Статья посвящена эйдос-конспектам, отражающим понимание произведений А. С. Пушкина юными читателями. Данная форма работы позволяет по-новому увидеть художественные средства, образы героев, мотивы их поступков, раскрывающие идейное содержание известных творений.
Ключевые слова: Пушкин, образ, образное мышление,образы героев, эйдос-конспект
Эйдос-конспект может являться малой формой проектной деятельности учащихся, которая рекомендована в условиях ФГОС. Известные произведения писателя предстанут по-новому для учителя, если он увидит их глазами ученика, который самостоятельно воплотит в рисунке или схеме представленный им образ, созданный писателем при помощи слова, и прокомментирует его. Таким образом, на уроке литературы соединятся читательское восприятие художественного произведения, знание литературоведческих понятий, навыки рисования и составление речевого объяснения.
Эйдос-конспект (ЭК) — размышление, рожденное образностью текста, сопровождаемое созданием собственных образов на основе цитат произведения [1]. Главное в ЭК — понимание роли слова в художественном тексте, развитие образного мышления ребенка, переход на метапредметный уровень. Данный вид работы позволяет проверить уровень восприятия произведения (в старших классах творчества) писателя, так как речевой комментарий показывает, насколько глубоко текст понят учеником; требует от учащегося самостоятельности в выборе темы, образов, учит его исследовательской деятельности; развивает творческие способности, интегрирует разные виды искусства: литературу, живопись, возможно, и музыку. Для неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит представлять, сравнивать разные точки зрения [2, с.75].
Эйдос-конспекты по форме можно классифицировать на художественные (в виде рисунка); графические, приближенные к опорному конспекту, схеме; цветовые (символика цвета в произведении); ассоциативные, рождающие собственные образы; комбинированные, сочетающие разные виды [3, с.71–73]; цифровые, созданные на компьютере [4].
Понятие образа (эйдоса) многозначно: троп («словесный образ»), художественная деталь, изображение человеческой жизни, даже идея, тема, проблема произведения [5, с.179]. Поэтому обучение открытию художественного образа происходит от простого к сложному.
Цель статьи — представить эйдос-конспекты по программным произведениям А. С. Пушкина, выполненные обучающимися 5 — 9 классов.
Программа по литературе рассчитана на постепенное погружение в глубокий смысл гуманного творчества Александра Сергеевича. Начинается работа в 5 классе. Совместно с учителем обучающиеся учатся видеть отдельные словесные художественные образы. Например, роль эпитетов в стихотворении «Няне». Эпитеты «забытые» ворота, «черный», «отдаленный» [6, с.391] путь усиливают чувство грусти, тоски, одиночества дорогого для поэта человека. Стихотворение — поэтическое раскаяние взрослого воспитанника, причиняющего столько печали няне. Эйдос-конспект Р. Блохина передает эмоциональные образы, возникшие в представлении ученика при чтении. А устное объяснение ЭК вырабатывает у него навык понимания выбора творцом нужного слова.
Рис. 1. Эпитеты в стихотворении А. С. Пушкина «Няне»
В 6 классе при изучении стихотворения «Узник» ученики чаще изображают антитезу, лежащую в основе композиции произведения. Но одни делают акцент на контрастных образах (темница, решётка даны как символы неволи; гора, море, ветер, «гуляющий» с человеком (олицетворение), связаны со свободным полётом птицы (сравнение); другие — на цветовой гамме (черный, темный противопоставлен чистому («белеет») и жизненному, природному началу («синеют») [6, с.288]. Комментарий к эйдос-конспекту расширяется. Обязательным становится формулировка идеи произведения: призыва к свободе [1, рис. 3].
В 7 классе ЭК по лирике может вбирать гамму тропов, раскрывающих идею стихотворения, или характеризовать образы героев через цепочку-схему их поступков в прозаическом произведении «Дубровский». Например, рассматривая развитие ссоры между К. П. Троекуровым и А. Г. Дубровским, ученики создали графический ЭК.
Рис. 2. Цепочка развития ссоры между К. П. Троекуровым и А. Г. Дубровским
Схема характеризует образы героев через портрет (завистливое выражение лица А. Г. Дубровского («некоторая зависть»), насмешливое или гневное у Троекурова), речь героев (вопрос Кирила Петровича: «Что ж ты хмуришься?», «суровое» сравнение Андреем Гавриловичем житья людей и собак, «дерзкое замечание» псаря обедневшему дворянину, приказ своевольного помещика «воротить непременно», иначе «навеки рассорится»), поступки, раскрывающие главные черты характера (отъезд гордого Дубровского, его молчание, «неприличное» письмо с требованием прислать «Парамошку с повинною», заговор Троекурова с Шабашкиным, нечестное дело в суде) [7, с.317, 318, 319]. Графический ЭК помогает понять образы героев, страшные последствия на первый взгляд обычной размолвки. Работая над проектом, ученики поняли губительную роль конфликта между людьми, приведшего к трагическим последствиям — смерти одного из них и горькой судьбе его сына, оставшегося без дома и впоследствии лишенного взаимной любви. Но именно настоящее чувство Владимира к Марье останавливает развитие мести: «О, как должен я ненавидеть того, но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти» [7, с. 371]. В этом гуманистическая суть произведения.
В 8 классе изучаем более сложный, с идейной точки зрения, роман (повесть) «Капитанская дочка», продолжающий тему бунта, рисующий противоречивую даже для автора фигуру Пугачева. Интересной работой стал эйдос-конспект О. Мироновой, изобразившей мотив милосердия в виде крепко спаянной цепи. Работа с текстом позволяет увидеть, что на добрый поступок одного человека другие также отвечают добром.
Рис. 3. Цепочка милосердия в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Помощь вожатого (Пугачева) в буран и человеческая необходимость Гринева отблагодарить его заячьим тулупом, оказавшимся для Петра спасением от казни во время захвата Белогорской крепости. Продолжают цепочку подаренные Пугачевым лошадь, шуба и полтина (втройне отблагодарил!), доставленные для Гринева урядником Максимычем, хотя полтину «потерял» по дороге, но потеря прощена барином. Зато письмо о беде Маши доставит Гриневу именно тот же Максимыч. Спасут Машу от Швабрина оба: и Гринев, ее возлюбленный, и бунтовщик, убивший её родителей. «Миловать так миловать» [7, с. 486]. И, наконец, смелый поступок девушки, защитившей Петра от неправедного суда, и милость императрицы, верность присяге которой не даёт главному герою пойти на компромисс с Пугачевым. Действительно, цепочка добрых дел видится ярче через эйдос-конспект. Согласимся с В. Н. Катасоновым в том, что «повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что ее можно было бы назвать повестью о милосердии» [8, с. 3].
«Евгений Онегин» в силу специфики жанра отличается свободной композицией, включает пространные лирические отступления, благодаря которым в произведении рядом с героями действует образ автора. По мнению В. Г. Маранцмана, он объемнее каждого из них. Взгляд на жизнь Автора широк, именно в «широте взгляда на жизнь — отличие поэта от героев романа» [8, с. 241].
Рис. 4. Нравственные ценности автора романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
На эйдос-конспекте А. Евтиной (9 класс) показаны важные для творца ценности жизни: творчество, волшебная минута посещения Музы («услаждала путь немой»); родная природа («деревенская тишина»); возрастные изменения в восприятии женской красоты: в молодости любимые балы, влюбленность («все поэты — //Любви мечтательной друзья»), а в зрелости — семья, дом и необходимые для поэта понятия долга и чести («Мой идеал теперь — хозяйка,//Мои желания — покой»; слова Татьяны, созданного автором женского идеала: «Я буду век ему верна»), ради защиты которых он пойдет на дуэль [7, с. 139, 28, 168, 160, 158].
Проектная деятельность через создание эйдос-конспектов может быть частью одного урока, целой темы, а может превратиться в исследовательскую работу. Так много еще скрыто в художественном тексте, и каждое поколение видит классическое произведение по-своему. Важно, чтобы получился диалог между писателем, учителем и учеником.
Литература:
- Головацкая, Н. Ф. Анализ поэтического текста с помощью эйдос-конспекта. 5–7-е классы. // Педагогическая мастерская «Первое сентября». URL: http://открытыйурок.рф/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/412223/ (дата обращения: 17.07.2018).
- Головацкая Н. Ф. Анализ художественного произведения при помощи эйдос-конспекта // Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года: 026 сборник материалов VI Международной научно-практической конференции/ под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. — С. 75–80.
- Головацкая Н. Ф. Эйдос-конспект как одна из форм постижения своеобразия художественных произведений // Размышляя о вечном. Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы. Выпуск. 2. — Томск: ГНМЦ, 2003. — С. 70–84.
- Головацкая Н. Ф. Виды эйдос-конспектов // Эйдос-конспект. URL: http://eidos.ucoz.ru/ (дата обращения: 17.07.2018)
- Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 423 с.
- Пушкин А. С. Сочинения в 3-х т. Т.1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. — М.: Худож. лит., 1985. — 735 с.
- Пушкин А. С. Сочинения в 3-х т. Т.3. Евгений Онегин. Художественная проза. — М.: Гослитиздат, 1957. — 623 с.
- Катасонов В. Н. Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А. С. Пушкина) // Литература в школе. — 1991. — № 6. — С. 2–13.
- Маранцман В. Г. Литература: Учеб. пособие для 9 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1994. — 317 с.