Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (217) август 2018 г.

Дата публикации: 01.08.2018

Статья просмотрена: 921 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Е. Е. Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций / Е. Е. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52241/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы. Перечислено: для каких целей может быть использована диагностика мыслительных способностей.

Ключевые слова: мышление, интеллектуальные операции, методика, диагностика, способ.

The article is devoted to the problem of unformed thinking in first-graders, which is one of the main reasons for school failure. Using the example of a set of techniques for diagnosing systemic thinking, the results of experimental work are presented. Listed: for what purposes can the diagnosis of cognitive abilities be used.

Keywords: thinking,intellectual operations, methods, diagnostics, way.

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

А какие требования на сегодняшний день предъявляет школа? Что требует школа от дошкольного воспитания? Если объединить то, что говорят разные авторы, то оказывается, что школа требует от дошкольного воспитания трех вещей [1]:

а) готовности ребенка к школьному обучению;

б) чтобы ребенок был готов к предметному обучению;

в) грамотности, хотя, правда, это положение и не все разделяют.

На сегодняшний день имеется большое количество литературы, посвященной проблеме подготовки детей к школе. И хотя довольно часто мнения авторов о том, что является определяющим для успешности обучения, расходятся, практически все они исходят из анализа того, какие требования предъявляет современная школа к первокласснику.

Родители стараются научить своих детей читать, писать, считать, решать задачи и примеры по математике. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться.

К середине учебного года программа обучения усложняется, и ребенку не хватает того багажа знаний, который он приобрел в дошкольном детстве. Выясняется, что высокий уровень осведомленности ребенка о вещах и явлениях окружающего мира не является залогом успешного обучения в школе.

Родителей удивляют такие ситуации, когда ребенок все выучил, но получил плохую отметку или, наоборот, почти ничего не учил, но был оценен высоко. Дело здесь не в пристрастиях учителя, а в особенностях мышления ребенка. С одной стороны, для мыслительного процесса необходимы знания, так как «пустая голова не мыслит». С другой стороны, одних знаний оказывается недостаточно, так как необходим аппарат по переработке этих знаний. Учащиеся, которые не очень много знают, но умудряются получать хорошие отметки, обладают высоким уровнем развития мыслительных (интеллектуальных) операций (анализ, синтез, сравнение и др.), относящихся к высшей психической функции — мышлению.

Успешность обучения детей в первом классе обусловлена в большей степени уровнем развития наглядно-образного мышления и в меньшей степени — словесно-логического. К концу первого года обучения это соотношение меняется [4]. С поступлением в школу у ребенка начинает формироваться словесно-логическое (абстрактное) мышление. Обычно словесно-логическое мышление только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это вызывает трудности в процессе овладения детьми учебным материалом.

Любая задача разрешается на определенном содержании, определенным способом. Обобщенными же способами работы с содержанием выступают интеллектуальные операции [5].

Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями. Вот несколько примеров достоверных фактов, описанных разными психологами [2].

1) Для ребенка представляет большие трудности анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении. Ребенка спрашивают, сколько слов в предложении: «Ваня и Петя пошли гулять», ребенок отвечает: «Два (Ваня и Петя)». А. Р. Лурия и Л. С. Выготский отмечали, что речь выступает для ребенка как стекло, через которое что-то видно, но самого стекла (слова) не видно. Факты описаны С. Н. Карповой.

2) Представления о количестве насыщены конкретным содержанием. Дети путают величину и количество. Когда младшему школьнику показывают 4 маленьких кружка и 2 больших и спрашивают, где больше, ребенок указывает на 2 больших (подобные факты описаны П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и др.).

3) Определение понятий. Ребенка спрашивают, что такое плод. Для маленьких детей это то, что едят и что растет. Для школьника — часть растения, содержащая семя. Вначале младшие школьники мыслят по-дошкольному, ребенок исходит из непосредственной практической значимости явления, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий (В. В. Давыдов).

Проблема интеллектуальных операций находится в центре психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления.

Психологические исследования показывают, что несформированность мышления у первоклассников является одной из основных причин школьной неуспеваемости [3]. В связи с этим разработаны методики диагностики мыслительных способностей и способы ее формирования у детей.

Проблеме изучения мыслительных способностей принадлежат труды таких отечественных психологов как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, В. Д. Шадриков и др.

В ходе экспериментальной работы, проведенной с учащимися московских школ, с помощью четырех методик, выявляющих отдельные компоненты системности мышления, и одной методики, направленной на диагностику системности в целом, были отобраны следующие компоненты в структуре системного мышления [3]:

  1. Компонент «Оперирование образами» (методика «Повороты фигур»);
  2. Компонент «Установление отношения аналогии» (методика «Выбор по аналогии»);
  3. Компонент «Абстрагирование от несущественных признаков в процессе классификации» (методика «Классификация»);
  4. Компонент «Выделение существенных признаков системы» (методика «Дополни набор»).

В качестве интегральной методики, диагностирующей системное мышление в целом (способность к анализу объекта как целостности взаимосвязанных элементов, подчиненной исходному отношению, конституирующему систему), была выбрана методика «Ряд колец».

Для данного комплекса методик использовались главным образом авторские разработки (Н. И. Поливанова, И. В. Ривина, 1994), в основе некоторых из них лежат надежные и валидные тесты отечественных и зарубежных исследователей, модифицированные для целей данного комплекса. Все методики базируются на наглядном материале, что связано со спецификой возраста.

В обследовании участвовали 50 человек, учащиеся 1–3 классов московских школ. Исследование показало, что четыре изученные компонента имеют различную меру представленности в структуре системного мышления детей. Значимость этих различий устанавливалась статистическим путем с помощью критерия Стьюдента. Наибольшее значение в структуре системности имеет компонент «Выделение существенных признаков» (p<0,001). Все остальные компоненты также коррелируют со сформированностью системного мышления в целом, хотя и в меньшей степени (p<0,05).

Данный комплекс из пяти методик, может быть использован для следующих целей:

‒ в ситуации отбора детей для обучения в гимназии, лицее, специальных школах, а также при разделении детей по классам с учетом уровня актуального интеллектуального развития;

‒ для оценки динамики развития мышления детей в процессе обучения с первого по третий класс;

‒ для определения индивидуальных особенностей развития мышления ребенка; осуществления педагогической коррекции тех компонентов системного мышления, которые недостаточно сформированы у ребенка и организации адекватной помощи ему в учебе.

Системность мышления — это сложный феномен, не сводящийся к сумме отдельных интеллектуальных операций, который существенно зависит от условий формирования, то есть при такой форме обучения, в которой присутствуют элементы специальной организации сотрудничества, совместно-разделенной деятельности учителя и учащихся.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
  2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для СПО / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 460 с. — Серия: Профессиональное образование.
  3. Поливанова, Н. И. Диагностика системного мышления детей 6–9 лет // Психологическая наука и образование / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина. 1996. № 1. — 82–89 с.
  4. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 640 с. (Серия «Психология детства»).
  5. Шадриков, В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. — М.: Логос, 2006. — 108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, методика, системное мышление, школа, дошкольное воспитание, комплекс методик, компонент, школьная неуспеваемость, школьное обучение, экспериментальная работа.


Похожие статьи

Формирование психологической готовности к школьному...

В чем же появляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и...

Похожие статьи

Формирование психологической готовности к школьному...

В чем же появляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и...

Задать вопрос