при оказании услуг по международной перевозке товаров и др. Ставка 10 % применяется, к примеру, при реализации отдельных видов продовольственных товаров; реализации детских товаров; медицинских товаров. Ставка 18 % — является основной ставкой налога в РФ, и применяется во всех остальных случаях. [1]

Как известно повышение ставки налога на добавленную стоимость запланировано на 1 января 2019 года. По разным оценкам, это может принести в бюджет страны около 620 млрд. рублей в год.

Впервые в Российской Федерации налог на добавленную стоимость в на был введен 1 января 1992 года. Ставка НДС была установлена на уровне 28 %, но уже через год с 1 января 1993 года она была снижена до 20 %. С 1998 до 2004 года в регионах помимо налога на добавленную стоимость дополнительно взимался налог с продаж, который не превышал 5 %.

Сегодняшняя ставка, установленная в размере 18 % действует с 1 января 2004 года. Решение о снижении ставки было принято по предложению Министерства Финансов Российской Федерации с целью поддержки инвестиционного роста, а также в следствие увеличения цен на нефть, которое представило дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На определенный перечень товаров, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации распространяется льготная ставка НДС в размере 10 %. Такими товарами, например, являются ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и др.

К осени 2004 года правительство предполагало увеличить показатели ВВП страны, за счет снижения с 2006 года ставки налога с 18 % до 13 %. Идея была поддержана председателем правительства Михаилом Фрадковым, который дал распоряжение Министерству финансов подготовить расчеты, однако к началу 2005 года от этой идеи отказались ввиду того, что эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный. По мнению Минфина, данная мера могла привести на то время к потере 362,1 млрд руб. (т. е. около 1,5 % ВВП). В 2006 году в трехлетнюю программу социально-экономического развития был внесен пункт о снижении ставки НДС до 13 %, однако ставка так и не была снижена.

В начале 2008 года Президент России предполагал введение единой и максимально низкой ставки НДС, то есть унификации ставки налога на уровне около 12–13 %. Кроме этого, предполагалось изучить возможности замены НДС налогом с продаж. Предлагалась замена ставки НДС на ставку налога с продаж размером 10 %.

В 2013 году были планы к снижению в 2015 году ставки НДС до 15 %, как первый шаг на пути к замени НДС налогом с продаж.

Резко сменившееся политическое и экономическое положение в стране заставило отказаться от идей снижения налога на добавленную стоимость или замены на налог с продаж, стали появляться новые возможные варианты реформирования налоговой системы.

В начале 2017 года Минфин в лице министра финансов предложил снизить ставку по страховым взносам, то есть около 30 % до отметки в 22 %, компенсируется данное понижение увеличением ставки по налогу на добавленную стоимость до 22 %. [7, с. 1]

И вот в июле 2018 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о повышении с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость с 18 % до 20 %.

Какие же предполагаемые последствия данного повышения следует ожидать?

Для начала о положительных сторонах. По мнения Министерства финансов подобная мера способна обеспечить федеральному бюджету дополнительные 633,5 млрд руб. в 2019 г., 678 млрд. руб. в 2020 и 728 млрд руб. в 2021 гг.

Какова реальна цель увеличения ставки налога, для чего правительству потребовались, так называемые дополнительные деньги. Основная цель изменения экономического курса страны — это консолидация дополнительных бюджетных доходов с целью обеспечения нового майского указа президента Владимира Путина, то есть увеличение финансирования инфраструктуры, демографической политики, здравоохранения и образования.

Почему была выбрана эта мера, ведь были и другие варианты. К примеру, Алексей Кудрин (Глава счетной палаты РФ) считает, что вопрос о повышении ставки НДС можно было бы отложить на шесть лет. Все что для этого потребуется, это внести изменения в определение бюджетного правила. На сегодняшний день бюджет Российской Федерации оценён из расчета, что 1 баррель нефти стоит 40 долларов, хотя реально он продается за сумму более чем за 70 долларов. Этот так называемый доход идет на пополнение резервов, а не на вливания в развитие экономики. Исходя из этого, если предполагать, что баррель стоит 45 долларов, то в этом случае налог можно было бы повысить только в 2023 году.

Выбранный вариант обосновывается в том числе тем, что если увеличить ставки прямых налогов (НДФЛ) и страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС, то это может поспособствовать уклонению бизнеса от официального начисления зарплат, а также вызовет рост «теневой экономики». В то время, как уклониться от уплаты НДС, на сегодняшний день, крайне проблематично, поскольку уже введена и успешно функционирует система АСК НДС-2, с помощью которой сопоставляются данные налоговой отчетности конкретного лица по НДС с данными налоговой отчетности по НДС его контрагентов для установления незаконно предъявленных вычетов по НДС. В перспективе находится запуск АСК НДС-3, с помощью которой можно будет определить цепочку взаимозависимых компаний, пути движения денежных средств, определить незаконный вывод из-под налогообложения НДС и налога на прибыль. А чтобы контролировать зарплаты, страховые взносы и НДФЛ таких систем пока не предусмотрено. [5, с.3]

Для правительства данная мера показалась наиболее удобной и менее затратной, а также наиболее прогнозируемой и ожидаемой.

Первым ожидаемым последствием является рост одного из наиболее значимых социально-экономических показателей. Это рост инфляции. Центральный банк Российской Федерации считает, что в течение первого полугодия после повышения налога инфляция поднимется на 1.16 пунктов, поскольку ожидается рост стоимости около 70 % товаров потребительской корзины. Стоимость потребительской корзины вырастет не полностью, поскольку на определенный НК РФ перечень товаров, такие как скажем, детские вещи, некоторые социально значимые продукты (мясо, масло, хлеба и др.) по-прежнему будет действовать льготная ставка в размере 10 %. Данная льгота действует, в том числе для авиа-перевозок внутри страны. Эта льготы останется, НДС для этих категорий товаров и услуг повышаться не будет. [6]

Таблица 1

Рост цен на продукты потребительской корзины. (Росстат)

Товар

Средняя цена за 1 кг.

Подорожание

Вареная колбаса

351 р.

+ 2.8–4.4 р.

Сыр

461 р.

+ 3.7–5.7 р.

Говядина

121 р.

+ 1–1.5 р.

Картофель

25 р.

+ 20–30 коп.

Куриные яйца

64 р.

+ 50–80 коп.

Ожидаемый рост цен тоже составит не 2 % а в пределах 0,8–1,25 % в течении первого полугодия 2019 года. Особенность заключается в том, что на практике увеличение налогов перекладывается на конечного потребителя. Повысить цены готовы все участники цепочки, однако с платежеспособным спросом нынче и так проблемы, и бурного роста доходов пока не ожидается. В следствие этого цены будут повышать аккуратно, в противном случае потребитель может от каких-то товаров и услуг вообще отказаться. При этом, как прогнозирует Центральный Банк, производителям придется пожертвовать частью прибыли.

По мнению Минэкономразвития инфляция, спровоцированная увеличением НДС вырастет уже в этом году, поскольку население начнет приобретать впрок товары длительного пользования. По их мнению, инфляция увеличится с нынешних 2,3 % годовых до 3,1 % к концу 2018 года, а в следующем году превысит целевой показатель ЦБ в 4 % и достигнет 4,3 %. Только к 2020 году, по прогнозам, рост цен замедлится до 3,8 %, а затем вернется к заветным 4 %. [5, с.2]

Тем не менее, на ближайшую перспективу прогнозы не сильно оптимистичные. Роста цен спровоцирует падение покупательной способности работающего населения, чьи зарплаты также снизятся, а если быть точнее, то по оценкам Минэкономразвития, рост зарплат упадет с 6,3 до 1 %. Все это, ожидаемо, приведет к снижению стимулов к труду, сокращению выпуска и доходов, а также потребления. Сильного замедления роста экономике к концу 2018 года не ожидается, но в 2019 году он уже понизится на 0,2–0,4 %. Сократятся и инвестиции — меньшая занятость снизит доходность капитала, а рост цен — прибыль компаний.

Однако принятое решение о повышении ставки НДС — не самый безнадежный вариант финансирования майских указов президента, поскольку увеличение ставки налога на прибыль или страховых взносов привело бы к еще большим потерям в экономике. К примеру, увеличение ставки взносов, по разным оценкам, могло бы привести к снижению темпов роста экономики на 0,8–1,1 %, а потребления и инвестиций — на 1–1,5 %. Увеличив налога на прибыль, рост ВВП замедлится на 0,5–1 %, потребление — на 0,5–0,8 %. Но эти варианты даже не были на обсуждении у правительства, из-за того, что у НДС больше налогооблагаемая база и для роста сборов нужно меньше увеличивать ставку. Рост ставок НДФЛ или налога на прибыль, в том числе, могли бы замедлить экономику страны в разы сильнее.

Рис. 1. Структура поступления взносов и налогов в бюджет.

Еще одна причина по которой выбран вариант с повышением именно налога на добавленную стоимость это его высокая собираемость. Поскольку НДС собирается почти со всех товаров и услуг, проданных или оказанных на территории России. Тот налог платится всеми участниками цепочки от производителя до покупателя. После перепродажи товара НДС предъявляется к вычету за счет следующего участника цепочки. И налог с одного конкретного товар в казну поступает только один раз. А конечный покупатель, который никому ничего не перепродает, списать НДС не может. И в связи с этим, для государства НДС является более удобным. В случае, если кто-то в торговой цепочке не заплатит налог, государство может получить свои деньги от следующего звена, а контрагенты будут разбираться между собой. Конечному покупателю уклониться от уплаты НДС не представляется возможным.

На долгосрочную перспективу, по мнению Минэкономразвития, благодаря правительственным мерам по ускорению экономики ситуация улучшится. В период с 2021 по 2024 гг. рост ВВП ежегодно станет выше 3 %. А экономическая активность населения возрастет — благодаря увеличению продолжительности здоровой жизни в совокупности с повышением пенсионного возраста. В 2019 г. численность занятых увеличится на 300 000 человек, а к 2024 г. — на 1,8 млн человек. Благодаря этому, по оценке Минэкономразвития, в 2019–2024 гг. совокупный вклад в экономический рост составит 1,3 п. п. Дополнительным фактором увеличения предложения труда должен стать рост притока мигрантов и развитие технологий. [5]

Согласно отчету Райффайзенбанка, НДС дает около 34 % доходов бюджета. Он является самым крупным федеральным налогом. Его повышение в целом окажется более выгодным для федерального бюджета и менее глубоким на последствия для региональных бюджетов, чем повышение подоходного налога. Повышение базовой ставки НДС негативнее всего скажется на подакцизных товарах — бензине, алкоголе и табаке. Цены на них могут вырасти, предупреждают эксперты. Цены на бензин сейчас для властей является серьезной проблемой. После президентских выборов в России начался резкий рост цен на топливо. С мая в разных регионах России проходят акции протеста.

Повышение НДС скорее всего негативно скажется на доходах населения и покупательной способности, кроме того, это может подстегнуть инфляцию. Повышение НДС может привести к снижению прибыли у компаний, а также снизить инвестиционную привлекательность некоторых предприятий, например, в машиностроении.

Одно, на сегодняшний день ясно точно, это то что НДС является косвенным налогом, который платят по цепочке все, кто участвует в создании товаров и услуг. Но в итоге он чаще всего перекладывается на конечного потребителя, на котором в большей степени отразится его повышение.

Литература:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
  3. Мельникова Н. П. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. — М.: Юрайт, 2018. — 317 с.
  4. Зуенко М. Ю., Щеглова О. Г. Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост в России // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1–6. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12191/
  5. Минэкономразвития оценило последствия повышения НДС // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics
  6. Увеличение НДС с 18 до 20 %: что нам с этого будет и куда пойдут деньги // Комсомольская Правда. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26861.7/3903748
  7. Как менялся НДС в России // Комерсант. URL: https://www.kommersant.ru
Основные термины (генерируются автоматически): добавленная стоимость, налог, Российская Федерация, рост цен, товар, НДС, ставок налога, ставок НДС, налоговая отчетность, Налоговый кодекс.


Ключевые слова

товар, налог, налоговая отчетность, рост цен, Налоговый кодекс, налог на добавленную стоимость, добавленная стоимость, рост ставок налога, ставка НДС, повышение ставки НДС, уплата НДС

Похожие статьи

О применении НДС в странах Евразийского экономического союза

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) является весомой

Понятие «налог» закреплено в статье 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

НДС структурно состоит из налога на добавленную стоимость на товары, работы и...

Похожие статьи

О применении НДС в странах Евразийского экономического союза

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) является весомой

Понятие «налог» закреплено в статье 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

НДС структурно состоит из налога на добавленную стоимость на товары, работы и...

Задать вопрос