Авторы: Графина Екатерина Михайловна, Мареева Татьяна Павловна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Графина Е. М., Мареева Т. П. Приоритетные инновации в образовании // Молодой ученый. — 2016. — №6.3. — С. 16-18.



В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Ключевые слова: модернизация образовательного процесса, портфолио, организационное обеспечение, научно-педагогическое обеспечение, инновационная направленность.

В последнее время модернизации социальной и экономической составляющим общества уделяется значительное внимание. Речь здесь идет не только о проработке определенных механизмов взаимодействия и осуществления ряда государственных программ, а скорее об эффекте, связанном с их реализацией. Ориентация на экономику знаний для России в этой связи порождает множество различных вопросов в области образования, ибо именно эта сфера является основной «кузницей кадров» нового общества [4].

На сегодняшний день, при оценке качества образовательных услуг в Российской Федерации, следует выделить ряд негативных проявлений: низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления; слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров; недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики; отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности [6].

С другой стороны, нельзя не отметить положительные тенденции, проявляющиеся в виде реализации приоритетных национальных проектов, различных федеральных и региональных программ поддержки, а также комплексная материально-техническая модернизация образования. Последняя представляет собой процесс, который, на наш взгляд, должен опираться не только на прошлый мировой и отечественный опыт, но и прогнозировать общие тенденции развития в будущем. Необходимо не просто перенимать современные технологии в области и адаптировать их в стране, но прорабатыватьи создавать качественно новые образовательные институты на той существующей материально-технической базе с активным государственным и частным инвестированием.

В России происходит формирование новой системы образования, ориентированной на глобальное образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными инновациями как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы. Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности — это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы [9].

В своей статье мы рассмотрим приоритетные инновации, которые, по-нашему мнению, могли бы улучшить образование.

  1. Портфолио

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике. Помимо этого бытует мнение, что школа XXI-го века — это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании. Однако, не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя. Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется. Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются: повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»; раскрытие личных способностей каждого школьника; постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития. развитие положительных нравственных качеств; развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях; мотивация стремления к самосовершенствованию. «Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам. Портфолио школьника — это первый шаг на этапе формирования собственногоЯ ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции. Среди особенностей портфолио школьников можно выделить: портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке; портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений; портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах — социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию. портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения. применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха». [3,4]

  1. Усовершенствование организационного обеспечения системы образования.

Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации способствует удовлетворению спроса работников и предприятий на актуальные знания, навыки, компетенции, соответствующие быстро меняющимся тенденциям научно-технологического и социального развития, а также созданию институциональных условий, позволяющих предприятиям наиболее эффективно осуществлять повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров, а работникам — активно участвовать в различных формах непрерывного образования.

В последние годы ЕГЭ — предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности.

Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.

Во-первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.

Во-вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенции учеников.

В-третьих, созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования. [2]

Важнейшие направления инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического обеспечения системы образования.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Таким образом, нашему образованию требуется ещё много доработок, чтобы стать лучше и доступнее. Но главным образом, образование можно улучшить через развитие мотивации к обучению у детей. Уровень образования зависит также от компетентности педагогов. [2]

Литература:

  1. Инновации в образовании. Макарова Светлана Эдвардовна ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» кандидат филосовских наук, доцент кафедры философииhttp://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538
  2. Инновационные процессы в образовании. Важнейшая инновационнаядеятельность в образовании. http://otveti-examen.ru/pedagogika/22-voprosy-k-ekzamenu-po-innovatsionnym-protsessam-v-obrazovanii.html?start=11
  3. Кузнецова М. С., Турек Ю. И., Польшакова Н. В. Место и роль информационных технологий в экономической науке и практике //Сборник: Современное общество, образование и наукасборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 89–91.
  4. Юдакова А. В., Польшакова Н. В. Внедрение информационных технологий в образование студентов // Сборник:Инновации, качество и сервис в технике и технологияхСборник научных трудов 5-ой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А. А.. Курск, 2015. С. 374–376.
  5. Фатеева И. А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом [Текст] / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. — 2012. —№ 12. — С. 526–528 Яковлев А. С. Механизм образовательного процесса и необходимость его совершенствования./А. С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. — № 4(14), 2010, С. 127–131
    Основные термины (генерируются автоматически): системы образования, педагогической деятельности, обеспечения системы образования, передового педагогического опыта, информационных технологий, Международной научно-практической конференции, создания портфолио, непрерывного образования, инновационных процессов, развитие системы образования, материально-техническая модернизация образования, процесс обезличивания образования, оценки качества образования, традиционной системы образования, новой системы образования, контексте педагогической деятельности, теории педагогической деятельности, инновационной направленности педагогической, повышения эффективности образования, формах непрерывного образования.

Ключевые слова

портфолио, модернизация образовательного процесса, организационное обеспечение, научно-педагогическое обеспечение, инновационная направленность

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос