В статье рассматриваются теория и понятия о технологии кросс-докинг. Применимость в современных реалиях данной системы. Отрицательные и положительные стороны технологии. Условия для реализации технологии кросс-докинг в цепи поставок.
Ключевые слова: кросс-докинг, технология кросс-докинг, управление цепями поставок, виды кросс-докинга, склад.
Введение
В современном мире необходима оперативная и менее затратная доставка от грузоотправителя к клиенту. Все чаще стало заметно, что совершенствуется не сама технология перевозки, а управление уже имеющимися ресурсами. Поэтому организация цепей поставок постоянно меняется и совершенствуется. Эффективность логистических операций цепей поставок зависит от взаимодействия между собой всех элементов данной цепи. Каждая компания желает снизить издержки на доставку товаров и стремится увеличить капитал для собственного развития. Существует проблема, связанная с большим количеством складских операций при размещении груза на ответственное хранение, что увеличивает время на доставку товара. Решить данную проблему можно с помощью технологии кросс-докинг, которая снижает складские издержки.
Понятие кросс-докинга
Под кросс-докингом понимают процесс приемки и отгрузки товаров напрямую через склад, без размещения на хранение. Благодаря применению данной технологии сокращается время на получение товаров от поставщиков и отгрузку товаров со склада, а также уменьшаются затраты на хранение товара. Для применения кросс-докинга необходима развитая система управления складом, и современная система временного планирования для максимально точного согласования.
Виды кросс-докинга
Технология кросс-докинг осуществляется в один или два этапа. При одноэтапном кросс-докинге груз проходит через склад напрямую, без каких-либо изменений. После чего отгружается в кузов автомобиля меньшей или большей грузоподъемности и вместимости в зависимости от потребностей клиента. При двухэтапном кросс-докинге груз, проходя через склад, переформировывается, то есть делится на группы, либо наоборот объединяется в единый заказ. Далее, как и при одноэтапном кросс-докинге отгружается в другой подвижной состав в зависимости от целей клиента.
При применении одноэтапного кросс-докинга грузоотправитель согласно листу комплектации собирает заказ в коробки, маркирует и укомплектовывает его на паллет. Формирование паллета осуществляется с применением стретч-пленки для исключения несанкционированного доступа. Каждая коробка в заказе маркируется: номер накладной, наименование грузополучателя (покупателя), которому следует перенаправить заказ, количество мест в заказе и номер данного места. При использовании кросс-докинга в один этап — склад принимает заранее известное количество складских мест и отгружает ровно такое же количество, без каких-либо изменений. При двухэтапном кросс-докинге на складе выделяется зона для переформирования партии товара, при этом отдельно взятая каждая грузовая единица будь то коробка, либо паллет, должна также исключать несанкционированный доступ, и иметь аналогичную маркировку, как и при одноэтапном кросс-докинге.
Размещение товара на складе как при одноэтапном, так и двухэтапном кросс-докинге полностью исключается. Также известны грузополучатели, входящие в список поставки, таким образом заранее известно кому и куда будет отправлен товар.
Кросс-докинг сегодня
При выборе склада, на котором будет использована технология кросс-докинга необходимо заранее знать количество обслуживаемых клиентов, а также суточный объем проходимой продукции через склад, так как кросс-докинг становится выгоднее лишь после достижения определенного суточного объема. Поэтому для более выгодного использования системы необходимо глубокое изучение всех особенностей предприятия, а также возможное развитие в будущем. Кросс-докинг уже использует ряд западных компаний, таких как Wal-Mart и TheHomeDepot. Сейчас в России существуют все предпосылки для развития кросс-докинга. Интенсивно разрабатывается профессиональное программное обеспечение, которое позволит совместить системы учета и управление товаропотоками. При таких темпах развития в скором времени появится спрос на терминалы, которые позволят перемещать грузы с одного вида транспорта на другой и моментально отправлять их потребителю. Такая схема доставки идеально подошла бы для интернет-магазинов, где затраты на хранение стремятся к минимуму, а потребитель получает товар в кратчайшие сроки.
Особенности
Помимо традиционного применения транспорта на входящих и выходящих потоках, возможна выгрузка части груза из кузова транспортного средства. К оставшейся части груза добавляют другой груз, который необходимо отправить в том же направлении. Такой вид перегрузки в рамках технологии кросс-докинг называется способ «ядра».
Также одна из особенностей заключается в том, что заказ комплектуется поставщиком товара, а это позволяет существенно снизить стоимость его обработки и ответственность за сохранность комплектации товара снять с оператора. Также заказ поступает на склад непосредственно перед отгрузкой, обеспечивая минимальный срок пребывания товара на складе. Все эти особенности требуют точного согласования поступления товара по времени от грузополучателей к поставщикам.
Технология кросс-докинга применима как на складах 3PL-операторов, так и на складах, работающих по традиционной и смешанной технологии.
Плюсы кросс-докинга
‒ Снижение складских затрат
‒ Сокращение рабочего персонала и оборудования на складе
‒ Повышение скорости товарооборота
‒ Сокращение времени комплектации товара
‒ Повышение эффективности работы склада
‒ Снятие ответственности с оператора за комплектацию заказа
‒ Возможность одновременной работы с большим количеством клиентов
‒ Снижение возвратов по причине неверной сортировки товаров
Минусы кросс-докинга
‒ Постоянный анализ потребительского спроса на продукцию (необходим хорошо прогнозируемый товар)
‒ Из-за высокого товарооборота, заказы должны быть сразу готовыми или предполагать незначительные дополнительные операции
‒ Необходима четкая организация транспортных потоков
‒ Необходимость в едином электронном документообороте
Заключение
Кросс-докинг имеет большие перспективы и способен оказывать положительное влияние на качество и скорость обслуживания конечного клиента. Однако в современных условиях можно столкнуться с такими проблемами как: небольшое количество площадок, построенных непосредственно под кросс-докинг, необходимость в сложной интеграции между WMS-системой и ERP-системой, развитая транспортная инфраструктура.
Возможность реализации применения технологии кросс-докинг в современных российских условиях зависит только от скорости решения текущих проблем.
Литература:
- Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок. — М.: Издательство «Альфа-пресс», 2009. -720 с.
- Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н. Логистика: Учебник / М.: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Полный курс ВМА)
- Шехтер Дэймон, Сандер Гордон Логистика. Искусство управления цепочками поставок / Пер. с англ. — М.: Претекст, 2008. — 230 с.
- Наполитано Н. Pick-by-line — новая технология кросс-докинга// Склад и техника — № 2, 2008
- Шехватов А. В. [Электронный ресурс] // Описание метода оптимизации грузовых перевозок с использованием технологии кросс -докинга — URL: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2016/Economics/11_206655.doc.htm