Проектирование корпоративной информационной системы вуза как организационно-технической системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, В. А. Проектирование корпоративной информационной системы вуза как организационно-технической системы / В. А. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 1. — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2327/ (дата обращения: 27.12.2024).

Излагается метод проектирования корпоративной информационной системы (КИС) ВУЗа как организационно-технической системы (ОТС)

ВУЗ как и любое предприятие нуждается в эффективном управлении. Управление осуществляется с помощью различных КИС. Современные КИС проектируются с использованием методологий, которые, по мнению автора, не являются эффективными для дальнейшей разработки системы. Объект проектирования представляется не в целостном виде, в виде ОТС, состоящей из технического (ТО), программного (ПО), информационного (ИО) и организационно-технологического обеспечения (ОТО), а в виде моделей, формально не связанных друг с другом. Это приводит к тому, что КИС разрабатываются практически вручную, отсутствует возможность полной генерации кода. Поэтому встает вопрос о применении новой методики, новых моделей, которые помогут повысить эффективность разработки КИС

1. Семантическое моделирование как новая методология проектирования

Метод семантического моделирования разработан Тюргановым А.Г. В своих статьях он подробно описывает новый метод. Идея заключается в создании такой модели ОТС, которая будет представлять интегрированную модель, образующую формальную систему. Это позволит, во-первых, осуществить полную генерацию кода, во-вторых представить ОТС как целое, где все модели связаны между собой.

Система проектируется в 4 этапа:

1)                 формализуются основные понятия предметной области;

2)                 понятия объединяются во множества, формируя прикладной язык;

3)                 устанавливаются правила соответствия понятий, их проверки и преобразования;

4)                 создаются семантические процессоры, реализующие правила пункта 3.

Этапы метода семантического моделирования представлены на рисунке 1[1].

 

Рис.1

 

Метод семантического моделирования имеет некоторое сходство с технологией DSL (Domain Specific Languages-специализированные языки предметных областей). В DSL также выделяются понятийные множества или предметные области, где специалисты работают, используя прикладной язык. Однако созданные на разных языках модели одной системы изначально несвязанны, поэтому нуждаются в дальнейшем ручном объединении с помощью интегратора моделей. А метод семантического моделирования предполагает встроенную связь между моделями  

2. КИС ВУЗа, разработанная с использованием семантического моделирования

Существующие инструменты позволяют проектировать систему сверху вниз, что приводит к негибкости системы, отсутствию наглядности. Например, все данные ВУЗа представляются в одной модели базы данных (БД).

Интегрированная модель КИС ВУЗа представляется в виде набора связанных модулей, каждый из которых имеет свои ТО, ПО, ИО, ОТО и бизнес-процессы (БП). Такая модель позволяет улучшить наглядность, гибкость системы, дает возможность вносить изменения в существующую структуру без больших последствий для всей системы в целом (затрагивается только один модуль).

Модель КИС ВУЗа представлена на рисунке 2. Здесь изображены три внедренных модуля: «Обучение», «Финансы», «Библиотека» и три потенциальных прикладных модуля: «Модуль4», «Модуль5», «Модуль6». Последние представляют собой дополнительные модули, которые не входят в базовый комплект КИС.

Рис.2

В качестве примера рассмотрим один модуль КИС ВУЗа «Обучение», который представлен на рисунке 3.

 

 

Рис.3

Работа с модулем КИС происходит следующим образом. Каждый преподаватель имеет доступ к этому модулю. В его распоряжении два верхних окна: «Клиентское приложение» и «БП». Работая с клиентским приложением, он выбирает в форме свой предмет и студента. В окне «БП» преподаватель может проследить, на каком этапе находится данный студент: только приступил к изучению материала, находится в процессе изучения, изучил материал, проходит тестирование, прошел тест успешно, провалил тест. Студент обозначен так называемой фишкой: черный кружок.

Если преподаватель хочет посмотреть, как  идет процесс обучения всей группы, то выбирается  в форме клиентского приложения только группа. Данная ситуация изображена на рисунке 4. Диаграмма БП показывает, на каком этапе обучения находится каждый студент одной группы. Для описания БП используются расширенные сети Петри, в которых используются раскрашенные фишки. Они позволяют идентифицировать каждую фишку: по идентификатору определить конкретного студента.

 

Рис.4

 

На рисунке 4 в окне «БП» видно, что один студент находится в процессе изучения материала, один студент изучил материал, один студент проходит тестирование, а два студента прошли тест успешно.

Сети Петри представляют полностью формализованную модель. Это позволяет тестировать модели БП с помощью различных математических методов, например, с помощью построения графа достижимости.

Сотрудник ВУЗа из отдела кадров студентов имеет доступ к окну «Организационная структура». Он добавляет или удаляет студентов, редактируя это окно.

БД генерируется автоматически по данным, вносимым  в окне «Организационная структура» и отображается в окне «БД». Некоторые сотрудники ВУЗа имеют доступ ко всем окнам.

Таким образом, в результате использования семантического моделирования при проектировании КИС ВУЗа мы получили интегрированную модель, описывающую ВУЗ как ОТС. Данная модель наглядно отражает взаимосвязь между ПО (клиентское приложение), ИО (БД), ОТО (организационная структура) и БП ВУЗа. Эта модель позволяет полностью автоматизировать процесс разработки КИС, ликвидируя необходимость ручного кодирования.

 

Литература:

1.                  Формализованные понятийные модели для проектирования организационно-технических систем// Сборник научных трудов Х национальной научно-техн. конференции РАИИ с межд. участием "КИИ-2006" - М., Физматлит, 2006.- Т. 1, с. 183-188

2.                  В.Аалст, К.Хей. Управление потоками работ: модели, методы и системы / -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): семантическое моделирование, DSL, клиентское приложение, модель, студент, ВУЗ, интегрированная модель, полная генерация кода, прикладной язык, сотрудник ВУЗа.


Похожие статьи

Эффективность корпоративной системы управления проектами в предприятиях с государственным участием

Рассматривается вопрос эффективности и необходимости внедрения корпоративной системы управления проектами (КСУП) в структуру предприятия, с государственным участием. Определение зрелости текущего уровня существующей системы управления проектами.

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Оценка эффективности системы управления проектами организации

В современном управлении любого хозяйствующего субъекта формирование системы управления проектами выступает одним из рычагом развития производства, собственной деятельности. С целью оценки существующей системы управления проектами достаточно важным в...

Исследование моделей деятельности организации в условиях внедрения информационной системы

В условиях быстрого развития рыночной экономики для принятия эффективных управленческих решений компании требуется хорошая информационная система, которая бы объективно отражала ту ситуацию, которая сложилась на данный момент существования компании в...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Система сбалансированных показателей как инструмент управления транспортными потоками строительной организации

В статье предложена система сбалансированных показателей для управления и оценки качества транспортного обеспечения строительных циклов и их отдельных составляющих в рамках всей строительной организации. Предложенная система базируется на разделении ...

Особенности реализации технологии проектного офиса как способ управления развитием образовательной организации

В статье автор пытается определить эффективность механизмов реализации проектного офиса как инструментария для повышения качества образования, уровня культуры управления проектами, командой проекта, контроля и оценки эффективности работы школы в особ...

Повышение эффективности управления фирмой путем внедрения корпоративной информационной системы

Рассматриваются корпоративные информационные систем (КИС), играющие значительную роль в финансовой деятельности предприятия, их виды, достоинства и недостатки, результаты использования КИС в управлении предприятием.

Автоматизация процессов обработки атрибутивной и картографической информации в среде ИИТГИС

Рассмотрены основные задачи создания автоматизированной системы обработки атрибутивной и картографической информации. Описаны основные технологии, используемые при решении поставленных задач. Представлено описание основных классов системы и их взаимо...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

Аудит документационного обеспечения системы управления персоналом в компании ООО «С-Фуд»

Нестабильность экономики требует от предприятий повышения конкурентоспособности как за счет взаимодействия с внешней средой, так и за счет мобилизации внутренних ресурсов, к которым относятся и система управления персоналом. Качество современной сист...

Похожие статьи

Эффективность корпоративной системы управления проектами в предприятиях с государственным участием

Рассматривается вопрос эффективности и необходимости внедрения корпоративной системы управления проектами (КСУП) в структуру предприятия, с государственным участием. Определение зрелости текущего уровня существующей системы управления проектами.

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Оценка эффективности системы управления проектами организации

В современном управлении любого хозяйствующего субъекта формирование системы управления проектами выступает одним из рычагом развития производства, собственной деятельности. С целью оценки существующей системы управления проектами достаточно важным в...

Исследование моделей деятельности организации в условиях внедрения информационной системы

В условиях быстрого развития рыночной экономики для принятия эффективных управленческих решений компании требуется хорошая информационная система, которая бы объективно отражала ту ситуацию, которая сложилась на данный момент существования компании в...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Система сбалансированных показателей как инструмент управления транспортными потоками строительной организации

В статье предложена система сбалансированных показателей для управления и оценки качества транспортного обеспечения строительных циклов и их отдельных составляющих в рамках всей строительной организации. Предложенная система базируется на разделении ...

Особенности реализации технологии проектного офиса как способ управления развитием образовательной организации

В статье автор пытается определить эффективность механизмов реализации проектного офиса как инструментария для повышения качества образования, уровня культуры управления проектами, командой проекта, контроля и оценки эффективности работы школы в особ...

Повышение эффективности управления фирмой путем внедрения корпоративной информационной системы

Рассматриваются корпоративные информационные систем (КИС), играющие значительную роль в финансовой деятельности предприятия, их виды, достоинства и недостатки, результаты использования КИС в управлении предприятием.

Автоматизация процессов обработки атрибутивной и картографической информации в среде ИИТГИС

Рассмотрены основные задачи создания автоматизированной системы обработки атрибутивной и картографической информации. Описаны основные технологии, используемые при решении поставленных задач. Представлено описание основных классов системы и их взаимо...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

Аудит документационного обеспечения системы управления персоналом в компании ООО «С-Фуд»

Нестабильность экономики требует от предприятий повышения конкурентоспособности как за счет взаимодействия с внешней средой, так и за счет мобилизации внутренних ресурсов, к которым относятся и система управления персоналом. Качество современной сист...

Задать вопрос