Обеспечение паром или горячей водой хозяйственно-бытовых и других потребителей на судах производится системами теплоснабжения, состоящими из источников тепла, трубопроводов и различных аппаратов (грелок, водоподогревателей, воздухоподогревателей и т. д.). Источниками тепла на теплоходах в ходовом режиме являются утилизационные котлы, работающие на выпускных газах. Если их производительность недостаточна, подключают вспомогательные котлы, работающие на жидком топливе. На сухогрузных судах при использовании тепла выпускных газов только в системах теплоснабжения, тепловые схемы утилизации обычно получаются избыточными. То же самое имеет место и на танкерах при использовании пара только на общесудовые нужды.
В утилизационную установку, обслуживающую систему теплоснабжения, входит следующее основное оборудование:
– утилизационные котлы;
– газовоздушные подогреватели;
– водяные экономайзеры;
– глушители и газоперепускные клапана при регулировании котлов по газовой стороне;
– оборудование и трубопроводы для питания котлов водой с использованием конденсата из системы расхода пара;
– сепараторы пара;
– приборы автоматики, обслуживающие систему утилизации.
Сочетание тех или иных, утилизационных аппаратов определяет собой схема установки.
Рассмотрим две принципиальные схемы теплоснабжения с паровым и водяным теплоносителями.
На рисунке 1 приведена схема теплоснабжения речного дизель-электрохода типа «Россия» с водяным теплоносителем. Циркуляционные насосы 6 и 10 подают воду в утилизационные котлы 2, где она нагревается до температуры 70–80 С. Горячая вода из котлов через распределительную батарею 3 направляется к потребителям: грелкам водяного отопления 7, подогревателям мытьевой воды 5, подогревателям воздуха 4, подогревателям топлива и масла и т. д. От потребителей вода поступает в сборный бак 9, откуда насосами вновь подается в котлы. Утечки воды из системы компенсируются с помощью гидрофора. На стоянке вместо утилизационных работают вспомогательные котлы 8.
Рис. 1. Схема утилизационной установки с водяным теплоносителем и регулированием паропроизводительности по газовой стороне.
В приведенной схеме регулирование теплопроизводительности утилизационных котлов осуществляется по газовой стороне при помощи установленных перед ними газовых заслонок 1. Этот способ регулирования обычно применяется там, где предусматривается использование пара или горячей воды только на хозяйственно-бытовые нужды судна, т. е. когда производительность и размеры котлов невелики.
На морских судах, где пар утилизационных котлов используется не только на бытовые нужды, но и на турбогенератор, регулирование паропроизводительности осуществляется путем сброса излишков пара на охладитель котловой воды или конденсатор.
Схема теплоснабжения морского лесовоза с паровым теплоносителем и регулированием паропроизводительности путем сброса излишков пара на конденсатор приведена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема утилизационной установки с паровым теплоносителем и регулированием паропроизводительности по паровой стороне.
Утилизационная установка состоит из утилизационного котла 1 с принудительной циркуляцией, с рабочим давлением пара 0.55 МПа, сепаратора 10, цикруляционного насоса 3, питательного насоса 4, теплового ящика 5, цистерны сбора конденсата и вспомогательного котла (на рисунке не показан).
Схемой предусматривается как совместная, так и раздельная работа утилизационного и вспомогательного котлов на общий коллектор свежего пара 2, откуда пар поступает к потребителям. Пар идет к воздухоподогревателям систем кондиционирования воздуха и машинной вентиляции, расходуется на обогрев балласта и пропаривание топливных цистерн, обогрев масляных, топливных и других подогревателей, на паровое отопление и паротушеную камеру, де при наличии катализатора происходит догорание окиси углерода и снижения содержания свободного кислорода.
Литература:
- Акимов П. П. Первые результаты эксплуатации утилизационных установок с турбогенераторами. — «Морской флот», 1969, № 7, с.23–24.
- Бадылькес И. С., Рогозянов В. А. Испытание фреоновой абсорбционной машины. — «Холодильная техника», 1970, № 5, с.18–23.
- Баренбоим А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры — М: «Машиностроение» 1974, 224 с.
- Селиверстов В. М. Утилизация тепла в судовых дизельных установках — Л: «Судостроение» 1973, 256с.
- Ермилов В. Г. Теплообменные аппараты и конденсационные установки — Л: «Судостроение» 1974, 220с.