Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 16.03.2015

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Ковалева, Ю. Ю. Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2) / Ю. Ю. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 621-625. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16248/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модульных блоков программы — вводно-теоретического, коммуникативного и переводческого, и входящих в них структурных элементов. Обосновывается актуальность применения информационно-методического портала как виртуальной информационно-методической среды в процессе подготовки переводчиков.

Ключевые слова: переводчик в сфере профессиональной коммуникации, иноязычная профессиональная переводческая компетенция, вводно-теоретический блок, коммуникативный блок, переводческий блок, информационно-методический портал.

 

Помимо вводно-теоретического блока, описание которого представлено в первой части статьи, структура программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» включает коммуникативный блок, который играет важную роль в развитии иноязычной профессиональной переводческой компетенции учащихся. Вклад данного блока в становление будущего переводчика трудно переоценить, поскольку посредством входящих в него структурных элементов — модулей, реализуется практическая направленность обучения, предполагающая совершенствование коммуникативных навыков и умений в различных ситуациях иноязычного общения.

Согласно нормативным документам [1], на овладение английским языком в рамках дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в среднем отводится до 400 часов, включая около 200 часов аудиторной нагрузки, распределяемых следующим образом: первый семестр — 108 часов, второй семестр — 72 часа и третий семестр — 36 часов.

Анализ устных и письменных коммуникативных продуктов выпускников программы за последние три года показал, что к концу пятого учебного семестра только 30 % из них могут свободно общаться в устной и письменной форме на английском языке на уровне максимально приближенном к уровню С1, в то время как остальные 70 % — на уровне В2. Основной причиной сложившейся ситуации можно считать постепенное сокращение объема учебной нагрузки, выделяемой учебным планом на практический курс английского языка в течение первых трех семестров, и как следствие, его полное отсутствие в двух последних семестрах, что приводит к значительному ослаблению уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Для решения данной проблемы была разработана и внедрена в практику новая модель реализации коммуникативного блока рассматриваемой программы (рис. 1).

Рис. 1. Коммуникативный блок дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

 

Благодаря проведенной реструктуризации, основательному пересмотру содержания и объема коммуникативного блока, удалось достичь следующих результатов: 1) практически на 50 % увеличился объем учебных часов, выделяемых на изучение английского языка; 2) отмечается относительно равномерное распределение учебных часов на протяжении всего периода подготовки переводчиков; 3) построение коммуникативного блока в виде пяти структурных элементов — модулей — с ориентацией каждого из них на определенную сферу иноязычного общения — социально-бытовую, межкультурную, академическую, деловую и профессионально-ориентированную, способствовало полноценному и всестороннему развитию иноязычной коммуникативной компетенции будущих переводчиков с учетом их личностных и профессиональных интересов.

Безусловно, приоритетное значение для подготовки будущих переводчиков имеет переводческий блок программы, схематично представленный на рисунке 2, в рамках изучения которого учащиеся овладевают технологиями письменного перевода текстов профессионально-ориентированной направленности; приобретают умения составлять аннотации к текстам по направлению подготовки / специальности; увеличивают и расширяют продуктивный и рецептивный словарный запас в процессе работы с текстовым материалом различного стиля и жанра; обучаются нормам и правилам перевода официально-деловой документации, например, документов об образовании, сертификатов, справок, патентной документации, технических инструкций, руководств по эксплуатации и т. д.

Целесообразно отметить, что изучение входящих в переводческий блок модулей «Практикум по переводу» и «Профессионально ориентированный перевод» сопровождается обязательным делением учащихся на подгруппы с учетом профилей их профессиональной подготовки — технического, гуманитарного и медико-биологического, что соответствует модульным принципам деятельности и паритетности обучения.

Сильной стороной описываемой программы является прохождение учащимися переводческой практики на производственном предприятии. Являясь обязательным компонентом учебного плана, переводческая практика обеспечивает реализацию учащимися приобретенных ими переводческих знаний, навыков и умений в практической деятельности в соответствии с их специализацией или направлением подготовки. В содержание переводческой практики входит письменный перевод с английского языка на русский язык текстового материала объемом до 50000 знаков с пробелами в соответствии со специализацией / направлением подготовки слушателей, например, научная статья в научном издании, фрагмент научной монографии / учебника, техническая документация и т. д.

Рис. 2. Переводческий блок дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

 

Основными организационными мероприятиями по прикреплению учащихся к месту прохождения переводческой практики являются следующие:

1)      проведение организационного собрания с целью информирования о сроках, требованиях, характере и содержании переводческой практики;

2)      назначение руководителей переводческой практики со стороны направляющий организации из числа профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего учебный процесс по модулям переводческого блока;

3)      подготовка и обеспечение учащихся комплектом документов, регулирующих прохождение переводческой практики на предприятии, под которым понимается основное место учебы (выпускающая кафедра вуза) или работы учащегося (научно-производственное, строительное, транспортное, сельскохозяйственное, торговое и др. предприятие);

4)      проведение руководителями переводческой практики консультаций с практикантами в ходе выполнения ими индивидуальных заданий по письменному переводу;

5)      сбор, проверка и оценивание руководителями переводческой практики отчетов и дневников по переводческой практике;

6)      подготовка итоговой отчетной документации о результатах прохождения учащимися переводческой практики.

Обобщая вышесказанное, отметим, что организация процесса подготовки будущих переводчиков в виде трех модульных блоков — вводно-теоретического, коммуникативного и переводческого, позволяет обеспечить комплексное становление у учащихся иноязычной профессиональной переводческой компетенции во всем многообразии входящих в нее компонентов — от собственно коммуникативного до переводческого.

Успешной реализации предложенной в настоящей статье модели подготовки переводчиков во многом способствует эффективно построенная учебно-методическая база, включающая комплекс учебно- и информационно-методических ресурсов, к числу которых мы можем отнести информационно-методический портал, специально созданный для учащихся программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Информационно-методический портал (далее ИМП) определяется как сетевой телекоммуникационный узел, обладающий быстродействующим доступом, развитым и простым для навигации интерфейсом, представляющий собой объединение широкого диапазона ресурсов и ссылок для информационной поддержки учебной деятельности учащихся и обучающей деятельности преподавателей [2].

Применение ИМП в процессе подготовки переводчиков ориентировано на решение двух основных задач: во-первых, повысить качество информационно-образовательных услуг для формирования единой информационно-методической среды посредством обеспечения доступности учебно- и информационно-методических материалов всем участникам образовательного процесса; во-вторых, создать условия для поэтапного перехода на модульно-электронную основу реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

На рисунке 3 наглядно представлен интерфейс личного кабинета одного из субъектов образовательного процесса, в данном случае менеджера программы, который, находясь в нем, может управлять содержанием разделов, входящих в состав ИМП, с помощью меню действий.

Рис. 3. Вход в ИМП дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

 

С нашей точки зрения, ИМП выступает эффективным средством создания и функционирования единой виртуальной среды информационно-методических ресурсов, позволяющим каждому участнику образовательного процесса реализовать определенный круг задач:

-        менеджеру:

1)      создавать, поддерживать и корректировать базу данных учащихся (фамилия, имя, отчество учащегося, год зачисления / отчисления / восстановления в число слушателей программы, адрес электронной почты, место учебы / работы, год окончания вуза, направление подготовки / специализация); формировать и управлять списочным составом групп учащихся по семестрам обучения;

2)      размещать и управлять информацией о модуле программы, включая информацию о его целях и задачах, конечных результатах обучения, сроках и продолжительности изучения, теоретическом и практическом наполнении, контроле (текущем, рубежном, итоговом) и оценке результатов обучения и т. д.;

3)      обеспечивать учащимся и преподавателям доступ к виртуальной информации об образовательных услугах (начало и окончание учебного семестра / года, расписание учебных занятий, учебный план по семестрам обучения, информация о преподавателях, обеспечивающих реализацию модулей, график учебного процесса, включая самостоятельные виды работ и итоговую аттестацию, и т. д.);

4)      информировать учащихся об основных организационно-технологических сторонах учебного процесса (размещение новостей, объявлений на доске портала, и т. д.).

-        преподавателю:

1)        создавать и размещать электронные учебно-методические материалы по модулям программы, в том числе учебные программы, тесты для разных форм контроля (самоконтроля, проведения экзаменов или зачетов), образцы контролирующих материалов и т. д.;

2)        оказывать информационную поддержку учащимся посредством удаленного консультирования по вопросам, касающимся содержания обучения, контроля и оценки результатов их учебной деятельности;

-        учащемуся:

1)      получать доступ ко всем информационным и учебно-методическим ресурсам, размещенным в среде портала, информационную поддержку посредством удаленного консультирования с преподавателем или менеджером программы.

ИМП, описанный в настоящей работе, был протестирован в реальных условиях и показал свою работоспособность и эффективность как виртуальная информационно-образовательная среда в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Описанная в настоящей статье модель программы подготовки переводчиков, безусловно, требует дальнейшего совершенствования ее организационных, методологических и технологических характеристик.

 

Литература:

 

1.         Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (третий уровень высшего профессионального образования) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/ug-zakony/h6g.htm

2.         Протасов, А. В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети Интернет [Электронный ресурс] / А. В. Протасов // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/168/4457

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная коммуникация, дополнительная образовательная программа, английский язык, информационно-методический портал, иноязычная профессиональная переводческая компетенция, информационная поддержка, коммуникативный блок, образовательный процесс, переводческая практика, учебный план.


Ключевые слова

переводчик в сфере профессиональной коммуникации, иноязычная профессиональная переводческая компетенция, вводно-теоретический блок, коммуникативный блок, переводческий блок, информационно-методический портал

Похожие статьи

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)

В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Информационно-технологические аспекты обучения иноязычной речевой деятельности будущих специалистов транспортной отрасли

В статье дано обоснование необходимости формирования информационно-технологического компонента коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку будущих работников транспортной отрасли. Информационно-технологическая составляющая коммуникати...

Оценка валидности иноязычного лексического материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык»

В статье рассматривается потенциал учебного материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык», с точки зрения актуальности и релевантности его лексического наполнения на примере учебно-методического пособия по направлению информационные тех...

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки

В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Межпредметные связи как дидактический инструмент интеграции иноязычных коммуникативных навыков и умений в процессе формирования профессиональной компетенции будущих экономистов

В статье освещается лингводидактическая проблематика межпредметных связей в системе вузовских дисциплин на факультетах экономического профиля, представленных в гуманитарно-экономическом блоке спецдисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык», в частн...

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Похожие статьи

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)

В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Информационно-технологические аспекты обучения иноязычной речевой деятельности будущих специалистов транспортной отрасли

В статье дано обоснование необходимости формирования информационно-технологического компонента коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку будущих работников транспортной отрасли. Информационно-технологическая составляющая коммуникати...

Оценка валидности иноязычного лексического материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык»

В статье рассматривается потенциал учебного материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык», с точки зрения актуальности и релевантности его лексического наполнения на примере учебно-методического пособия по направлению информационные тех...

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки

В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Межпредметные связи как дидактический инструмент интеграции иноязычных коммуникативных навыков и умений в процессе формирования профессиональной компетенции будущих экономистов

В статье освещается лингводидактическая проблематика межпредметных связей в системе вузовских дисциплин на факультетах экономического профиля, представленных в гуманитарно-экономическом блоке спецдисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык», в частн...

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Задать вопрос