Природа визуализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 1336 раз

Библиографическое описание:

Потапова, Н. В. Природа визуализации / Н. В. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2265/ (дата обращения: 18.04.2024).

Образное представление является одним из самых универсальных средств развития личности, так как позволяет проникать вглубь вещей и явлений. Одним из наиболее ярких достижений психологии является визуализация.

«Визуализация» – термин, который стал общеизвестным благодаря Юнгу, проводившему всесторонние исследования человеческого сознания и психики. Но еще до Юнга этот термин и это понятие существовало в более древних и не менее известных науках, основы которым заложил буддизм и его медитации [1, с.27].

Визуализация – свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути – картинки, которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа. По описанию схоже с образами, которые мы можем видеть во сне, но ко сну, и к состоянию полного психического расслабления то, что скрывается за визуализацией, не имеет прямого отношения.  Визуальные образы, которые возникают в голове у человека, можно разделить на две категории – образы визуального ряда и образы ощущения визуального ряда.  Образы визуального ряда – картинки, символы, графические образы, которые возникают в человеческом сознании в состоянии бодрствования. Это то, что «видит» наш мозг, минуя известные зрительные рецепторы.  Образы ощущения визуального ряда – все те же картинки и символы, сюжеты, которые возникают в нашем сознании как ощущения видения, но при этом главный аспект в виде зрительного образа отсутствует. Именно поэтому понятие и имеет название «ощущение визуального ряда», указывающее на то, что человек лишь чувствует, но не видит картинку - образ.

Следует признать, что визуализация является реальностью. В этом вопросе отсутствую какие-либо псевдонаучные данные, хотя, ненужная спекуляция здесь, конечно же, имеет место быть.

Действительно, если человек правильно визуализирует, то эта техника существенно помогает в достижении поставленной цели (мысленного представления желаемого события). Подтверждается этот тезис, довольно простым фактом: то, что мы сейчас имеем – это результат нашей визуализации (наших мыслей).

Аспект визуализации следует разделить на два плана.  Один для тех, кто в это не верит в принципе. И мнения таких людей следует уважать, несмотря на ссылки авторитетных людей. Не принятие этого способа, само по себе, не является препятствием для успешного ведения своего дела. Второй аспект для тех, кто сомневается, что визуализация работает. Эта часть людей, как бы совершенно законно сомневается, ибо они пробовали, и у них не получалось. Поэтому для этой части людей следует кое-что разъяснить. Они должны понять, принципы визуализации, чтобы убрать те ошибки, которые препятствуют в ее применении [2, с.68].

Визуализация  – это способ создания физической реальности посредством манипуляцией тонким (неплотными) энергетическими субстанциями (мысле-образами). Поэтому, Н. Тесла и А Эйнштейн, говорили, что, «все, что мы имеем сегодня  - это результат наших мыслей вчера». И если вы вспомните, как мечтали выучиться на специалиста или построить свое дело, вы найдете, что имеете все это (как и то, что не хочется здесь перечислять) потому, что имели это ранее в своей голове. Точно так, как архитектурное сооружение может появиться только потому, что сначала был проект на бумаге, точно также цель (иметь свое дело или другая деловая задача) не может появиться без визуализируемого вами мысле-образа.

Что бы достичь результата, необходимо:

·                Создать мысле-форму;

·                Поддерживать мысле-форму для того, чтобы она не исчезла, и продолжала «дежурить», притягивая соответствующие обстоятельства;

·                Для того, что бы поддерживать эту мысле-форму, нужно быть в осознанном состоянии и помнить свои цели и планы; корректировать их;

·                Для того, что бы удерживать себя в состоянии осознания себя, нужно быть нацеленным на предоставлении помощи другим людям и намерении сделать продукт, который делает их лучше (осознание, что я делаю для другого).

Различаются две фазы «представления»:

·                Ментальная визуализация

·                Астральная визуализация

В первой фазе визуализация происходит на уровне мысли, то есть объект существует в ментальном плане. Во втором случае мы уже «видим» сам объект «внутренним зрением».

Выделяют следующие виды визуализации:

1.                  Визуальное воображение. Умение человека оперировать (воспринимать окружающий мир) образами – сюжетами, частями настоящего или будущего процесса. Навык проявляется как в виде прямого размышления при помощи визуального ряда, так и при помощи более простых категорий, например рисования узоров, линий во время раздумий. Этот процесс сопоставим с созданием музыки или написание картины, когда образ возникает как бы сам собой.

Положительные черты визуального воображения – легкая адаптация новой информации, способность легче и качественней оперировать с поступающей информацией.

Отрицательные черты – консерватизм или стереотипность восприятия, основанная на имеющейся сравнительной базе человека. То есть человек способен «видеть» в той категории, что «знакома» ему по базе его личного восприятия. И, как следствие проявления данных этой базы возможность прорывов страхов, опасений, волнений через визуальный ряд.

2.                  Визуальное мышление. В отличие от визуального воображения, визуальное мышление направлено на систематизацию и упорядочивание той информации и тех сюжетов, которые происходят в жизни человека. Человек, обладающий визуальным мышлением, способен формировать картины настоящих и будущих событий, процессов, что, несомненно, очень часто упрощает анализ происходящего, поскольку «разглядеть» или «увидеть» недостатки гораздо проще, чем при обычном словесном мышлении.

Положительные черты – способность за счет построения визуальных картин видеть недостатки сюжета или плана, как и способность его реализовывать, реально видя те изменения, которые в нем происходят. Это повышает контроль за процессом и качество реализации.

Отрицательные черты – схожи с отрицательными чертами визуального воображения и заключаются в том, что человек будет ограничен рамками своей базы восприятия. Вторая характерная отрицательная черта – потеря связи с реальностью, поскольку «видимый» план и реальный план могут несколько отличатся за счет присутствия в последнем человеческого фактора. И это часто выводит автора проекта из состояния спокойствия.

3.                  Визуальное восприятие. Восприятие окружающего мира и процессов, происходящих в нем, за счет вложенных визуальных привычек – образов, стереотипов, категорий, которые понятны и привычны человеку. Небо синее, вода прозрачная и т.д. – все это категории того ряда, которые вложены в человека от рождения и до настоящего дня. Человек, обладающий навыками визуального восприятия как бы схватывает весь сюжет целиком, а затем, по необходимости, его детализирует или систематизирует, что дает ему возможность оперировать как информацией на основе впечатления от увиденного, так и на основании осмысления увиденного.

Положительные черты – легкое усвоение информации, относящейся к сфере гуманитарных наук. Такие люди прекрасно чувствуют окружающий мир, ощущают все нюансы и все его тонкости. Богатая картина восприятия окружающего мира и способность получать информацию и впечатления из нескольких источников информации.

Отрицательные черты – ограниченность восприятия собственной визуальной базой, которая, хотя и расширяется, но дает сбои, переходя на крайне негативные ассоциации или неверные истолкования. Часто присутствует конфликт между чувственной и логической составляющими человеческого восприятия.

4.                  Визуальное планирование. Понятие, которые тесно связано с визуальным мышлением, и говорящее о том, что человек строит свою жизнь, поступки и собственные планы при помощи визуальных образов. Он представляет себе картинки и образы, близкие к реальным, формируя на них свои стремления. Именно визуальное планирование использует такая техника, как сигилизация – материализация плана, стремления, желания человека.

Положительные черты – объемный план и развернутый сюжет гораздо легче реализовать. Тем более, что за счет визуального образа происходит усиление влияния такого сюжета на психику человека, и, как следствие, на его мысли и поступки.

Отрицательные черты – сложность передачи визуального образа другим людям, которые не обладают такими способностями или обладают иной визуальной базой. В итоге возможны конфликты в восприятии и понимании [1, с.85].

«Простейшей» визуализацией, с современной точки зрения, были наскальные рисунки, затем — планы, схемы, карты… Например, иероглифы могут означать целые слова и понятия (идеограммы); а также — отдельные звуки и слоги (как элементы алфавитного и силлабического письма).

В современной науке и технике визуализация — неотъемлемый элемент обработки сложной информации о пространственном строении объектов.

Способность формировать визуальные образы находит множество применений. Например, визуализация является одним из основных инструментов, используемых с целью планирования и «программирования» изменений в поведении. Это также основа способности «мечтать», творить и создавать новое. Для многих людей визуализация — основная составляющая воображения. Например, характерной чертой многих гениев является их незаурядная способность визуализировать. Фактически такие люди, как Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Уолт Дисней, Никола Тесла и даже Вольфганг Амадеус Моцарт, приписывали свою творческую гениальность своей способности визуализировать.

Визуализацию часто используют спортивные психологи, чтобы помогать улучшить спортивное исполнение. Существуют многочисленные примеры того, как визуализирование активизировало ускоренное развитие физических навыков.

Визуализация также используется в различных видах терапевтической работы, часто в форме «управляемой фантазии», и долго была основным инструментом лечения тела разумом. Карл и Стефани Симонтон, например, выделили визуализацию как один из главных компонентов в лечении рака [3, с.33].

Иногда люди начинают обращаться к визуализации, как если бы она была способна давать почти «волшебные» эффекты. Например, визуальные образы целей и результатов могут сформировать фокус, вокруг которого кибернетически самоорганизуется поведение. Таким образом, визуализация будущих результатов и последствий может стимулировать и мобилизовать деятельность нервной системы (как сознательно, так и бессознательно) в настоящем. Эта деятельность может также включать функции автономной нервной системы. Например, исследование показало, что некоторые формы визуализации могут стимулировать функционирование иммунной системы и другие лечебные процессы.

Таким образом, визуализация– свойство человеческого сознания, способная дать еще один инструмент работы с реальностью. Это то, при помощи чего окружающий мир можно воспринимать более объемно, а значит видеть и понимать несколько больше. Визуализация – это, прежде всего достижение задуманного, которое выглядит не в виде желания-словосочетания, заключающего человеческое «хочу», а более реального образа.

 

Литература:

1.    Арнхейм Р. Визуальное мышление [Текст] / Р. Арнхейм. - Душанбе: Дониш, 1973. – 207с.

2.    Береговая Е. Педагогическое пространство в зеркале символдрамы [Текст] / Е. Береговая // Искусство в школе. – 2007. - № 1. – С. 68-69.

3.    Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге  [Текст] / С. Зеки // В мире науки. — 1992. — № 11. - С. 33-41.

Основные термины (генерируются автоматически): Отрицательные черты, визуального ряда, Положительные черты, визуального воображения, образы визуального, свойство человеческого сознания, окружающий мир, ощущения визуального, визуального образа, Положительные черты визуального, невидимые образы визуального, образы ощущения визуального, образы визуального ряда, ощущения визуального ряда, навыками визуального восприятия, зрительного образа, Образы визуального ряда, чертами визуального воображения, счет визуального образа, помощи визуального ряда.


Похожие статьи

Диагностика потребности детей в визуализации учебного...

Визуально-пространственный тип интеллекта.Если ваша интеллектуальная ориентация — визуально-пространственная, то вам нравятся: визуальное искусство, карты, диаграммы и графики.

Функции визуализации также разнообразны. Она может применяться с целью

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как...

Мышление зрительными образами, или «визуальное» мышление, рассматривается как сложный процесс

Организация деятельности визуального мышления школьников в процессе обучения связана с конструированием визуальной учебной среды нового типа.

Использование библиотеки SFML для визуализации результатов...

Помимо этого, результаты моделирования необходимо представить в визуальном виде, удобном для зрительного восприятия. Визуализация — способ представления информации в виде структурных схем, карт, 3D-моделей и т. д. — является важным этапом в моделировании.

Визуализация учебного материала в ходе преподавания...

Содержание приема «образ-текст» состоит в предварительном предъявлении студентам визуального образа, который метафорично и концентрировано выражает смысл последующей текстуальной информации.

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с искусственно-регулируемыми источниками света. В этом случае, компьютерная графика и визуализация...

Роль визуализации научного знания в его трансляции в сферы...

Визуализированное представление отличается от обычного зрительного образа тем, что в его основе лежит абстрактно-логическое знание

Главной целью визуализации является целенаправленно создаваемой конструкт, облаченный в чувственно воспринимаемую форму.

Восприятие искусства и формирование предметного образа на...

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов. Ключевые слова: восприятие искусства, предметный образ, визуальное искусство, декоративно-прикладное искусство, орнамент...

Визуализация образа знакомого человека, здания, комнаты...

1. Визуальная.

Визуализация. У многих учеников с ОВЗ существуют проблемы и различия между тем, что они слышат и информацией, которую дети способны запомнить, им невозможность «увидеть» информацию, которая заменяется восприятием информации...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить

Приступая к созданию визуального образа, дизайнер закладывает в него то или иное смысловое наполнение и наделяет его определенными эстетическими качествами.

Похожие статьи

Диагностика потребности детей в визуализации учебного...

Визуально-пространственный тип интеллекта.Если ваша интеллектуальная ориентация — визуально-пространственная, то вам нравятся: визуальное искусство, карты, диаграммы и графики.

Функции визуализации также разнообразны. Она может применяться с целью

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как...

Мышление зрительными образами, или «визуальное» мышление, рассматривается как сложный процесс

Организация деятельности визуального мышления школьников в процессе обучения связана с конструированием визуальной учебной среды нового типа.

Использование библиотеки SFML для визуализации результатов...

Помимо этого, результаты моделирования необходимо представить в визуальном виде, удобном для зрительного восприятия. Визуализация — способ представления информации в виде структурных схем, карт, 3D-моделей и т. д. — является важным этапом в моделировании.

Визуализация учебного материала в ходе преподавания...

Содержание приема «образ-текст» состоит в предварительном предъявлении студентам визуального образа, который метафорично и концентрировано выражает смысл последующей текстуальной информации.

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с искусственно-регулируемыми источниками света. В этом случае, компьютерная графика и визуализация...

Роль визуализации научного знания в его трансляции в сферы...

Визуализированное представление отличается от обычного зрительного образа тем, что в его основе лежит абстрактно-логическое знание

Главной целью визуализации является целенаправленно создаваемой конструкт, облаченный в чувственно воспринимаемую форму.

Восприятие искусства и формирование предметного образа на...

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов. Ключевые слова: восприятие искусства, предметный образ, визуальное искусство, декоративно-прикладное искусство, орнамент...

Визуализация образа знакомого человека, здания, комнаты...

1. Визуальная.

Визуализация. У многих учеников с ОВЗ существуют проблемы и различия между тем, что они слышат и информацией, которую дети способны запомнить, им невозможность «увидеть» информацию, которая заменяется восприятием информации...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить

Приступая к созданию визуального образа, дизайнер закладывает в него то или иное смысловое наполнение и наделяет его определенными эстетическими качествами.

Задать вопрос