Роль софизмов в истории развития математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.07.2018

Статья просмотрена: 643 раза

Библиографическое описание:

Хидоятова, М. А. Роль софизмов в истории развития математики / М. А. Хидоятова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51822/ (дата обращения: 27.04.2024).



Известно, что софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое кажется правильным. Каков бы не был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Особенно часто в математических софизмах скрыто выполняются запрещённые действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности». Встречаются софизм, содержащие и другие ошибки.

В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости в математических рассуждениях и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики. Роль софизмов в развитии математики сходна с той ролью, какую играли непреднамеренные ошибки в математических доказательствах, допускаемые даже выдающимися математиками. Уяснение ошибок в математических рассуждениях часто содействовало развитию математики. Особенно поучительна в этом отношении история аксиома Евклида о параллельных прямых. Формулируется эта аксиома, так: «Через данную точку, лежащую вне данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной». Эту аксиому на протяжении более чем двух тысяч лет пытались доказать, т. е. вывести из остальных аксиом геометрии, многие выдающиеся математики разных времён и разных народов. Все эти попытки не увенчались успехом. Многочисленные «доказательства», какие были найдены, оказались ошибочными [3]. «Строгого доказательства сей истины», — писал великий русский математик Н. И. Лобачевский в 1823 году в своем учебнике геометрии, до сих пор не смогли сыскать; какие были даны, могут назваться только пояснением, но не заслуживают быть почтены в полном смысле математическими доказательствами» [1]. И всё же, несмотря на ошибочность этих доказательств, они принести пользу развитию геометрии. Были основательно выяснены связи между различными теоремами геометрии. Можно сказать, что эти «доказательства» подготовили одно из величайших открытий в области геометрии и всей математики- открытие новой неевклидовой геометрии. Честь этого открытия и разработка новой геометрии принадлежит великому русскому математику Н. И. Лобачевскому.

Н. И. Лобачевский и сам сначала пытался доказать аксиому о параллельных, но скоро понял, что этого сделать нельзя. В 1826 году он установил, что утверждение, выражаемое аксиомой о параллельных, при помощи остальных аксиом геометрии доказать нельзя. Путь, идя которым Лобачевский установил невозможность доказательства аксиомы параллельных, и привёл его к открытию новой геометрии. Это открытие прославило русскую математику [1].

Примеров подобного рода можно было бы привести несколько. Они убеждают в том, что преодоление ошибок в математических рассуждениях содействует развитию математики.

Чем же полезны софизмы для излучающихся математику? Что могут они дать?

Разбор софизмов, прежде всего развивает логическое мышление, т. е. прививает необходимых в жизни навыки правильного мышления.

Обнаружить ошибку в софизме это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает повторение ее в дальнейшем в других математических рассуждениях.

Особенно важно, что разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого математического материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Значит, математические софизм заставляют внимательно и настороженно продвигаться вперед, тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записей за допустимостью обобщений, за законностью выполняемых операций. Всё это нужно и полезно. Как приятно бывает обнаружить ошибку в математическом софизме и тем как бы восстановить истину в её правах. И чем труднее софизм, тем больше удовлетворение доставляет разбор его. В этой статье приведены несколько софизмов. При разборе этих софизмов надо постараться самостоятельно найти содержащиеся в них ошибки и отчётливо понять их. Очень важно добиться отчётливого понимания ошибок, иначе софизмы будут бесполезны, и может быть даже вредны.

Задача: Всякий треугольник — равнобедренный [2].

Пусть АВС (рис. 1) — произвольный треугольник. Проведём биссектрису угла А и перпендикуляр к стороне ВС, проходящей через её середину D. Может оказаться так, что точке пересечения биссектрисы и перпендикуляра (К) будет лежать внутри треугольника АВС.

Опустим из точки К перпендикуляры КЕ и КF на стороны АС и АВ. Имеем ∆АЕК=∆ АFК, а значит КЕ = КFи АЕ=АF. Треугольники ВКD и СКD также равны, а поэтому КВ=КС. Остаётся рассмотреть прямоугольные треугольники ВКF и СКЕ. Они равны, так как КЕ = КF и АЕ=АF. Из равенства этих треугольников вытекает, что ЕС=FВ. Возьмём два равенства АЕ=АF и СЕ=ВF. Сложив их по частям, получаем АС=АВ. Аналогично можно провести рассуждения в случае, если точка К будет лежать вне треугольника АВС (рис.2).

Рис. 1.

Рис. 2.

Рассуждения в случае, если точка К будет лежать на стороне ВС (совпадает с D), также не сложны. Во всех случаях, приходим к выводу, что треугольник АВС–равнобедренный. Значит, любой треугольник равнобедренный. Где ошибка?

Ответ: Единственный возможный случай, если треугольник АВС не является равнобедренным, иллюстрируется рисунком 3.

Рис. 3.

Также можно привести много различных примеров “например решения рациональных и иррациональных уравнений и неравенств”, при решении которых способствуют повышению строгости в математических рассуждениях и уяснениям понятий и методов математики.

Литература:

  1. Я. С. Дубнов «Ошибки геометрических доказательствах», Гостехиздать., 1953 г.
  2. В. И. Обреимов «Математические софизмы» Учпедгиз, Москва, 1957 г.
  3. В. Брадис и А. Харчева «Ошибки в математических рассуждениях», Учпедгиз, 1938 г.
Основные термины (генерируются автоматически): софизм, развитие математики, рассуждение, треугольник, великий русский математик, метод математики, остальная аксиома геометрии, повышение строгости, разбор софизмов, сторона ВС.


Похожие статьи

Математические софизмы: обман или путь к открытию?

В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики.

Математические парадоксы и софизмы

Существуют парадоксы в математике.

При разборе математических софизмов выделяются основные ошибки: 1) деление на 0

Геометрические софизмы – это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или...

К вопросу о методике изучения аксиоматического метода в курсе...

Аксиоматический метод формирует умение проводить логические рассуждения и доказывать утверждения на основе данных предложений, что способствует развитию

Быстрое развитие математической логики в начале XX века связано с кризисом в основаниях математики.

Пифагорейская программа как основа развития математики

Центральным в учении Пифагора является не только интенсивное развитие математики как

Геометрия являлась базисом почти для всей строгой математики вплоть до 1600-х годов.

Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения».

GeoGebra как средство визуализации решения задач на уроках...

повышение мотивации учащихся к обучению

Без наглядности не обходится преподавание математики, а в особенности геометрии. Формирование и развитие математических способностей учащихся основано на развитии наглядно-действенного, наглядно-образного, а в...

Математическая мозаика | Статья в журнале «Школьная...»

развитие практико-деятельностных умений в области геометрии

8) логические задачи:«Виды задач на логическое мышление», «Прямая и обратная операции в математике», «Решение логических задач», «Математические софизмы»

Геометрия Лобачевского

Он вошёл в историю математики как революционер в науке и «Коперник геометрии».

Одна из этих аксиом вызывала у ученых подозрение: а нельзя ли ее вывести из остальных постулатов?

5. Аксиома параллельных прямых. Через любую точку, лежащую вне прямой...

GeoGebra как средство решения стереометрических задач

Поэтому школьное образование, ставящее перед собой цель развития всесторонне развитой личности, отводит математике особое место.

Сравнительный анализ методов поиска особых точек... Для проведения исследовательской работы была написана программа для мобильных...

Похожие статьи

Математические софизмы: обман или путь к открытию?

В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики.

Математические парадоксы и софизмы

Существуют парадоксы в математике.

При разборе математических софизмов выделяются основные ошибки: 1) деление на 0

Геометрические софизмы – это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или...

К вопросу о методике изучения аксиоматического метода в курсе...

Аксиоматический метод формирует умение проводить логические рассуждения и доказывать утверждения на основе данных предложений, что способствует развитию

Быстрое развитие математической логики в начале XX века связано с кризисом в основаниях математики.

Пифагорейская программа как основа развития математики

Центральным в учении Пифагора является не только интенсивное развитие математики как

Геометрия являлась базисом почти для всей строгой математики вплоть до 1600-х годов.

Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения».

GeoGebra как средство визуализации решения задач на уроках...

повышение мотивации учащихся к обучению

Без наглядности не обходится преподавание математики, а в особенности геометрии. Формирование и развитие математических способностей учащихся основано на развитии наглядно-действенного, наглядно-образного, а в...

Математическая мозаика | Статья в журнале «Школьная...»

развитие практико-деятельностных умений в области геометрии

8) логические задачи:«Виды задач на логическое мышление», «Прямая и обратная операции в математике», «Решение логических задач», «Математические софизмы»

Геометрия Лобачевского

Он вошёл в историю математики как революционер в науке и «Коперник геометрии».

Одна из этих аксиом вызывала у ученых подозрение: а нельзя ли ее вывести из остальных постулатов?

5. Аксиома параллельных прямых. Через любую точку, лежащую вне прямой...

GeoGebra как средство решения стереометрических задач

Поэтому школьное образование, ставящее перед собой цель развития всесторонне развитой личности, отводит математике особое место.

Сравнительный анализ методов поиска особых точек... Для проведения исследовательской работы была написана программа для мобильных...

Задать вопрос