Меры государственной поддержки металлургической отрасли России в условиях финансово-экономического кризиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Бадалов, Д. В. Меры государственной поддержки металлургической отрасли России в условиях финансово-экономического кризиса / Д. В. Бадалов, А. Г. Пилюс. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 1. — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2434/ (дата обращения: 17.12.2024).

Мировой финансовый кризис 2008 года негативно отразился на состоянии ключевых отраслей промышленности многих странах мира, в том числе России, и потребуется немало времени для наращивания динамики промышленных показателей. Как показала практика многих стран мира, в кризисный период особенно возрастает роль государственных структур, которые с помощью различных инструментов и методов оказывают поддержку и способствуют дальнейшему развитию приоритетных отраслей экономики.

Стоит отметить, что доля металлургической отрасли в ВВП страны составляет около 5 %, в промышленном производстве - порядка 18%, в экспорте – 14%. В налоговых платежах бюджетов всех уровней доля металлургической промышленности составляет более 5%. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий, металлургия использует 28% электроэнергии от общепромышленного уровня, природного газа от общего потребления – 5,4%, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках – 23%. Правительства разных стран мира использовали различные инструменты и механизмы, направленные на смягчение последствий кризиса и на помощь экономике своих стран в целом, одни из них оказались более эффективными, другие принесли меньший эффект.

В период мирового экономического кризиса образовался целый ряд особенностей кредитования предприятий металлургического комплекса:

1. Произошло общерыночное повышение ставок, перестали выдаваться бланковые кредиты, возросли требования к обеспечению.

2. Увеличились коэффициенты дисконтирования при оценке залоговой массы, и, в частности, оценки недвижимости.

3. Отмечено проведение более глубокого анализа для диверсификации кредитного портфеля.

4. Предпочтение стало отдаваться компаниям, имеющим свою сырьевую базу, так как отмечено падение цен на сырье (например, лом), со стороны поставщиков сырья начались спекулятивные процессы, что вызвало искусственный дефицит сырья и, как следствие, сдерживания падения цен на сырье.

5. В период кризиса у металлургических компаний отмечалась высокая долговая нагрузка, к тому же металлургическим предприятиям был закрыт доступ на иностранные рынки капитала ввиду оценки повышенного риска в металлургической отрасли.

Все указанные особенности необходимо учитывать при выработке стратегии кредитования отрасли и использовании отдельных инструментов развития кредитования.

Одним из механизмов развития  кредитования промышленных предприятий Российской Федерации, в частности, предприятий металлургического сектора, было введение государственных гарантий Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 103 "О предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения". Ввиду его первичной неэффективности, Правительство РФ внесло Постановление “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. №103”, после чего механизм государственных гарантий стал более эффективным и начал приносить результаты. По состоянию на 2 июня 2010г. в рамках антикризисных мер предоставлено 119 гарантий системообразующим предприятиям на сумму 216,9 миллиарда рублей.

Несмотря на положительную динамику, наблюдавшуюся после вступления в силу изменений в Постановления Правительства РФ №103, механизм государственных гарантий все еще не получил должного развития, и полагаем, что имеет смысл рассмотреть возможность внесения ряда предложений, направленных на повышение эффекта использования государственных гарантий:

-          Рассмотреть возможность увеличения размера суммы обязательств гаранта по гарантии до 100%;

-          максимально сократить сроки прохождения процедуры получения гарантии и сконцентрировать ее полностью в едином органе - Министерстве финансов РФ;

-          Рассмотреть возможность сокращения минимум в два раза срок, по истечении которого Министерство финансов РФ обязано исполнить обязательство по гарантии;

-          Увеличение срока гарантии исходя из срока кредитного договора, увеличенного на один год.

Дополнительно предлагается взять на вооружение новый антикризисный инструмент, в основе которого также лежит механизм государственных гарантий — предоставление государственных гарантий по банковским облигациям, которые могут оказаться на порядок эффективнее гарантий по кредитам. На Западе в период кризиса более чем 140 банками были осуществлены около 900 эмиссий облигаций на общую сумму около 1 трлн. долларов.

Для иностранных инвесторов может представлять интерес схема предоставления государственных гарантий, под банковские евробонды, что позволит привлечь существенные финансовые ресурсы. Это может решить проблему недостаточной ликвидности у коммерческих банков и способствовать дальнейшему развитию кредитования.

Еще одним механизмом кредитования предприятий реального сектора, а, в частности, и металлургических предприятий, в период мирового финансового кризиса, стал механизм выдачи субординированных кредитов ведущим банкам и Агентству по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК). По информации, опубликованной в СМИ, государство выдало субординированные кредиты общим объемом свыше 404 млрд. руб., которые Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) предоставил 17 банкам и Агентству по ипотечному и жилищному кредитованию.[1] Данный механизм также не принес должного эффекта.

Что касается субординированных кредитов как инструмента Правительства РФ, который являлся основным источником капитализации банков в период кризиса, то считаем необходимым обратить внимание, что кредиты должны быть доступными для всей банковской системы, хотя бы для так называемых системообразующих банков, а не для избранных 5-10 банков, что нарушает конкурентную среду.

По данным Российского Союза Промышленников Предпринимателей (РСПП), дефицит средств по субординированному кредитованию составляет около 100 млрд. рублей.[2]

Предлагаем развивать политику формирования "длинных денег" в экономике с целью развития металлургической промышленности и увеличения объемов кредитования промышленных предприятий. В этом случае целесообразно задействовать пенсионную и страховую системы. Кроме того, к формированию долгосрочного инвестиционного ресурса должны привлекаться иностранные инвесторы. Для этой цели предлагаем создавать совместные с иностранными инвесторами фонды инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (металлургия, машиностроение, инфраструктура и так далее).

Для привлечения отечественных и стратегических иностранных инвесторов предлагается сокращать долю госсобственности в экономике, проводя приватизацию на основе конкурсов и аукционов, в том числе размещая акции компаний на IPO и SPO.

Изучение проблемы поддержки и развития кредитования металлургических предприятий в период кризиса приводит нас к выводу, что одним из возможных вариантов государственной поддержки предприятий металлургического комплекса могло бы стать широкое применение налогового кредита.

Налоговый кредит широко применяется на практике в отношении предприятий, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в области научно-исследовательского развития и сфере высокотехнологичных производств. Но крупные металлургические комплексы, как базовая отрасль экономики, нуждаются в поддержке через государственный налоговый кредит в условиях кризиса в не меньшей степени, чем области научно-исследовательского развития и области высоких технологий.

Полезность налогового кредита заключается в следующих основных аспектах:

-     Если причиной нехватки финансовых ресурсов в случае с бюджетным или банковским кредитом является отсутствие временно свободных денежных средств, то, в случае с налоговым кредитом, речь идет не о временно свободных денежных средствах, а о заранее ограниченной сумме, заложенной в расходной части бюджета;

-     Вторая полезность обусловлена четким целевым характером предоставления кредита и наличие контролирующих структур в лице налоговых органов;

-     Механизм предоставления налогового кредита исключает дополнительные издержки со стороны государства и сокращает время предоставления финансовых ресурсов.

Также имеет смысл, на наш взгляд, рассмотреть и такую специфическую разновидность целевого налогового кредита, как инвестиционный налоговый кредит.

По истечении срока инвестиционного кредита государственный бюджет не только получит суммы налогов, по которым была предоставлена отсрочка, но и проценты по ним. В то же время государственный бюджет пополнится за счет дополнительных платежей по налогам, базой исчисления по которым является объем производства продукции, ввиду того, что с вводом объек­тов в эксплуатацию возрастут дополнительно производственные мощности. Этот вариант предоставления инвестиционного кре­дита поможет не только решить проблему крупных металлургических предприятий по инвестированию проектов, но в то же время решит общегосударственную задачу — пополнить бюджет не только за счет фискальных мер, но и за счет экономических рычагов и стимулов, выполняемых налоговой системой. Обязательным замечанием для этой меры является исключение предоставления налогового кредита из местного бюджета, т.к. местный бюджет настолько зависит от поступлений налоговых платежей, что получение налогового кредита или целевой налоговой льготы из средств этого бюджета невозможно.

В дополнение к предложенным выше инструментам, предлагается широко использовать возмещение НДС по заявительному характеру при наличии гарантии уполномоченных банков.

В качестве путей наращивания и развития кредитования и восстановления динамики экономики, предлагается принятие комплексных мер по повышению покупательского спроса. В частности, необходимо сформировать общегосударственную программу развития производства.

Еще одним инструментом, способствующим развитию промышленного сектора экономики страны, может стать создание Экспортно-кредитного агентства для оказания поддержки российскому экспорту и российским инвестициям посредствам предоставления финансовых решений и продуктов как своим экспортерам, так и зарубежным покупателям российских товаров.

Это деятельность аналогична той, которую осуществляют, к примеру, китайская государственная корпорация Sinosure, в итальянское агентство SACE, в Германии – Hermes, в Америке – EXIM. Как правило, подобные агентства не дают «живых» денег – они предоставляют гарантии по займам.

При этом предлагается наделить Российское экспортно-кредитное агентство функциями как банка, так и страховой компании, что может позволить увеличить объемы экспорта металлургической продукции. Обычно агентства либо выдают недорогие кредиты иностранным покупателям, либо гарантию-страховку, если иностранный покупатель пользуется ресурсами коммерческого банка. А гарантия-страховка, благодаря авторитету агентства, может позволить получить покупателю ресурсы под существенно низкий процент.

Как вариант, имеет смысл рассмотреть создание такого агентства на основе частно-государственного партнерства, для того чтобы не столкнуться с проблемой поиска финансовых ресурсов для функционирования такой структуры, но это партнерство обязательно должно предусматривать государственную долю как основную.

Недостаточные темпы развития металлургической промышленности в кризисный и посткризисный периоды может ограничить инвестиции в инфраструктуру и смежные сырьевые отрасли, поэтому в эти периоды считаем целесообразным выработать создание постоянно действующих рабочих групп, обеспечивающих межотраслевое взаимодействие, координацию и мониторинг мероприятий, реализуемых в рамках стратегий развития различных отраслей экономики и учитывающий инфраструктурные и сырьевые потребности горно-металлургического комплекса.

По итогам статьи можно сделать следующие выводы:

Что касается Российской Федерации, то в программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 были представлены следующие мероприятия:

 


п/п

Мероприятие

1

Меры в отраслевом разделе:

Предоставление государственных гарантий по кредитам;

Увеличение максимального размера предоставления государственных гарантий;

Субсидирование процентной ставки приоритетных отраслей экономики и малого предпринимательства

2

Введение уполномоченных представителей Банка России в кредитные организации, получившие государственную поддержку.

3

Предоставление дополнительных государственных гарантий

(Федеральный закон от 30 декабря 2008 . № 310-ФЗ. На 2009 г. предусмотрено предоставление дополнительных гарантий на общую сумму 300,0 млрд.рублей, в том числе – 100 млрд.рублей стратегическим предприятиям ОПК))

4

Санация банковской системы

5

Санация кредитных организаций через Агентство по страхованию вкладов

Взнос РФ в 2008 г. в государственную корпорацию АСВ – 200 млрд.руб.

За период с декабря 2008 г. – февраль 2009 г. Агентство участвовало в предупреждении банкротства 15 банков. На цели реструктуризации банков в период с ноября 2008 г. по февраль 2009 г. Агентством фактически выделено 132,77 млрд. рублей, в том числе за счет полученных в Банке России средств – 100,6 млрд. рублей, за счет имущественного взноса Российской Федерации в Агентство – 32,17 млрд. рублей

6

Заключение Банком России соглашения с банками, в соответствии с которыми Банк России компенсирует банкам часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия

7

Взаимодействие Правительства и субъектов Российской Федерации по реализации антикризисных мер

8

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации

9

Расширение возможностей получения бюджетных кредитов

 

·                     Правительство РФ, как и многие правительства развитых стран мира, активно пытается поддерживать и развивать металлургическую отрасль страны, используя различные инструменты экономики.

·                     Инструмент государственных гарантий на первом этапе провалился, но в последующем были внесены существенные изменения в законодательство, которые позволили получить развитие инструмента государственных гарантий, но, несмотря на это, авторами внесены предложения по совершенствованию и повышению эффективности механизма госгарантий.

·                     Предложен ряд существенных замечаний, которые отражают несовершенное использование такого механизма, как субординированные кредиты.

·                     Дополнительно предложены инструменты, способствующие развитию кредитования предприятий металлургического комплекса.

 

Литература:

  1. Левкина Я.Н. Электронное периодическое издание nauka-shop.com,от 02.апреля 2010г.
  2. Сергеев И.Г., Электронное периодическое издание "Лента.Ру" от 12 марта 2010года.
  3. Лепешкина К.Н., Журнал “Деньги и Кредит” 2/2010, статья ” Проблемы преодоления кризиса на финансовом рынке: мировая и российская практика антикризисных мер”.
  4. Мишин С.А., Деловая газета “ВЕДОМОСТИ” Интервью с г-ном Дементьевым В., от 03.06.2010.
  5. Козлов А.Н., Электронное периодическое издание РБК Daily, интервью Александра Мурычева, представителя РСПП от 30.09.2009.


[[1]] Дементьев В., Интервью от 03.06.2010, газета Ведомости, Москва.

[[2]] Интервью Александра Мурычева, представителя РСПП от 30.09.2009, газете РБК daily

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, налоговый кредит, гарантия, кредит, период кризиса, Правительство РФ, Агентство, металлургическая промышленность, металлургический комплекс, страна мира.


Задать вопрос