В статье приведены результаты анкетирования студентов стоматологического факультета по вопросам медицинской профилактики в стоматологии и реализации профилактических мероприятий в ежедневной практической работе. Установлено, что студенты старших курсов в большей степени выполняют собственные индивидуальные профилактические мероприятия и ведут здоровый образ жизни, чем студенты младших курсов. Более половины опрошенных студентов имеют желание увеличить теоретическое и практическое обучение профилактике стоматологических заболеваний.
Ключевые слова: профилактика, стоматологические заболевания, профилактические знания.
Среди актуальных проблем современной стоматологии профилактика заболеваний твердых тканей зубов и слизистой оболочки полости рта занимает одно из важных мест.
Целью медицинской профилактики является сохранение имеющегося у человека здоровья [1]. Идея о том, что легче предупредить заболевание, чем вылечить больного человека, известна со времён Гиппократа. Около 50 % общих и местных факторов, влияющих на стоматологическое здоровье, связаны с образом жизни человека, поэтому среди методов профилактической работы важное место отводится санитарному просвещению [2].
К факторам риска развития болезней полости рта относят нездоровое питание, употребление табака и чрезмерное употребление алкоголя. Они также являются факторами риска развития четырех основных групп хронических болезней: сердечно — сосудистых заболеваний, рака, хронических респираторных заболеваний и диабета. Плохая гигиена полости рта также является фактором риска развития стоматологических заболеваний [3]. Развития данной патологии можно избежать, посещая стоматолога регулярно с целью профосмотров.
Цель исследования — оценить профилактические знания и навыки студентов — стоматологов по вопросам медицинской профилактики в стоматологии и реализации профилактических мероприятий в ежедневной практике.
Материалы и методы. Для реализации поставленной цели было проведено анкетирование 83 студентов 3-го, 4-го и 5-го курсов стоматологического факультета учреждения образования «БГМУ» Республики Беларусь. Среди опрошенных было 27 (32,53 %) студентов 3-го курса, 28 (33,73 %) студентов 4-го курса и 28 (33,73 %) — 5-го курса, из них 56 лиц женского пола и 27 мужского (67/33 %). Средний возраст студентов составил 20,6 лет. Все студенты, принимавшие участие в опросе, подписали добровольное согласие. Для статистической обработки данных использована программа Excel 2010.
Результаты и их обсуждение. При ответе на блок вопросов о собственной гигиене полости рта и характере питания 100 % студентов — стоматологов отметили, что ежедневно чистят зубы, при этом 88 % студентов делают это чаще одного раза в день, 12 % студентов — 1 раз в день. В 95 % случаев студенты используют фторидсодержащую зубную пасту. Значительно реже респондентами осуществляется использование дополнительных средств гигиены для очищения проксимальных поверхностей зубов: ежедневно пользуются ими 36 % студентов (33 % — 3 курс, 29 % — 4 курс, 25 % — 5 курс), 4 % студентов 3 курса и 7 % — 5 курса никогда не чистили межзубные промежутки, 16 % делают это реже, чем раз в неделю (11 % — 3 курс, 14 % — 4 курс, 21 % — 5 курс), 13 % — раз в неделю (4 % — 3 курс, 25 % — 4 курс, 11 % — 5 курс), 31 % (30 % — 3 курс, 32 % — 4 курс, 32 % — 5 курс) — несколько раз в неделю. В качестве перекусов употребляют сахаросодержащие продукты от случая к случаю 46 % студентов, дважды в день — 18 % студентов, три раза в день и более — 17 %, раз в день — 13 %, редко или никогда — 6 % студентов.
Вредную привычку курения сигарет признали 25,3 % студентов (26 % — 3 курс, 25 %- 4 курс, 25 % — 5 курс).
При ответе на вопрос о причине, по которой опрашиваемые последний раз были на приеме у врача-стоматолога, 83 % студентов (78 % — 3 курс, 86 % — 4 курс, 86 % — 5 курс) указали профилактический осмотр и 4 %– острую боль.
При ответе на блок вопросов о компетентности и ориентации на профилактическую помощь были получены следующие данные: 83,1 % студентов (93 % — 3 курс, 96 % — 4 курс, 97 % — 5 курс) чувствуют себя компетентными при проведении профилактических мероприятий у пациентов. Однако 56 % студентов (56 % — 3 курс, 43 % — 4 курс, 71 % — 5 курс) считают, что теоретическое и практическое обучение профилактике стоматологических заболеваний на стоматологическом факультете необходимо увеличить.
Высокие результаты были продемонстрированы респондентами в знаниях об основных методах фторпрофилактики: 80 % студентов (85 % — 3 курс, 61 % — 4 курс, 93 % — 5 курс) согласны с мнением, что фторирование питьевой воды — эффективный, безопасный и действенный способ профилактики кариеса, а 96 % студентов полагают, что для предотвращения кариеса чистка зубов должна осуществляться с использованием фторидсодержащей пасты.
Также все опрашиваемые единодушны во мнении, что герметики эффективны в отношении профилактики кариеса ямок и фиссур моляров, и что медработники должны регулярно мотивировать пациентов к поддержанию здоровья полости рта. 96 % учащихся придерживаются мнения о повышении шансов пациентов на улучшение стоматологического поведения при консультации специалистами. 88 % студентов согласны с мнением, что врачи служат примером для подражания своим пациентам.
Примечательно, что 81 % студентов (82 % — 3 курс, 82 % — 4 курс, 78 % — 5 курс) дают своим пациентам рекомендации по питанию. 41 % студентов всегда (41 % — 3 курс, 57 % — 4 курс, 64 % — 5 курс) проводят аппликации фторидов своим пациентам. 63 % студента всегда и 27 % часто рекомендуют своим пациентам отказаться от курения.
Выводы. Согласно полученным результатам, студенты 4-го и 5-го курсов меньше подвержены пагубной привычке курения сигарет, чем студенты 3 курса. Также студенты старших курсов более мотивированы в плане профилактических визитов к стоматологу (86 % — 5 курс, 78 % — 3 курс), чувствуют себя более уверенными при проведении профилактических мероприятий пациентам (93 % — 3 курс и 97 % — 5 курс). Также студенты старших курсов чаще проводят аппликации фторидов своим пациентам. Однако более половины опрошенных считают, что теоретическое и практическое обучение профилактике стоматологических заболеваний на стоматологическом факультете необходимо увеличить.
Литература:
- Попруженко, Т. В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т. В. Попруженко, Т. Н. Терехова. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 464 с.
- Oral health surveys: basic methods — 5th ed. WHO, 2013. — 125 p.
- Леус П. А. Коммунальная стоматология / Леус П. А. — Брест: ОАО «Брестская типография», 2000. — 284 с.
- http://med.by/content/ellibsci/RNPCMEIR/rnpcmeir_2016_18.pdf