Школьная система независимой оценки качества образования как условие повышения качества образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 25.06.2018

Статья просмотрена: 669 раз

Библиографическое описание:

Иващенко, Л. Е. Школьная система независимой оценки качества образования как условие повышения качества образования / Л. Е. Иващенко, А. С. Ефимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51519/ (дата обращения: 27.04.2024).



Повышение качества образования как одно из важнейших составляющих социальной сферы требует богатого инструментария оценки. Существующие инструменты — ВСОКО, РДР, ВПР и НИКО — лишь внедряются в управленческие процессы школы и не всегда достаточно объективны либо из-за того, что имеют интересантов, умышленно искажающих результат оценки, либо вследствие недостаточной практики внедрения. Действенным способом исключить интересантов из процедур оценки качества является создание внутришкольной независимой системы оценки качества образования.

Функционирование системы образования на всех уровнях напрямую зависит от значительного количества процедур и процессов. Руководителями и персоналом организаций, занимающихся образовательной деятельностью, эти процедуры воспринимаются как проявления внешней среды. Увы, такое отношение переносится и на независимую оценку качества образования, детализированную в ст. 95 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Участие школ в разнообразных внешних мониторингах, составлении рейтингов, диагностиках, к сожалению, носит принудительный характер, который порой приводит к слиянию независимой оценки и административного контроля.

На фоне преобразований в социальной среде, получивших отражение в новых образовательных стандартах, можно говорить о кризисе институционального образования. Педагогическая общественность обязана в этих условиях продемонстрировать высокую ответственность, проявить инициативу, избежать формализма и косности. В полной мере это касается оценки качества образования (ОКО), как одной из важнейших составляющих социальной сферы. На данный момент, инструментов измерения три:

  1. Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО). Система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует ОО, и результатах освоения программ обучающимися. Совокупность процедур ВСОКО называется Внутришкольный контроль (ВШК). Результаты ВСОКО отражаются в ежегодном отчете о самообследовании образовательной организации.
  2. Региональные и федеральные измерения, к которым относятся Всероссийские проверочные работы (ВПР), региональные диагностические работы (РДР). В некоторый период к этим измерениям относилась и Государственная итоговая аттестация, показатели которой определяли как качество работы педагога (в ряде регионов они существенно сказывались на присвоении учителю квалификационной категории), так и эффективность педагогической системы школы, что отражалась в полуофициальных рейтингах школ по среднему баллу ЕГЭ [1].
  3. Независимая оценка качества образования (НИКО). Это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям.

Исходя из определений, первые два инструмента являются зависимыми. Прежде всего, потому, что лица, проводящие оценку, заинтересованы в определенных её результатах. Естественно, они могут не иметь намерения искажать результаты, или не решится на это искажение, опасаясь перепроверки своих действий. Однако, в июне 2018 г. нами было просмотрено 20 отчетов о самообследовании образовательных учреждений Санкт-Петербурга, и в заключительной части каждого из них отмечена исключительно положительная динамика ключевых показателей качества образования: освоения образовательных программ, усвоения ценностей здорового образа жизни, участия в общественном движении (конкурсах, олимпиадах, играх). Речь не о том, что показатели, о которых идет речь, фальсифицируются, но о желании обратить внимание читателя на положительные явления, и умолчать о проблемах.

Важным условием успешности проведения федеральных и региональных измерений является исключение такого явления, как имитация образовательных результатов. Для того, чтобы этого добиться, необходимо исключить появление лиц, заинтересованных в этой имитации. Сейчас же показатели региональных и федеральных работ учитываются, например, при определении квалификационной категории учителя, то есть определяют его материальное положение.

В этих условиях именно система независимой оценки позволяет обеспечить объективность получаемых результатов, поскольку минимизирует риск искажения результатов в результате деятельности интересантов и позволяет предельно быстро внедрить новые направления и критерии оценки, ввиду большего количества субъектов оценивания — юридических лиц, среди которых могут быть как образовательные организации, НКО, коммерческие рейтинговые агентства, разнообразные общественные организации — советы, ассоциации, экспертные сообщества и даже отдельные независимые эксперты. На данный момент практика независимой оценки еще не сложилось, поэтому поиск сторон, осуществляющих независимую оценку — актуальное требование времени. В этом контексте актуален опыт образовательных организаций, внедряющих практику независимой оценки в разные области своей деятельности.

В Приморском районе реализуется проект сетевого взаимодействия, в который включены университет ИТМО, Информационно-методический центр района и ряд образовательных организаций. В частности, в школе № 630 разработана и применяется система независимых педагогических измерений в образовательной деятельности в области ИКТ. К преимуществам внутришкольной системы независимой оценки качества образования относится, во-первых, появление дополнительного инструментария измерения показателей качества образования, во-вторых, возможность измерить уровень сформированности компетенций, не связанных с изучаемыми на определенной ступени предметами. Например, речь идет об уровне сформированности ИКТ-компетенций в начальной школе и 5–6 классах, где предмет «Информатика» отсутствует, а необходимость применения ИКТ есть, или об уровне рецепции духовно-нравственных ценностей, транслируемых в рамках освоения предметной области ОДНКНР.

Литература:

  1. Эксперт: Интерес родителей к ВПР снижается по мере взросления детей | РИА Новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/sn_edu/20180219/1514891668.html
  2. Рейтинг школ Санкт-Петербурга по итогам ЕГЭ [Электронный ресурс] URL: http://www.shkola-spb.ru/ege/best_schools/v1
  3. Метрологический подход к понятию профессиональной компетентности специалиста // Известия высших учебных заведений. Приборостроение. — 2009. — Т. 52. — № 9. — с. 82–85
  4. Опыт внедрения системы независимой оценки качества подготовки выпускников начальной школы в предметной области «Литературное чтение» // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 12–13 ноября 2015 г. — 2015. — с. 120–124
Основные термины (генерируются автоматически): независимая оценка, независимая оценка качества образования, образовательная деятельность, социальная сфера.


Похожие статьи

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного

Библиографическое описание: Сейдаметова Э. Н. Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного...

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое

Похожие статьи. Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки...

В Законе об образовании читаем: качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...

Качество социальных услуг: методологические и правовые...

Ключевые слова: социальная услуга, социальная сфера, рынок платных услуг, управление качеством социальных услуг.

Так, общественные организации и профессиональные сообщества участвуют в формировании независимой системы оценки качества работы...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

Независимая оценка профессиональных квалификаций — это еще одна форма участия работодателей и профессиональных сообществ в процедурах внешней оценки качества образовательных программ.

Использование шкал ECERS-R при оценке качества...

– Институтами независимой оценки качества образования для экспертизы качества образования дошкольной образовательной организации. В России уже два региона используют шкалы ECERS-R, как инструмент оценки качества образования...

Проблема повышения качества образования в вузе

Важнейшей составляющей частью оценки качества образования является оценка качества «конечного продукта».

Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими: государственным стандартом высшего профессионального...

Системное управление качеством образования

К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования

 совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале...

и реализации образовательной политики; отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности [6].

Похожие статьи

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного

Библиографическое описание: Сейдаметова Э. Н. Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного...

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое

Похожие статьи. Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки...

В Законе об образовании читаем: качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...

Качество социальных услуг: методологические и правовые...

Ключевые слова: социальная услуга, социальная сфера, рынок платных услуг, управление качеством социальных услуг.

Так, общественные организации и профессиональные сообщества участвуют в формировании независимой системы оценки качества работы...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

Независимая оценка профессиональных квалификаций — это еще одна форма участия работодателей и профессиональных сообществ в процедурах внешней оценки качества образовательных программ.

Использование шкал ECERS-R при оценке качества...

– Институтами независимой оценки качества образования для экспертизы качества образования дошкольной образовательной организации. В России уже два региона используют шкалы ECERS-R, как инструмент оценки качества образования...

Проблема повышения качества образования в вузе

Важнейшей составляющей частью оценки качества образования является оценка качества «конечного продукта».

Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими: государственным стандартом высшего профессионального...

Системное управление качеством образования

К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования

 совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале...

и реализации образовательной политики; отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности [6].

Задать вопрос