Исходя из понимания важности изучения иностранного языка в подготовке будущих специалистов, в АФ КНИТУ-КАИ работает программа по подготовке переводчиков в профессиональной сфере. В данной работе рассматриваются некоторые трудности, а также перспективы преодоления изучение иностранного языка в техническом вузе по дополнительным программам.
Ключевые слова: необходимость и востребовательность специалистов, цели изучения, объем знаний в различных сферах лингвистики, взаимосвязь с направлением специализации, дополнительные мероприятия, связь с МЦ КНИТУ-КАИ, стимулирующие меры.
Важным компонентом системы образования на всех её этапах является обучение иностранному языку, что имеет огромное значение для профессиональной деятельности специалиста в будущем и предоставляет дополнительные возможности сотрудничества в самом широком смысле.
Исходя из понимания необходимости и востребованности специалистов со знанием иностранного языка, в Альметьевском филиале, в сотрудничестве с МЦ подготовки кадров технологий обучения и развития бизнеса КНИТУ-КАИ, на протяжении нескольких лет реализуется программа по обучению английскому языку для профессиональных целей с последующим присвоением квалификации «Переводчик в профессиональной сфере».
Главной целью обучения является подготовка, специалиста обладающего профессиональными и коммуникативными компетенциями в сфере своей деятельности, а именно: умение работать с технической документацией, вести официальную и личную переписку, исполнять двусторонний последовательный и другие виды перевода в рамках и вне рамок профессионального общения.
Такая цель, на мой взгляд, представляет собой весьма сложную задачу и предполагает большую и кропотливую работу , включающую решение широкого круга вопросов, от организации оптимально эффективного процесса обучения, ведь это не только и не просто обучение иностранному языку вообще, а обеспечение выпускников достаточным объёмом знаний в различных областях лингвистики в целях нахождения правильной формы языкового выражения и адекватной передачи информации в различных речевых профессиональных ситуациях.
Для реализации этой задачи имеет смысл рассмотреть процесс обучения с точки зрения использования различных методов и походов в обучении иностранному языку, например:
1. лексический подход (объяснение слова через другие слова, имеющиеся в вокабуляре сотрудничестве с студента;
2. прямой метод, девизом которого является: покажи- скажи-попробуй—исправь-закрепи – используй;
3. косвенный метод (указывается, но не исправляется ошибка);
4. грамматический подход (изучение грамматики иностранного языка через грамматику русского);
5. автономный подход (когда изучающему предоставляется возможность самостоятельная проработка отдельных тем и вопросов, связанных с изучением языка при некотором участии преподавателя; полная автономия в этом смысле невозможна);
6. метод использования технических и интернет ресурсов;
7. использование аутентичных материалов.
Выбор оптимальных способов преподавания позволяет качественно и интересно вести занятия, вдохновляя студентов и заражая их желанием говорить свободно на языке.
Другая сложность, в этой связи, заключается в том, что преподаватели курса, обучая профессиональному языку, должны иметь определённое представление о предмете той или иной области науки, для этого требуется дополнительная подготовка и тесная взаимосвязь со всеми направлениями специализации, где ведётся обучение профессиональному английскому.
Для привлечения слушателей в данную программу, на мой взгляд, следует проводить дополнительные мероприятия, более широко освещать проделываемую работу, а также наметить комплекс стимулирующих мероприятий направленных для реализации данных задач. Использование опыта МЦ КНИТУ-КАИ, а также имеющуюся практику других учебных заведений может способствовать решению этих задач и мотивировать слушателей к изучению английского. Очень важно, на мой взгляд, создать соответствующую творческую языковую атмосферу, предоставить возможность живого общения с носителями языка, вовлекать студентов в любые мероприятия, имеющие касательство к практическому использованию английского и поддерживать успешных в изучении языка стимулирующими мерами.