Анализ существующих методов решения транспортной и складской задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 13.12.2016

Статья просмотрена: 1853 раза

Библиографическое описание:

Секербаева, А. Ф. Анализ существующих методов решения транспортной и складской задач / А. Ф. Секербаева, Б. А. Рамазан, Е. С. Бестембек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 506-509. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36315/ (дата обращения: 22.12.2024).



Относительно благополучная экономическая ситуация, рост потребительских рынков, быстрые темпы развития промышленных компаний вынесли на поверхность проблемы с логистикой.

Неразвитость инфраструктуры, которая заключается в практически полном отсутствии современных складских помещений, ориентированных на бизнес, как в крупных городах, так и в регионах, и еще более важное — в нехватке соответствующего транспортного парка, как железнодорожного, так и автомобильного, а также некачественные автодороги.

Наиболее конкурентным является автомобильный сегмент. Однако главные проблемы сектора — это плохое качество дорог и нехватка автопарка.

Что касается железнодорожных перевозок, то это часто дольше по срокам и, как оказывается, нерегулярно по доступности. Логистике эффективность транспортировки, как известно, определяется тремя факторами:издержками, скоростью и бесперебойностью. Все эти критерии в железнодорожных перевозках сильно хромают. [1]

Транспортная задача — задача об оптимальном плане перевозок продукта из пункта наличия в пункт потребления. Их целью является доставка продукции в определенное время и место при минимальных совокупных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Она считается достигнутой, если нужный товар требуемого качества и в необходимом количестве доставляется в нужное время и в нужное место с минимальными затратами.

Транспортировка — важная область жизнедеятельности человека. Перевозка людей и грузов (как пищевых, так и промышленных) — неотъемлемая часть жизни современного человека.Необходимость решения таких транспортных задач, с минимизацией издержек на перевозку, определяется большим экономическим эффектом при нахождении лучшего решения, т. к. это явно увеличивает прибыль предприятия. Таким образом, решение транспортных задач большой размерности является актуальной задачей. [2]

Складская логистика — раздел логистики, посвященный управлению размещением на хранение, хранением, пополнением и выдачей материальных ресурсов потребителям.

Хозяйственная деятельность предприятия невозможна без функции хранения, а, следовательно, без складов, которые имеют место в любой логистической системе. Современный товарооборот невозможен без эффективной складской логистики. Современный складской комплекс, обладающий совершенными технологиями, позволяет решать многие проблемы, связанные с обращением товарно-материальных ценностей ускоряя процессы товарооборота с помощью построения систем эффективной складской логистики. Правильно организованный склад позволяет оптимизировать затраты логистической системы, а процессы, связанные с функционированием складов, в конечном результате являются значительной составляющей совокупных затрат. Поэтому правильное использование возможностей складской логистики дает возможность оптимизировать работу предприятия.

С целью определения эффективности работы складской логистики необходимо произвести расчеты по следующим показателям склада за логистический период времени (час, сутки, рабочая смена, рабочая неделя, декада, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год): грузооборот склада, себестоимость грузовой переработки, коэффициент использования складской площади, оборот склада, пропускная способность склада, уровень механизации складских работ, оборачиваемость склада. [3]

Одним из ключевых параметров для оптимизации логистического процесса, связанного с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами и последующим складированием, является грузовая единица — некоторое количество товаров, которое грузят, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое. [4]

Эффективность применения логистики в торговле

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Остановимся на основных слагаемых эффекта.

1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет:

 перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;

 применения современных технологий контроля состояния запасов;

 высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.

Сокращаются как текущий, так и страховые запасы. Текущие — за счет поставок точно в срок оптимальных размеров партий. Страховые — за счет их концентрации в едином распределительном складе. Например, если 100 магазинов объединить вокруг одного распределительного склада и сконцентрировать здесь страховые запасы, то по закону квадратного корня общий размер запаса без ущерба для стабильности обслуживания сократится в 10 раз. [5]

2. Максимальное использование площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого удается достичь за счет:

 резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено;

 перемещения части подготовительных операций таких, как фасовка, маркировка, проставление цены и др., на более ранние стадии товародвижения.

3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

4. Сокращение транспортных расходов, которое удается достичь за счет высокой согласованности участников в вопросах использования транспорта.

5. Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Совокупный эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем ценной для рынка способности обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

В заключение отметим, что логистическая оптимизация торговли — естественный, неизбежный путь развития отрасли. Применение логистики — уже сегодня залог конкурентоспособности предприятия торговли. Завтра это, возможно, — его главный ресурс.

Основными методами решения задач в логистике являются:

Метод потенциалов: Широко распространенным методом решения транспортных задач является метод потенциалов. Этот метод позволяет упростить наиболее трудоемкую часть вычислений — нахождение оценок свободных клеток.

Достоинства: Не надо искать циклов с отрицательной ценой. Достаточно быстро определяет оптимальный план.

Недостатки: При использовании этого метода необходимо иметь допустимый опорный план, полученный каким-либо способом.

Систему потенциалов можно построить только для невырожденного опорного плана. Такой план содержит m + n — 1 занятых клеток, поэтому для него можно составить систему из m+n—1 линейно независимых уравнений вида с m + n неизвестными. Уравнений на одно меньше, чем неизвестных, поэтому система является неопределенной и одному неизвестному (обычно U1) придают нулевое значение. После этого остальные потенциалы определяются однозначно.

Венгерский метод:Алгоритмоптимизации,решающийзадачу о назначенияхзаполиномиальноевремя.

Достоинства: Является возможность оценивать близость результата каждой из итераций к оптимальному плану перевозок. Это позволяет контролировать процесс вычислений и прекратить его при достижении определенных точностных показателей. Данное свойство существенно для задач большой размерности. [6]

Недостатки: Довольно трудоемкий процесс.

Дельта-метод: Методконтроля,прикоторомусловныйразмернесплошности,расположеннойподугломк поверхностиввода,оцениваютисходяизрасстояниямеждудвумясамымивысокимиэхо-сигналамиотобоихкраеви основныхграней,а такжес учетомуглавводанаклонного преобразователя.Этотметодявляетсяоднимизметодовустановленияразмеров.

Достоинства: Всегда определяется оптимальный план. Возможность найти план оптимальный очень быстро.

Недостатки: Довольно трудоемкий процесс. При использовании этого метода необходимо иметь допустимый опорный план.

Распределительный метод: Данный метод состоит в последовательном улучшении опорного плана перевозок путем отыскания на каждом шаге выгодных циклов переноса грузов.

Достоинства: Простота алгоритма.

Недостатки: Нужно отыскивать циклы для всех свободных клеток и находить их цены.

Симплекс метод: планирование является достаточно эффективным средством достижения областей экстремума. Отметим достоинства и недостатки последовательного симплексного метода.

Достоинства:

 используется минимальное число опытов для определения направления движения по сравнению с другими планами. Введение нового фактора требует постановки только одного дополнительного опыта;

 метод обладает простой вычислительной процедурой;

 достаточно легко учитываются ограничения на область изменения переменных;

 процедура метода позволяет легко включать или исключать из рассмотрения те или иные переменные;

 направление движения определяется только соотношением величин функции отклика в вершинах симплекса, а не их абсолютными значениями;

 метод работоспособен в условиях дрейфа характеристик объекта.

Недостатки:

 реализация метода не дает информации о влиянии каждой переменной на функцию отклика;

 движение по правилам симплексного метода дает ограниченное представление о рельефе поверхности отклика. [7]

Все эти методы имеют общие недостатки. При нахождение опорного плана для строительного производства заносится одно из значений: тарифов на перевозку грузов, дальность транспортировки, себестоимость и т. д., которое не дает полную оптимальность доставки груза в заданный объект строительства. Так как у каждого потребителя в строительной отрасли есть свои критерии строительства.

Для совершенствования методов решения транспортной и складской задач, нами предлагается использовать многофакторную модель транспортной и складской задач. Для этого предлагается одновременно ввести в методы решения транспортной и складской задач такие параметры как: себестоимость перевозки грузов к строительным объектам, срок строительства и удельные приведенные затраты на строительстве того или иного здания или сооружения. Это позволит создать многофакторную модель решения транспортно-складской задачи, что является целью исследования в рамках выполнения магистерской диссертации.

Литература:

  1. Тойлыбаев С. Invest Capital Realty: склады, логистика, инфраструктура // Международный деловой журнал Kazakhstan. — 2005. — № 2.
  2. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология: Учебник для вузов — М.: Дрофа 2004–208с.
  3. Кадыров А. С., Бестембек Е. С., Сұңғатоллақызы А., Тұрмаханбет Ф., Кокенова А. Т. Решение транспортной задачи на примере строительства протяженных объектов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 6–2. — С. 224–227;
  4. Бестембек Е. С., Секербаева А. Ф. Разработка алгоритма решения многофакторной модель транспортной и складской задач при механизации строительных работ. — Журнал. Интеграция науки, образования и производства — основа реализации Плана нации, 2015. — 196 с.
  5. Бестембек Е. С., Секербаева А. Ф. Задачи исследования и разработки многофакторной модели транспортно-складских решений. — Журнал. Актуальные проблемы транспорта и энергетики: пути их инновационного решения, 2016. — 156.
  6. Мухтаров Ш. М., Кабикенов С. Ж., Курмашева Б. К., Секербаева А. Ф. Развитие придорожного сервиса в Республики Казахстан (на примере расчета технико-экономических показателей АЗС). — Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 04 (87) апрель 2016. Часть I. — 121–126 с.
  7. Wikipedia: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki / Транспортная задача (Дата обращения: 15.12.13г.)
Основные термины (генерируются автоматически): складская логистика, складская задача, недостаток, эффективная складская логистика, трудоемкий процесс, розничная торговля, оптовое звено, оптимальный план, нужное место, нужное время, грузовая единица, направление движения, метод потенциалов, логистическая система, логистик, затрата, задача, достоинство, допустимый опорный план.


Похожие статьи

Экономико-математическое обоснование оптимальной структуры землепользования сельскохозяйственных предприятий

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Анализ теории исследования и создания систем технической эксплуатации автомобильного транспорта

Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых авиационных перевозок

Разработка методов оптимизации принятия управленческих и экономических решений в системе жилищно-коммунального хозяйства

Теоретические основы использования криминалистических знаний в арбитражном процессе

Методические и методологические аспекты анализа конкурентоспособности предприятий и продукции АПК

Анализ методов интенсификации теплообмена в энергетических котлах

Решение проблем социально-экономической и финансовой сфер с применением метода имитационной модели

Похожие статьи

Экономико-математическое обоснование оптимальной структуры землепользования сельскохозяйственных предприятий

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Анализ теории исследования и создания систем технической эксплуатации автомобильного транспорта

Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых авиационных перевозок

Разработка методов оптимизации принятия управленческих и экономических решений в системе жилищно-коммунального хозяйства

Теоретические основы использования криминалистических знаний в арбитражном процессе

Методические и методологические аспекты анализа конкурентоспособности предприятий и продукции АПК

Анализ методов интенсификации теплообмена в энергетических котлах

Решение проблем социально-экономической и финансовой сфер с применением метода имитационной модели

Задать вопрос