Экономические последствия повышения ставки НДС до 20 % | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.

Дата публикации: 11.08.2018

Статья просмотрена: 790 раз

Библиографическое описание:

Рогов, М. С. Экономические последствия повышения ставки НДС до 20 % / М. С. Рогов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52302/ (дата обращения: 19.12.2024).



На заседании Правительства 14 июня 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что правительство планирует повысить НДС с 18 % до 20 %, а 3 августа Президент России подписал закон о повышении НДС [3]. Изменения в налоговое законодательство вступают в силу 1 января 2019 года.

Как сообщает газета «Ведомости», данная мера необходима для того, чтобы найти деньги на выполнение указа Владимира Путина, который он озвучил после инаугурации в мае [4]. В рамках указа планируется к 2024 году повысить безопасность и качество инфраструктуры, обеспечить рост численности и продолжительности жизни населения, а также обеспечить развитие «цифровой экономики».

По предварительным оценкам, на выполнение «майского указа» Президента России необходимо дополнительно привлечь более 8 трлн рублей [4]. И как сообщили «Ведомостям» три федеральных чиновника на условиях анонимности именно повышение НДС с 18 % до 20 % является одним из ключевых способов реализации данной программы. Чиновники убеждены в том, что НДС может принести федеральному бюджету дополнительные 2 трлн рублей в течение шести лет. По оценке Минфина, рост налога на добавленную стоимость принесёт бюджету 633,5 млрд рублей в 2019 году и до 728 млрд рублей в 2021 году [1]. Остальную часть планируется привлечь за счет выпуска ОФЗ, изменений в пенсионной системе и налоговой реформы в нефтяной отрасли.

Эксперты из частного сектора высказываются негативно о последствиях повышения ставки налога в результате реализации планов «майского указа». Ожидается подорожание на все товары, реализация которых предполагает включение НДС, за исключением тех, на которые цены устанавливаются административным образом. При этом в законе отмечается, что сохранятся пониженные ставки в отношении продовольствия, детских товаров, медицинских товаров, а также нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Данные изменения будут происходить на фоне того, что по данным Росстата по итогам 2017 года реальные доходы россиян снизились по сравнению с 2016 годом на 1,7 %. Доходы населения падают 4 года подряд [2].

Повышение НДС также негативно скажется применительно к общим темпам инфляции, поскольку производители, освобожденные от уплаты НДС или уплачивающие НДС по льготной ставке, так или иначе, используют товары и услуги, облагаемые НДС 18 % в рамках своей деятельности. В конечном итоге повышение ставки затронет практически всех производителей в стране.

В рамках повышения издержек бизнеса и роста цен неизбежно произойдет снижение величины потребления. Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: машиностроение, строительство, электроэнергетику, розничную торговлю. Особенно остро это отразится на секторе малого и среднего предпринимательства. Нельзя быть уверенными в том, что спрос на продукцию в результате роста цен даже на 2–3 % сохранится на прежнем уровне. Менее подвержены данному риску будут более крупные производители, а также производители товаров и услуг первой необходимости.

В связи с этим встает резонный вопрос: можно ли было, не повышая налоги, найти другой источник финансирования? Привлечь 2 трлн рублей за 6 лет, не подвергая изменениям налоговую нагрузку на бизнес и население — труднореализуемая задача, решение которой не лежит на поверхности. Возможно, стоило бы пересмотреть ряд положений «майского указа» с позиции целесообразности в нынешних экономических и политических условиях, изменив точку зрения исполнения указа любыми средствами за счет населения и, в конечном итоге, во вред экономике.

Также, возможно было бы рассмотреть потенциальный отказ от нулевых ставок НДС и освобождения от НДС (за исключением экспорта), оставив только льготные ставки и стандартные ставки 10–18 %.

Дополнительным пунктом мог бы стать отказ от малоэффективной программы материнского капитала, тем более снижение ставок по ипотеке и программы субсидирования ее для семей эффективно ее заменяют.

Наконец, недостающие средства можно было бы получить за счет приватизации пакетов акций ряда государственных компаний. Так, например, можно было рассмотреть выход из состава акционеров «Аэрофлота» и «ВТБ», реализовать блокирующий пакет в «РЖД» и в других более мелких активах. Помимо поступлений от продажи приватизация улучшила бы корпоративное управление, дополнительно подстегнула бы экономический рост и налоговые поступления.

Стоит также отметить, что проблема России скорее сводится к структурным ограничениям в экономике — необходима смена стиля государственного управления, в том числе за счет снижения бремени разного рода проверок, снижения коррупционной составляющей. Эти меры позволили бы экономике действительно начать расти. Изменения в этих направлениях, позволили бы избежать повышения налогов.

С другой стороны, если не повышать ставки внутренних налогов, правительство будет финансировать реформы доходами от нефтегазовых поступлений особенно в период бурного роста цен на сырье. В этом случае неизбежен увеличение зависимости государственного бюджета от нефтяных поступлений, также успешность исполнения «майского указа» будет привязана к состоянию сырьевого рынка. Следовательно, повышение налоговой нагрузки, особенно на потребителей, не имеет альтернатив, которые устроили бы все стороны.

Подводя итог, еще раз хотелось бы отметить, что повышение ставки НДС необходимо для финансирования новых президентских указов. Увеличение сбора вынудит бизнес поднять цены. В этом случае малый и средний бизнес ждет потеря спроса на их товары. Рост цен может составить от одного до нескольких процентов.

Возможные альтернативы повышению налога связаны с реализацией пакета акций в государственных компаниях или пересмотра ряда пунктов из «майских указов». Однако, альтернативные меры привлечения средств могут стать причиной более негативных последствий, а НДС — наиболее нейтральный налог в данном случае.

Литература:

  1. Минфин подсчитал возможный эффект от повышения НДС и пенсионного возраста // ИА «Коммерсант». — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3681522 (дата обращения: 05.08.2018).
  2. Реальные доходы россиян показали снижение четвертый год подряд // ИА «РБК». — URL: https://www.rbc.ru/economics/25/01/2018/5a69dc3b9a7947621f973468 (дата обращения: 05.08.2018).
  3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808030106?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 05.08.2018).
  4. Чиновникам нужно найти еще 8 трлн рублей на выполнение нового указа Путина // Электронное периодическое издание «Ведомости». — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/05/08/768936-chinovnikam-nuzhno-naiti-8-trln (дата обращения: 05.08.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): повышение НДС, трлн рублей, изменение, конечный итог, млрд рублей, налоговая нагрузка, НДС, рост цен, ставок, товар.


Задать вопрос