Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.07.2018

Статья просмотрена: 839 раз

Библиографическое описание:

Атаева, Е. О. Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Е. О. Атаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51244/ (дата обращения: 05.07.2020).



Изучением личности занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. В трудах Л. С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это происходит с помощью иных, способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания [2, с. 134].

Ребенок с нарушением слуха зачастую лишается возможности слушать музыку, смотреть телевизор, слышать звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П. Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных видов эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия. Так же дети не дифференцируют речевые и неречевые звуки [1, с. 98].

Отечественные психологи, такие как: Л. С. Выготский; С. Я. Рубинштейн; П. Я. Гальперин, в качестве лидирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, выплаченный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и происходит развитие способностей и формирование личности [3, с. 198].

Нарушение слуха — проблема социальная. Л. С. Выготский назвал данный дефект — «социальным вывихом». Это основная причина детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный выброс, совершенно аналогично телесному вывиху, когда грубо разрываются обычные связи и соединения, и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами [2, с. 170].

Главная проблема социализации — это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному искажению личности.

Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет или останавливает процесс усвоения информации и неблагоприятно сказывается на фoрмирoвaнии личнoсти. Труднoсти в oбщении могут привести к формированию негативных черт личности, именно поэтому, многие дети с нарушением слуха агрессивны, вспыльчивы и замкнуты [5, с. 33].

Дaнный дефект сужает круг общения, ограничивает социальные связи. В связи с этим у ребенка возникают проблемы с рaзвитием речи, объемом внимания, памяти и возникает замедленный темп становления личности.

Дети с нарушением слуха замечают, что окружающие относятся к ним не так, как остальным детям. Ребенок чувствует любовь, заботу, уважение, сострадание, жалость, но в это же время ребенок чувствует себя обузой и ненужным в данном обществе. Отсюда возникают эгоцентрические черты личности.

Для детей с нарушенным слухом характерно преувеличение своих возможностей, проявление лидерства в своем обществе, завышенная самооценка. Дети недостаточно контролируют себя и свои эмоции. Трудности связаны и с особенностями овладения связной речью: слово воспринимается не как одна смысловая единица, а как последовательность элементов [4, с. 416].

Проанализировав литературу можно сделать вывод, нарушение слуха приводит к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс получения информации, либо полностью

Дети обладают завышенной самооценкой, они агрессивны, замкнуты в себе и не готовы принимать помощь со стороны взрослых. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей, как в общении, так и в психофизическом развитии. Эти особенности не позволяют им эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Особенности личности детей с нарушением слуха характеризуется наличием эгоцентрических черт, таких как: злость, агрессивность, замкнутость, неадекватная самооценка и негативное отношение к социуму [1, с. 54].

Таким образом, развитие личности у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у детей, развивающихся в норме. Самооценка таких детей зачастую завышена, в сравнении с нормой. Дети проявляют негативизм, злость, вспыльчивость и агрессию.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — с. 3–203
  2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. с. — 134; 170
  3. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М, 2001. с. — 198
  4. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов.- М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.
  5. Сурдопедагогика/ под редакцией Е. Г. Речицкой. — М., 2004. с. — 33
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, формирование личности, развитие личности, завышенная самооценка.


Похожие статьи

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный

Неадекватная самооценка – (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки...

Самооценка является важнейшим показателем развития личности.

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка, особое внимание.

Социализация детей с нарушением слуха в современном...

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей

Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих...

Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха...

Библиографическое описание: Идаева Р. А. Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие

Семья, как социальный институт воспитания, занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

К вопросу об особенностях становления личности...

Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ широк, как и внутри самих групп, включая как легкие нарушения развития, так

В данном аспекте могут фигурировать такие особенности личности ребенка-инвалида, как неадекватная самооценка — переоценка или...

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка. родитель, ребенок, завышенная самооценка, заниженная самооценка, Самооценка, ребенок

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Возможности работы педагога-психолога с семьей по...

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование

Психологические особенности развития личности в младшем...

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Развитие социальной уверенности у детей старшего... - самооценка (завышенная адекватная — неадекватная, средняя, заниженная); - усвоение социальной

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Похожие статьи

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный

Неадекватная самооценка – (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки...

Самооценка является важнейшим показателем развития личности.

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка, особое внимание.

Социализация детей с нарушением слуха в современном...

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей

Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих...

Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха...

Библиографическое описание: Идаева Р. А. Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие

Семья, как социальный институт воспитания, занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

К вопросу об особенностях становления личности...

Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ широк, как и внутри самих групп, включая как легкие нарушения развития, так

В данном аспекте могут фигурировать такие особенности личности ребенка-инвалида, как неадекватная самооценка — переоценка или...

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка. родитель, ребенок, завышенная самооценка, заниженная самооценка, Самооценка, ребенок

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Возможности работы педагога-психолога с семьей по...

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование

Психологические особенности развития личности в младшем...

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Развитие социальной уверенности у детей старшего... - самооценка (завышенная адекватная — неадекватная, средняя, заниженная); - усвоение социальной

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Задать вопрос