Роль взрослых в самостоятельных играх детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 22.07.2018

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Беланова А. В., Румянцева М. В. Роль взрослых в самостоятельных играх детей // Молодой ученый. — 2018. — №29. — С. 146-147. — URL https://moluch.ru/archive/215/52094/ (дата обращения: 11.12.2019).



Если наблюдать за малышами, нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть не капризничает, может, пусть и ненадолго, заняться полезным и интересным для себя делом. Он любит общаться и разговаривать со взрослыми и конечно же доверяет им. Дети очень любопытные, их интересуют все предметы, все дела, все разговоры взрослых. А еще дети очень любят помогать взрослым: готовы стирать, гладить, мыть посуду с мамой, заводить машину вместе с папой. Когда взрослые этого не разрешают, малыш переходит к игре «понарошку» стирает, гладит, водит машину.

Эмоционально отзывчивые дети, которые умеют играть, жизнерадостны, словом они живут полной, по-настоящему счастливой жизнью. И наоборот, дети, которые не умеют и не любят играть, шагу не могут сделать без взрослого, требуют постоянного внимания и участия старших во всех занятиях, капризничают, раздражаются или, что еще хуже, становятся вялыми, равнодушными. Часто у них нарушен контакт со взрослыми, они затрудняются что-либо спросить у старших, не доверяют им, становятся замкнутыми.

Некоторые родители считают, что игра менее серьезна и полезна для ребенка, чем, например, просмотр и чтение книг, детских познавательных телепередач или участие в трудовой деятельности. На самом деле развитие дошкольника в большей части зависит от того, как и во что он играет. Ведь в игре малыш воспроизводит всю окружающую его действительность.

Интересная, полезная для ребенка игра сама по себе не приходит. Помочь ребенку в овладении этим необходимым ему видом деятельности должны старшие. Это могут быть как взрослые, так и братья, сестры и другие дети. Приобщать ребенка к игре следует с первых лет жизни. В каждом возрастном периоде у детей свое понимание мира, свои возможности отражения его в игре. Взрослые должны это учитывать, когда участвуют в игре ребенка. В первую очередь, нужно понимать, что игра с раннего возраста формируется взрослыми как детская самостоятельная деятельность, как деятельность самого ребенка. Ребенок, а не взрослый, в игре, должен быть хозяином положения. Задача взрослого вдумчиво, тактично, неназойливо руководить игрой. Не следует диктовать ребенку правила, что и как ему нужно делать, без конца поучать его. Правильно будет помочь малышу советом, незаметно направить игру в нужное русло.

Даже занимаясь своим делом, старшие вполне могут разнообразить игру ребенка, предложив ему дополнительную игрушку или поставив перед ним новую игровую задачу, которую малыш с удовольствием решает сам.

Если ребенок сам решает элементарные игровые задачи, по своему выходит из затруднительных положений в игре, он приобретает уверенность в своих силах.

Игра ребенка становится самостоятельнее и разнообразней в процессе познания им окружающих предметов, природы, отношения людей. Познать мир малышу можно только активно действуя. Поэтому очень важно в доступной форме привлекать детей к участию в повседневных делах, которыми занимаются взрослые. Большую ошибку совершают взрослые, когда отстраняют детей от настоящих, серьезных дел.

На ранних этапах становления игры дети сами без взрослых не способны перенести жизненный опыт в игровой условный план. Следует показать малышам, как играть, и во что играть. Это могут быть простые, незамысловатые инсценировки: как кукла гуляла с собачкой, как зайчик угощал петушка морковкой, день рождения лисички и т. д.

Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, какие игрушки имеются в его распоряжении. Каждая новая игрушка — очень важное событие в жизни ребенка.

Игрушка обязательно должна быть понятна ребенку. Детям раннего и младшего дошкольного возраста необходимы игрушки, отображающие их повседневный быт, знакомые им по собственным наблюдениям. И тогда ребенок сможет сам активно использовать все игрушки по назначению. Не следует загромождать детскую комнату множеством игрушек, пусть даже очень красивыми. Дошкольнику сложно что-либо выбрать, он ни на чем долго не сосредоточен. Чаще всего ребенок берет первый попавшийся предмет и, не зная, как играть, бросает или перекладывает игрушку, в итоге игры не получается.

Радость встреч с новой игрушкой — это только начало большой игры. Очень важно не только порадовать малыша, но и показать, как с ней играть, вызвать доброе, бережное, заботливое отношение к игрушке.

Уместно, когда взрослые, играя с ребенком, сами выполняют роли шофера, продавца, врача. Это не только радует малыша, но и многому учит. У партнеров по игре дошкольник учится играть воображаемыми предметами, использовать вместо необходимых вещей, их заменители в виде палочек, листьев, шишек, желудей, ракушек и др.

Благодаря приобретению игрового опыта уже двухлетние дети с удовольствием играют вместе. Особенно ценной является игра разных по возрасту детей. Вряд ли кто лучше, чем старшие дети понимают игру малышей. С легкостью и без иронии старшие дошкольники включают малышей в свои игры, моментально оценивают их возможности. А малыши, в свою очередь, благодарные за доверие, стараются не уронить достоинство и поражают даже родителей своим воображением, сообразительностью, проявленными в совместных играх со старшими детьми.

Чем меньше ребенок, тем большая помощь в игре требуется со стороны взрослого. Чем старше становится малыш, тем более аккуратным, тонким и вдумчивым должно быть вмешательство в его игру. Ребенок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым, а благодарность взрослому за его незаменимый кропотливый труд — распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Григорович Л. А. Педагогика и психология. — М., 2004.
  3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, взрослый, малыш, игра ребенка, игрушка, дело.


Похожие статьи

игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек...

Детям необходимы совместные игры со взрослыми. игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель.

Игра как средство развития личности ребенка младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший...

Игра как основной вид деятельности детей младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет. Игра как средство развития личности ребенка младшего...

игра, игрушка, дети дошкольного возраста, педагогическая...

игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель. Почему у современных детей не бывает любимых игрушек?

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип...

ребенок, ранний возраст, игра, малыш, игрушка, раннее детство, предмет, секрет.

Без игры нет детства | Статья в сборнике международной научной...

Как играют дети? Примерно до трех лет ребенок играет с игрушками без сверстников.

Игры со сверстниками возникают еще в раннем детстве. Сначала малыши приглядываются, во что играет во дворе соседский мальчик.

Игра — путь воспитания и развития детей | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ролевая игра, дошкольный возраст, действие, взрослый, обучающая задача, будущая жизнь

ребенок, игра, игрушка, сюжет игры, кукла, совместная игра, роль, действие, ролевое поведение, дошкольный возраст.

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего...)

Они помогают сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Это не только обогатит малышей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт

После того как дети усвоили основные движения, взрослый организовывает игру между детьми.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший...

Игра как средство развития личности ребенка младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип...

В игре дети следуют определенным игровым правилам. На свежем воздухе дети играют с игрушками, бросовым и природным материалом, в игре обогащается опыт

Игра позволяет раскрыть индивидуальные возможности и особенности малыша, его творческий потенциал.

Похожие статьи

игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек...

Детям необходимы совместные игры со взрослыми. игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель.

Игра как средство развития личности ребенка младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший...

Игра как основной вид деятельности детей младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет. Игра как средство развития личности ребенка младшего...

игра, игрушка, дети дошкольного возраста, педагогическая...

игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель. Почему у современных детей не бывает любимых игрушек?

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип...

ребенок, ранний возраст, игра, малыш, игрушка, раннее детство, предмет, секрет.

Без игры нет детства | Статья в сборнике международной научной...

Как играют дети? Примерно до трех лет ребенок играет с игрушками без сверстников.

Игры со сверстниками возникают еще в раннем детстве. Сначала малыши приглядываются, во что играет во дворе соседский мальчик.

Игра — путь воспитания и развития детей | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ролевая игра, дошкольный возраст, действие, взрослый, обучающая задача, будущая жизнь

ребенок, игра, игрушка, сюжет игры, кукла, совместная игра, роль, действие, ролевое поведение, дошкольный возраст.

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего...)

Они помогают сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Это не только обогатит малышей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт

После того как дети усвоили основные движения, взрослый организовывает игру между детьми.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший...

Игра как средство развития личности ребенка младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип...

В игре дети следуют определенным игровым правилам. На свежем воздухе дети играют с игрушками, бросовым и природным материалом, в игре обогащается опыт

Игра позволяет раскрыть индивидуальные возможности и особенности малыша, его творческий потенциал.

Задать вопрос