С жизненными трудностями люди сталкиваются на протяжении всей своей жизни. В современных сложных экономических, политических, социальных и психологических условиях перед человеком возникает большой спектр проблем разного плана, которые не всегда получается решить самостоятельно.
Можно сказать, что трудные жизненные ситуации — это ситуации, нарушающие жизнедеятельность человека (как объективно, так и субъективно), которую он не в силах преодолеть самостоятельно. К таким ситуациям относят: угрозы финансовой нестабильности, стрессы, эмоциональные и физические перегрузки, потери и т. п. Тем самым они порождают отрицательные эмоции и переживания, вызывая дискомфорт и дестабилизацию личности [3].
Способы преодоления сложных жизненных ситуаций изучали различные авторы, такие как Л. И. Анциферова, Х. Шредер, В. А. Тышков, Р. М. Грановская и др., которые рассматривали данные ситуации в основном через определение «копинг-стратегии». Они индивидуальны и обладают разными конструктивными особенностями. Особенность таких методов поведенческого характера обосновывается тем, что они могут помогать преодолевать трудные жизненные ситуации активными действиями, целенаправленными, сознательными.
Трудная жизненная ситуация, в основном обосновывается несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он не может. Такое не согласование мешает, грамотному достижению цели, что может повлечь за собой негативные эмоции и служит индикатором трудной жизненной ситуации.
В 1991 г. в России созданы системы мер поддержки социальных слоев населения, поддерживающие наиболее уязвимых и нуждающихся граждан. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждена структура организаций социального обслуживания населения, в которую включены те организации, которые предоставляют социальные услуги лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию: дома интернаты, центры социальной адаптации населения, дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, службы срочного социального обслуживания [6].
Проблемы ресоциализации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, являются актуальными, поскольку количество таких людей в России не снижается, а применяемые социальные технологии в социальных гостиницах не в полной мере способствуют восстановлению индивида в общество.
В современной России создаются автономные сети учреждений, именуемые как «Социальные гостиницы», основной целью которых является ресоциализация, а задачей — помощь гражданам оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Перечень предоставляемых услуг может варьироваться от типа и вида гостиницы, а также от применяемых в ней социальных технологий.
Как правило, в социальной гостинице предлагается временное и постоянное проживание людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: без определённого места жительства и определенных занятий, пострадавшим от стихийных бедствий физического, психического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного жилья.
Несмотря на временное проживание подопечных в социальной гостинице, в этих учреждениях предоставляются все виды помощи, которые способствуют успешной реинтеграции в социум.
Как показывает опыт и практика социальных гостиниц по России, активным методом ресоциализации является трудотерапия. Это необходимо, т. к. жизнедеятельность гостиницы основана только на самообеспечении. Для наиболее качественного сопровождения необходим комплекс мер, который позволил бы благополучно возвращать человека в общество уже полноценной личностью, социально-воспринимаемой и имеющей навыки нравственно зрелого сосуществования в социуме. Обеспечение социальной гостиницы и пребывание семей, социальное сопровождение в социальной гостинице осуществляется путём предоставления социальных услуг гражданам: проведение мероприятий медицинского, психологического и социального характера [2].
Ресоциализация людей, попавших в трудную жизненную ситуацию — достаточно актуальная проблема для социальной работы, которую вполне реально решить посредством создания ряда социальных учреждений, которые помогали данной категории, а специалисты учреждений могли бы обучить подопечных как наиболее эффективно можно решить ту или иную затруднительную ситуации в своей жизни.
Литература:
- Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 2004. — Т.15. — № 1. — 458 с.
- Бабченко М. Ю. Социальная поддержка человека в трудной жизненной ситуации. // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 2.; — 156 с.
- Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 4. — 345 с.
- Дикая Л. Г., Махнач А. В. отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. — 2006. — Т.17. — № 3.
- Леонтьев А. Н. Эволюция психики: Избр. психолог. труды. М.: Москва, Воронеж, 2008 г.
- Малкина — Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: ЭКСМО, 2008. — 928 с.
- Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. для вузов. — 2-е изд. — М.: «Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
- Трудные жизненные ситуации: эффективные способы реагирования / Под ред. Л. В. Понаринова, И. В. Матвиенко. — М., 2006. — 192 с.