Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 08.07.2018

Статья просмотрена: 812 раз

Библиографическое описание:

Кондрашин, А. В. Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе / А. В. Кондрашин, В. А. Кондрашин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51957/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной коммерции.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, налогообложение электронной коммерции.

The article considers e-Commerce as a business direction in the world and Russia, describes the advantages and prospects of e-Commerce. The article reveals the problematic aspects of taxation of the Russian Federation in the field of e-Commerce.

Keywords: e-Commerce, e-business, taxation of e-Commerce.

Россия на современном этапе, молодая быстроразвивающаяся страна с рыночной экономикой. Такой тип экономической системы позволяет активно развиваться предпринимательской среде. В Конституции Российской Федерации в статье 34 написано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1]. Это позволяет о говорить о том, что каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, конечно есть ряд исключений (например Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Если изучить данные федеральной службы государственной статистики касающиеся предпринимательства, то можно отчетливо наблюдать восходящий тренд развития предпринимательства в России, ежегодно все больше людей связывают свою жизнь с собственным делом. По данным 2017 года в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России зарегистрировано более 5,9 миллионов субъектов МСП, из которых более 5,6 составили микропредприятия (95 %), 267 558 единиц — малые предприятия (4,5 %), 20 935 единиц — средние предприятия (0,4 %) [4].

Статистика говорит сама за себя, действительно, стоит отметить, что открыть собственное дело сегодня гораздо проще, чем пару десятилетий назад. Связано это в первую очередь с тем, что теперь не обязательно иметь существенные финансовые возможности, а вторая весомая причина, я бы даже ее поставил на первое место — это бурное развитие современных технологий с 2000-х годов, одна из которых интернет. С массовым развитием и покрытием интернета в России начинается новый этап развития бизнеса, такой как электронная коммерция. Данный вид предпринимательства невероятно трансформировал предпринимательство. Сегодня, электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. По подсчетам экспертов объем рынка электронной коммерции в 2017 году составил более 1 трлн. рублей [5]. При этом ежегодный прирост составляет десятки процентов.

Можно выделить ряд причин, почему это происходит:

‒ максимальное удобство для потребителей (территориальная доступность и быстрота доставки)

‒ часто более низкие цены, что особенно актуально в кризис

Если смотреть на ситуацию со стороны предпринимателей:

‒ снижение издержек компании (экономия на аренде помещений и его обустройства; нет необходимости в большом количестве квалифицированного персонала)

‒ простота масштабирования бизнеса (начать продажи в другом городе или регионе страны намного проще в отличие от офлайн торговли)

‒ наличие более легких способов и путей постоянного контроля за деятельностью фирмы (сегодня это возможно делать даже со смартфона; произвести инвентаризацию на одном складе проще, чем в магазинах)

Думаю, многие согласятся с вышенаписанными заключениями, так как практически каждый на сегодняшний день покупал товары с помощью онлайн сервисов.

Перейдем непосредственно к практической части статьи, нас будет интересовать исключительно предпринимательский сектор и его взаимодействие с государством. В первую очередь нас будет интересовать налоговое законодательство в Российской Федерации. Если говорить про традиционный бизнес, то на уровне налогового законодательства не возникает практически никаких проблем. С точки зрения бухгалтерского учета все достаточно изучено, прозрачно и понятно. Когда речь заходит об электронной коммерции, все становится не так радужно, возникают более сложные схемы взаимодействия компаний, представляющих электронную коммерцию и их клиентов.

Так, очень часто компании электронной коммерции не знают и не видят своих клиентов «вживую». Это обусловлено особенностью ведения бизнеса. Многие предприятия договариваются с внешней курьерской службой доставки товаров. В этом случае большую роль играет способность компании курьерской доставки предоставлять и доставлять не только товар, но и отвечать перед предприятием электронной коммерции по своим обязательствам, в том числе перед налоговыми органами, это особенно важно когда эти компании уходят с рынка, так как в случае налоговой проверки может стоять проблема выбора ненадлежащего контрагента, когда фирма электронной коммерции продолжает работать, а, например, фирма доставки «уходит» с рынка не дождавшись плановой налоговой проверки. В этом случае, налоговое органы требуют косвенные доказательства реальности заключенных сделок. Такими доказательствами выступают: личные встречи с клиентами, наличие телефонных переговоров с клиентами, писем и других доказательств. Электронной коммерции часто трудно предоставить необходимую информацию, особенно микропредприятиям. Эти вопросы нужно решать на законодательном уровне. Например, ограничить ФНС перечень требований к сохранению этой информации.

Бизнес электронной коммерции очень быстро развивается. Государство рассматривает электронную коммерцию, как часть традиционной офлайн коммерции и не готово принимать оперативно какие-то решения, учитывающие специфику этого бизнеса. Это можно подтвердить следующим примером. Весь мир увлечен покупкой продажей и производством (майнингом) биткойнов, а наше государство до сих пор не определило свою позицию по этой сфере электронной коммерции. До сих пор точно не решено, биткойн — это товар, ценная бумага, разновидность электронных платежных средств. Не понимая этого бизнес не знает, как облагать налогом данный вид деятельности. Неудобство в применении стандартных методов работы, характерных для офлайн торговли, толкает часть предпринимателей на путь работы в «черной» и «серой» зонах налогового регулирования. Дополнительным стимулом использовать это является наличие законодательных пробелов, то есть отсутствие публичной и прозрачной процедуры проверки деятельности предприятия электронной коммерции, отсутствие требований налоговых органов к коммерческим банкам по соблюдению законодательства о предпринимательстве. Например, в среде предпринимательства очень распространено использование личных счетов граждан (формальных владельцев интернет — магазинов) при оплате товаров и услуг электронной коммерции через каналы дистанционного банковского обслуживания. Если бы банки имели инструкции четкие инструкции ФНС по данным вопросам, то часть таких платежей можно было бы выводить в легальное налоговое поле и брать с этого налоги. Сложность таможенного, налогового и банковского регулирования, толкает предпринимателей в электронной коммерции к нелегальным брокерам и использованию частных поставок.

Еще один аспект связан с тем, что начинающие компании в области электронной коммерции работают «неофициально». Связано это с тем, как я уже писал ранее, что схемы взаимодействия между ними и клиентами зачастую более сложные. Также, зачастую молодые компании не обладают достаточными ресурсами для официальной регистрации и вынуждены работать какое-то время неофициально, чтобы понять перспективы бизнеса, а также накопить оборотный капитал, чтобы было возможно продолжать дальнейшее развитие.

Сегодня, государство начинает понимать объемы рынка электронной коммерции и то, какие суммы ежегодно теряет бюджет Российской Федерации. С большой долей вероятности, государство проработает законодательные вопросы, связанные с электронной коммерцией, как один из примеров, в 2017 году активно обсуждался проект введения налога на «Aliexpress». Скорее всего, в ближайшие годы мы станем свидетелями налогового регулирования электронной коммерции. С учетом развития электронных технологий налоговое регулирование электронной коммерции в ближайшее десятилетие превысит налоговое регулирование офлайн коммерции.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 (НК РФ). Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ). Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года.
  4. Российский статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения: 28.05.2018).
  5. Объем рынка электронной коммерции // eCommerce-хаб. URL: https://e-pepper.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.html (дата обращения: 31.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, Российская Федерация, Россия, налоговое регулирование, государство, клиент, налоговое законодательство.


Ключевые слова

электронная коммерция, электронный бизнес, налогообложение электронной коммерции

Похожие статьи

Важность и необходимость развития электронной коммерции...

‒ отставание законодательства от динамично развивающихся отношений в сфере электронной коммерции

Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, Россия, глобальная компьютерная сеть, Российская Федерация, Интернет, платеж, продажа...

Правовое регулирование электронной коммерции...

В настоящей статье будет предпринята попытка определить основные подходы к правовому регулированию понятия «электронной коммерции» на основе рассмотрения законодательства различных стран, а также...

Обзор законопроекта о налогообложении электронных услуг

Развитие электронной коммерции одна из важнейших тенденций современной мировой экономики.

На данный момент российское налоговое законодательство в определенной степени ставит российских поставщиков электронных услуг в менее выгодное положение по...

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Ключевые слова. налоговая система, налоги, налоговая...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения. Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения...

Электронные сервисы налоговых органов Российской...

налоговое администрирование, налоговая система, налоговая реформа, налогоплательщик, налоговая отчетность, Россия, Российская Федерация, орган, электронный документооборот, Федеральная налоговая... Электронная отчетность в контролирующие органы Российской...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей...

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система.

Развитие системы налогового администрирования в Российской...

налоговое администрирование, налоговая система, Россия, налог, налоговое бремя, налоговый контроль, бюджетная система, консолидированный бюджет РФ, Российская Федерация, государственное управление.

К вопросу совершенствования налоговой системы и налогового...

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система.

Особенности предпринимательской деятельности...

Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации.

Правовое регулирование электронной коммерции...

Похожие статьи

Важность и необходимость развития электронной коммерции...

‒ отставание законодательства от динамично развивающихся отношений в сфере электронной коммерции

Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, Россия, глобальная компьютерная сеть, Российская Федерация, Интернет, платеж, продажа...

Правовое регулирование электронной коммерции...

В настоящей статье будет предпринята попытка определить основные подходы к правовому регулированию понятия «электронной коммерции» на основе рассмотрения законодательства различных стран, а также...

Обзор законопроекта о налогообложении электронных услуг

Развитие электронной коммерции одна из важнейших тенденций современной мировой экономики.

На данный момент российское налоговое законодательство в определенной степени ставит российских поставщиков электронных услуг в менее выгодное положение по...

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Ключевые слова. налоговая система, налоги, налоговая...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения. Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения...

Электронные сервисы налоговых органов Российской...

налоговое администрирование, налоговая система, налоговая реформа, налогоплательщик, налоговая отчетность, Россия, Российская Федерация, орган, электронный документооборот, Федеральная налоговая... Электронная отчетность в контролирующие органы Российской...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей...

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система.

Развитие системы налогового администрирования в Российской...

налоговое администрирование, налоговая система, Россия, налог, налоговое бремя, налоговый контроль, бюджетная система, консолидированный бюджет РФ, Российская Федерация, государственное управление.

К вопросу совершенствования налоговой системы и налогового...

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система.

Особенности предпринимательской деятельности...

Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации.

Правовое регулирование электронной коммерции...

Задать вопрос