Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 860 раз

Библиографическое описание:

Сагирова, З. Р. Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов / З. Р. Сагирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40400/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов. Новизна статьи заключается в разработке предложений по усовершенствованию налогового контроля.

Ключевые слова: налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование

Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений, свойственных государству с рыночной экономикой. Основные параметры ее устройства соответствуют общепринятым в мировой практике критериям и учитывают особенности российской экономики. В настоящее время одной из ключевых задач Правительства Российской Федерации является повышение уровня доходов государственного бюджета. Достижение указанного результата, в первую очередь, связано с развитием государственного налогового контроля в рамках задачи повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации в области налогов и сборов, преодоление имеющихся на данном этапе проблем и совершенствование существующих процедур и методов контроля над исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов. [3, с. 421]

Всем известно о существовании такого органа, как Федеральная налоговая служба, которая и ведет контроль за тем, чтобы не было нарушений основ налогового законодательства, а также, чтобы количество добросовестных налогоплательщиков составляло большинство. Данная политика позволило бы увеличить совокупность установленных налоговых поступлений в бюджет государства. Однако, суть данного органа заключается не только в этом, так как значительно важно и совершенствование своей деятельности, реализуя своевременный контроль.

Деятельность по осуществлению налогового контроля протекает в трудных условиях, вызванных в первую очередь проблемами в налоговом законодательстве (многие вопросы, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, остаются за пределами законодательного закрепления в Налоговом кодексе РФ), проблемами в организации работы налоговых органов, негативным отношением налогоплательщиков в целом к налоговой системе и налоговой политике Правительства РФ и др., что влияет на действенность налогового контроля. [5, с. 4]

Одним из проблем осуществления налогового контроля является несовершенство и сложность налогового законодательства. Среди множества таких проблем, можно отметить то, что, НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей налоговой проверке, т. е. письменное уведомление о предстоящем проведении проверки не выписывается. При этом, даже если проверка внезапная, нормы НК РФ дают проверяемому пять дней, в течение которых он может не представлять документы, тем самым сведя на это время выездную налоговую проверку исключительно к обследованию помещений в соответствии НК РФ [1, с. 82]. В связи с этим, Карепина О. И. предлагает упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует: конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов и т. д. Помимо этого она предлагает для того, чтобы усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок, установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок. [2, с. 30]

Рассматривая проблемы налогового контроля, необходимо отметить, что налоговая политика нуждается в инновациях. Международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Поэтому инноваций в системе налогового контроля в РФ можно добиться путем заимствования некоторых зарубежных технологий. [8] Так, например, одним из основных мер в области налоговой политики, которые Правительство РФ будет предлагать реализовать налоговым органам в 2016–2018 годов, является предоставление налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. В рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Такой институт предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций. Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов. [7]

В качестве основных направлений совершенствования налогового контроля в нашей стране С. В. Гомбожаповой предлагает формирование единой информационной базы данных, необходимой для выполнения эффективного налогового контроля, которая подразумевает оперативность и непрерывность наполнения базы данных за счет постоянного и своевременного сбора, обработки и регистрации информации, поступающей в налоговый орган. [6]

Для обеспечения эффективной деятельности налогового контроля необходимо усовершенствовать способы взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами. Необходимо разработать единое программное обеспечение, ввести единый формат представления данных, что позволит существенно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в налоговые органы информаций из других источников из-за разности их информационных баз и систем. Это влечет за собою уменьшение материальных и трудовых затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов. [4, с. 337]

По вышесказанному можно сделать вывод, что одними из основных направлений совершенствования налогового контроля являются модернизация налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов. При этом мероприятия по усовершенствованию налогового контроля должны проходить в соответствии с принципом экономии налогообложения, а именно, расходы на проведение налоговых контрольных мероприятий не должны превосходить доходы от этой деятельности.

Литература:

  1. Галимова И. В. Проблемы налогового контроля в РФ // Царскосельские чтения. — 2014. — № 6. — С. 80–84.
  2. Карепина О. И.. Развитие государственного налогового контроля в РФ в современных условиях // Инновационная наука. — 2016. — № 2. — С. 30–33.
  3. Саркисянц Г. В.. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 421–423.
  4. Толкачев О. А.. Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования налогового администрирования // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 337–339.
  5. Турчина О. В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России // Налоги. — 2010. — № 4. — С. 4–5.
  6. Гомбожапова С. В. Совершенствование налогового контроля с учетом исторического опыта // Автореферат. — Иркутск: ИПО БГУЭП, 2012. — С. 190.
  7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Минфин России. URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 28.02.2017).
  8. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право». URL: http://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 01.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, налоговое законодательство, РФ, налоговая политика, орган, налоговая система, налоговый орган, Российская Федерация, предварительный налоговый контроль, Федеральная налоговая служба.


Похожие статьи

Система налоговых органов: понятие, структура, принципы...

Ключевые слова: налоговые органы, система налоговых органов, компетенция, финансовый контроль. Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014)...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (рис 1)

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов. Федеральные налоги, региональные налоги и местные. Для каждого налога существуют свои особые критерии.

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, налоговое право, акты законодательства о налогах и сборах.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за...

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система.

История развития налогового контроля в Российской Федерации

Сбор налогов с населения введен в 1930 году. Налоговые инспекции (территориальные налоговые органы) — структурные подразделения

1. Красницкий В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 168 с

Теоретические основы налогового контроля РФ

· субъект налогового контроля – представлен системой налоговых органов

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, орган, налоговая система, налоговое администрирование, Российская Федерация, бюджетная система, выездная...

Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения.

Это является выгодным как для налогового органа, так и для налогоплательщика. Налоговики сокращают количество контрольных мероприятий и...

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале...

Понятие налогового контроля непосредственно установлено Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ). Так согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за...

Похожие статьи

Система налоговых органов: понятие, структура, принципы...

Ключевые слова: налоговые органы, система налоговых органов, компетенция, финансовый контроль. Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014)...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (рис 1)

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов. Федеральные налоги, региональные налоги и местные. Для каждого налога существуют свои особые критерии.

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, налоговое право, акты законодательства о налогах и сборах.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за...

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система.

История развития налогового контроля в Российской Федерации

Сбор налогов с населения введен в 1930 году. Налоговые инспекции (территориальные налоговые органы) — структурные подразделения

1. Красницкий В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 168 с

Теоретические основы налогового контроля РФ

· субъект налогового контроля – представлен системой налоговых органов

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, орган, налоговая система, налоговое администрирование, Российская Федерация, бюджетная система, выездная...

Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения.

Это является выгодным как для налогового органа, так и для налогоплательщика. Налоговики сокращают количество контрольных мероприятий и...

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале...

Понятие налогового контроля непосредственно установлено Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ). Так согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за...

Задать вопрос